На центральных телеканалах начали избегать слов об экономическом кризисе
Исследование «Медиалогии» проводилось на основе сюжетов телеканалов «Россия 1», НТВ и «Первого канала» с августа по январь. Мониторинг печатных СМИ проводился на основе 454 федеральных изданий. Для изучения интернет-СМИ обработано более 16 тыс. источников.
Активно писать о трудностях в экономике печатные СМИ начали в августе – порядка 50 публикаций ежедневно. Всю осень частота сообщений об экономическом кризисе в изданиях постепенно росла. К концу октября о проблемах в экономике писали уже в два раза чаще, чем в начале осени. В ноябре число таких публикаций продолжало плавно расти. С понедельника, 8 декабря, когда ускорилось падение национальной валюты, тема кризиса стала завоевывать полосы газет с резко возрастающей скоростью. К концу месяца количество публикаций о кризисе зашкалило до 250 в день. Тенденция прервалась лишь в праздники, но уже с 5 января газеты стали все чаще возвращаться к кризисной повестке. Такая же динамика и в интернет-СМИ.
Иная ситуация на федеральных телеканалах. Здесь количество сюжетов на тему экономического кризиса с августа по январь стабильно колеблется от 5 до 15. Только два дня – 10 ноября и 15 декабря – кризисная повестка на телеэкранах занимала до 40 сюжетов в сутки. Как уточнила PR-директор «Медиалогии» Надежда Жуковская, в ноябре телевидение активно освещало саммит «Большой двадцатки» в Австралии, а в декабре – резкие колебания курса рубля. «О падении цен на нефть и курса рубля говорили все СМИ, включая федеральное ТВ, но именно телеканалы активно освещали саммит, участие в котором принимал Владимир Путин», – считает Жуковская.
Кроме того, в дясятых числах ноября ускорилось падение рубля после объявления об отмене «валютного коридора».
О существовании запрета на слово «кризис» для тележурналистов предположил в интервью «Эха Москвы» 14 января экономист, бывший первый зампредседателя Центробанка Сергей Алексашенко. «В 2008 году, до конца 2008 года, было запрещено использовать слово «кризис» – был антикризисный штаб, была антикризисная программа, а кризиса не было. Кризис начался в январе 2009 года», – напомнил Алексашенко.
Сотрудник ВГТРК на условиях анонимности подтвердил РБК существование запрета на упоминание словосочетания «экономический кризис» на «Первом канале» и канале «Россия 1». По данным собеседника РБК, запрет исходит из администрации президента.
Представитель холдинга ВГТРК (владеет федеральными каналами «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24») Виктория Арутюнова сказала РБК, что распоряжения не упоминать кризис руководство компании не давало.
Федеральный чиновник также сказал РБК, что никаких специальных распоряжений не вводилось. В телесюжетах даются разные точки зрения, в то же время «какого-то перехлеста действительно нет», ведущие «не орут как подорванные» о нарастающих финансовых проблемах. Телеканалы, в частности, отражали точку зрения финансовых властей о том, что населению не имеет смысла тратить оставшиеся сбережения на покупку валюты, что чревато большими потерями для самого населения, но это скорее была забота о людях, настаивает собеседник РБК.
Слово «кризис» не самое популярное на нашем телевидении, согласился в беседе РБК член Общественной палаты, историк и тележурналист Николай Сванидзе. «Это старая еще советская традиция. Считается, что этим телевидение добавляет больше позитива. Если не говорит про кризис, то для людей его вроде как не существует. Но, по-моему, все вещи надо называть своими именами», – резюмирует Сванидзе.