Мир в обмен на острова: смогут ли Путин и Абэ договориться о Курилах

Зачем приезжает Абэ
Встреча в Кремле во вторник, 22 января, станет для президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ первой в этом году и 25-й за время работы на своих постах. В центре внимания — переговоры о возможности заключения между странами мирного договора, который так и не был подписан после Второй мировой войны.
Накануне визита японское информагентство Kyodo со ссылкой на правительственные источники сообщило, что Токио может согласиться на заключение с Россией мирного договора, если Япония получит острова Курильской гряды — Шикотан и Хабомаи. Настаивать на передаче двух других островов — Итурупа и Кунашира — Токио не будет, потому что Москва на это не согласится «ни при каких обстоятельствах», заявил агентству высокопоставленный чиновник.
Для Абэ решение многолетнего спорного вопроса в отношениях с Россией — одна из главных задач на посту премьера, который он во второй раз занял в 2012 году. Нынешний год он начал с визита в родной город Нагато, где на могиле отца поклялся приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор.
Россия к переговорам готова. В конце 2018 года на итоговой пресс-конференции Владимир Путин говорил, что Москва искренне намерена заключить с Токио мирное соглашение. Неделю назад министр иностранных дел России Сергей Лавров провел в Москве переговоры со своим японским коллегой Таро Коно.
Чем известны Курильские острова
Курильские острова (всего 56) расположены между полуостровом Камчатка и японским островом Хоккайдо, разделяют Охотское море и Тихий океан. Острова образуют две параллельные гряды: Большую Курильскую и Малую Курильскую. Общая протяженность — около 1200 км, общая площадь — 10,5 тыс. кв. км. К югу от них проходит государственная граница России с Японией.
Спорными являются четыре острова в южной части архипелага — Итуруп, Кунашир, Шикотан и необитаемая гряда Хабомаи. Самый крупный из обсуждаемых островов — Итуруп — имеет площадь 3187 кв. км. Площадь Кунашира меньше — 1490 кв. км, Шикотана — около 252,9 кв. км, островов Хабомаи — около 100 кв. км. По данным Росстата за 2018 год, самый густонаселенный остров из них — Кунашир, там проживают около 8800 человек. На Итурупе — 6409 человек, на Шикотане — 2820 человек, на островах Хабомаи гражданского населения нет — только пограничники. Абэ уже заявил, что даже в случае передачи островов их жители, если захотят, смогут остаться.

На Шикотане находятся морской терминал «Крабозаводск», портовый пункт «Малокурильское», а также есть вертолетная площадка. Во всей Южно-Курильской зоне Тихого океана с января по сентябрь 2018 года было выловлено 113 083 т рыбы, по данным Федерального агентства по рыболовству. Это примерно 2,9% от общероссийского улова за тот же период (почти 3,9 млн т).
Отдает ли Россия свои территории
Ранее при решении территориальных споров Россия уже соглашалась на передачу оспариваемых земель — при демаркации российско-китайской границы в 2005 году. В результате проведения межгосударственной границы по центру реки Амур Китай получил остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. Площадь переданных Китаю земель составила 337 кв. км — это чуть меньше, чем общая площадь островов Шикотан и Хабомаи.
Как спорили Россия и Япония из-за Курил
До 1855 года статус и принадлежность островов никак не регулировались. В 1855 году, в разгар Крымской войны, между Россией и Японией был заключен Симодский трактат — он установил дипломатические отношения между странами. Трактат определил границу между Россией и Японией, которая прошла через пролив Фриза. Острова Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир были закреплены за Японией, а Сахалин оставался в совместном владении. Через 20 лет, в 1875 году, стороны заключили Петербургский договор — по нему Япония отказалась от претензий на Сахалин, получив взамен все Курильские острова.
По итогам русско-японской войны, закончившейся в 1905 году, Россия лишилась южной половины Сахалина (от 50-й параллели), однако после окончания Второй мировой войны СССР вернул себе не только Сахалин, но и все Курильские острова — это было главным условием, которое СССР выдвинул союзникам для вступления в войну с Японией. В ходе месячной советско-японской войны погибли 36 тыс. советских военнослужащих, Япония потеряла около 84 тыс. человек. При занятии Южно-Курильских островов советские войска практически не встречали сопротивления.
По Сан-Францисскому договору 1951 года Япония отказалась от претензий на Курилы. СССР не стал подписывать договор, потому что на конференцию не пригласили Китай, что советская делегация посчитала недопустимым.
В 1956 году Россия и Япония подписали Московскую декларацию. В девятой статье документа советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и несколько необитаемых островов Хабомаи с условием, что фактический их переход под контроль Японии будет произведен после заключения мирного договора. В том же году документ ратифицировали обе страны.
Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства о передаче островов. Япония, в свою очередь, стала требовать передать ей все четыре острова. Современная позиция Японии в вопросе принадлежности Южных Курил подробно изложена на сайте МИДа страны: Япония никогда не захватывала Южные Курилы у России, поэтому у союзников по антигитлеровской коалиции не было оснований их отнимать, считает Токио. Кроме того, нападая на Японию, СССР нарушил пакт о нейтралитете, заключенный между странами в 1941 году.
В 2016 году во время визита в Японию Владимир Путин с Синдзо Абэ договорились проработать возможность ведения совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах, но пока договориться не удалось. В феврале 2017 года при МИД Японии был создан Совет по совместной экономической деятельности.
Почему обе стороны пошли на переговоры
Для Токио принадлежность Южно-Курильских островов — вопрос престижа, объяснил в разговоре с РБК бывший посол России в Японии Александр Панов. «Японцы считают, что пока этот вопрос не решен, для них не закончилась Вторая мировая война, — сказал он. — В 1941 году СССР и Япония подписали пакт о нейтралитете, японцы соблюдали нейтралитет, даже когда немцы оказывали на них давление, тогда как СССР в августе 1945 года его нарушил. С точки зрения японцев, СССР повел себя как «вор на пожаре», вступил в войну, чтобы захватить территории».
Неоформленная, непризнанная граница в отношениях между странами — уязвимое место, отметил в разговоре с РБК директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. «Из-за непризнания границ могут случаться инциденты, такие как, например, недавний российско-украинский инцидент в Азовском море», — сказал он. «В более широком смысле России необходимо подключить Японию к собственной программе модернизации страны, трансформировать существующие отношения в отношения близкого соседства, какими долгое время были отношения между постсоветской Россией и Германией. Без решения территориального спора возможности двусторонних отношений ограничены», — считает эксперт. К тому же отсутствие прогресса на этом направлении лишь способствует сближению Японии с США, добавил Тренин.
Возможный компромисс с Японией может увеличить свободу действий России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, считает политолог Михаил Виноградов. «Находясь в изоляции со стороны западных стран, Россия обречена на зависимость от Китая, а укрепление связей с Японией создает альтернативу российско-китайским отношениям», — объяснил эксперт. В целом же достижение договоренностей с Японией вряд ли может стать переломным моментом в отношениях с Западом.
Быстрый темп российско-японских переговоров задает Абэ, отмечает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. Достигнутую между Путиным и Абэ договоренность в Сингапуре Токио использует как возможность форсировать переговоры о заключении мира и возможной передаче островов, говорит эксперт. По его мнению, Абэ рассчитывает добиться результатов к предстоящему в июне в Осаке саммиту G20, однако напористость Токио не нравится Москве.