Феррари изложил общую процедуру рассмотрения таких дел, как дело Дерипаски против Минфина США. OFAC должно будет ответить на жалобу путем подачи либо ходатайства об отклонении иска (motion to dismiss), либо ходатайства о вынесении решения в упрощенном (ускоренном) порядке (motion for summary judgment). Второе означает решение суда без полного судебного разбирательства и выносится, когда суд заранее считает, что у истца нет никаких разумных шансов на выигрыш. «Такие типы дел — это апелляции на решения федеральных агентств, то есть суд разрешает их, основываясь на материалах, которые OFAC создало в поддержку внесения лица в санкционный список», — сказал Феррари. «Это не процесс по установлению фактов, но OFAC придется предоставить для суда административные материалы, на основании которых было принято решение о наложении санкций. Бремя доказывания для OFAC заключается в том, была ли у них обоснованная причина считать, что санкционируемое лицо соответствует критериям для наложения санкций», — добавил он.
OFAC внесло Дерипаску в санкционный список по двум формальным критериям: за то, что Дерипаска действует от имени или в интересах «высокопоставленных должностных лиц Российской Федерации», а также за то, что он работает в «энергетическом секторе» России. В дополнение ведомство привело ряд предположений о том, что Дерипаска замешан в отмывании денег и связан с организованной преступностью.
«Даже если некоторые утверждения могут показаться публике самоочевидными, OFAC все равно нужно предъявить доказательства. Они не могут просто прийти в суд и сказать «ну это же всем известно», — пояснил Феррари.
Разрешение на оплату услуг
Феррари также рассказал РБК, что ему не понадобилось обращаться к OFAC за лицензией на оказание услуг для Дерипаски за деньги. В рамках санкционной программы по России/Украине действует общее разрешение на представление интересов подсанкционных лиц в суде по вопросам наложения на них санкций США, сообщил он. Ferrari & Associates нужно было только направить в OFAC уведомление о представлении интересов Дерипаски.
Лица под санкциями очень редко обращаются в американские суды с требованием снять с них санкции. Считается, что это не приводит к результату. Юридическая фирма White & Case писала в октябре 2014 года, что случаев, когда суды США выносили решения об отмене санкций OFAC, не зафиксировано. С тех пор ситуация не изменилась. Максимум, что признавали суды, — это то, что OFAC в ряде случаев нарушила право подсанкционных лиц на надлежащие правовые процедуры (due process). Есть прецедент, когда обращение в суд хронологически привело к снятию санкций с хорватского генерала Анте Готовины в 2014 году. Но тогда OFAC отказалось участвовать в судебном процессе и просто сняло с Готовины санкции через некоторое время после того, как его юристы обратились с жалобой в суд.
Дерипаска мог подать петицию непосредственно в OFAC об исключении из санкционного списка, но решил, что «при нынешнем политическом климате рассчитывать на справедливое рассмотрение его ходатайства в административном порядке вряд ли возможно».
Иск Дерипаски к Минфину США был подан через полтора месяца после того, как Минфин США снял санкции с компаний Дерипаски — UC Rusal, En+ и «Евросибэнерго». Свое решение миллиардер объяснил тем, что попадание в санкционный список нанесло ущерб его репутации. «Я потратил 30 лет своей жизни на создание компаний, которые являются основными игроками в мировой экономике, и не позволю, чтобы эта тяжелая работа — наряду с миллионами рабочих мест — была разрушена политическими интригами», — заявлял предприниматель.