Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Мишель Литвак стал претендентом на «Сибантрацит» Бизнес, 20:38 Казначейство заявило о рисках изменения правил закупки софта для ведомств Технологии и медиа, 20:33 Евросоюз обвинил Россию и Китай в дезинформации по коронавирусу Политика, 20:30 Почему вырос экспорт российской хайтек-продукции в пандемию РБК и Моспром, 20:27 Российская биатлонистка замкнула десятку сильнейших на этапе Кубка мира Спорт, 20:21 Страны ОПЕК+ решили ослабить сокращение добычи на 25% Бизнес, 20:14 Не только Овечкин. Лучшие голы россиян в НХЛ в ХХI веке Спорт, 20:10 В США пообещали никогда не признать присоединение Крыма к России Политика, 20:08 В Крыму 31 декабря объявили выходным днем Общество, 20:02 Футболист «Локомотива» Зе Луиш выбыл до конца года из-за травмы Спорт, 19:55 «Спартак» вышел на третье место в мире по популярности в TikTok Спорт, 19:48 Минская группа ОБСЕ потребовала вывести иностранных наемников из Карабаха Политика, 19:43 Новую Skoda Fabia сфотографировали с серийным кузовом Авто, 19:42 Парламент Молдавии проголосовал за законопроект о статусе русского языка Общество, 19:38
Следите за курсами на сайте или в приложении РБК
Политика ,  
0 

Сердюков начал ревизию «слабого звена» российского авиапрома

Среди переданных «Ростеху» военных авиаремонтных заводов — предприятие со штатом 500 человек, ремонтирующее два вертолета в год, рассказал РБК Анатолий Сердюков. Госкорпорация ищет для таких заводов «альтернативные пути развития»
Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Министерство обороны завершило передачу госкорпорации «Ростех» 23 авиаремонтных предприятий, сообщил РБК индустриальный директор авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков. Восемь заводов, специализирующихся на ремонте авиадвигателей и вертолетов, перешли в прямое подчинение «Ростеха», остальные 15 — по ремонту самолетной техники — в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК, также входит в «Ростех»), уточнил он.

В перспективе «Ростех» должен стать авиастроительной компанией национального уровня. Под управление корпорации сейчас переходит ОАК, идет процесс объединения проектирования, производства компонентов, финишной сборки самолетов и вертолетов, пояснил глава авиакластера «Ростеха».

Самым слабым звеном отечественного авиапрома Сердюков называет послепродажное обслуживание. «Как в эту систему впишутся АРЗы (авиаремонтные заводы. — РБК), мы смотрим сейчас. Изучаем, как оптимально выстроить структуру с учетом компетенций заводов, их оснащенности, состояния, логистики», — подытожил он. По мнению бывшего министра обороны, так как загрузка авиаремонтных предприятий по линии гособоронзаказа снижается, «Ростеху» надо искать «альтернативные пути развития».

Сердюков — РБК: «10–15 лет назад такого и во сне нельзя было представить»
Политика
Анатолий Сердюков

Глава авиакластера «Ростеха» и финансисты корпорации недавно осмотрели три переданных предприятия — 418-й, 419-й и 20-й авиационные ремонтные заводы, расположенные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «На 419-м АРЗ показатели не очень оптимистичные», — отметил Сердюков. По его словам, в этом году завод будет ремонтировать два вертолета, при этом коллектив предприятия — порядка 500 человек. Мощность 218-го АРЗ — 150 двигателей в год, а объем заказов на 2019 год вдвое меньше, продолжил Сердюков, на 20-м АРЗ тоже недозагрузка и снижение объемов ремонта. «Словом, надо принимать решения. Любые реформы надо начинать не в кабинетах, а на местах, — резюмировал он. — Иному директору рубль жалко дать, а другого хочется поддержать всеми ресурсами».

Cегодня все ведущие мировые авиапроизводители делают ставку на развитие сервисной составляющей, отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Доля доходов, полученных от продажи самолетов, сокращается, а от эксплуатации (поддержания летной годности, ремонта и так далее) увеличивается, пояснил эксперт. По его словам, эта тенденция устойчива и уже сейчас по ряду летательных аппаратов и систем вторая половина жизненного цикла приносит больше выручки, чем продажи новой техники, выше и рентабельность.

«Де-факто в гражданской авиации некоторые производители готовы продавать самолеты почти по себестоимости, для того чтобы нарастить продажи, а потом больше зарабатывать на сервисе», — говорит Пантелеев.

В то же время отечественная система авиаремонтных заводов, сформированная еще в СССР под тогдашнюю численность парка, избыточна, говорит эксперт. Он не исключил и продажи территорий заводов, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге. «Тянуть излишние площади — это значит просто палить ресурсы», — уверен Пантелеев.

Единственная возможность избежать закрытия предприятий и увольнения квалифицированного персонала — переход к новой модели, при которой каждое предприятие получит свою особую специализацию, считает эксперт.

Сердюков раскритиковал авиапром за «сумасшедшие издержки»
Политика
Анатолий Сердюков

«Условно говоря, необязательно заниматься ремонтом двигателя от А до Я, то есть получать на входе неисправный или с выработанным ресурсом и возвращать готовый отремонтированный. Вполне возможно специализироваться на отдельных операциях, таких как восстановление защитных покрытий, деталей, производство отдельных ремкомплектов», — объяснил Пантелеев.

Как происходит переход ОАК под управление «Ростеха»

В июле 2018 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов рассказал РБК о планах присоединения ОАК к госкорпорации и поделился намерением создать внутри «Ростеха» на базе ОАК авиаконцерн, в который будут интегрированы ключевые предприятия авиационной отрасли по примеру Airbus. «В концерн могут войти не только ОАК и «Вертолеты России», но и предприятия, производящие агрегаты, комплектующие для авиации. Это и ОДК, и КРЭТ, и «Технодинамика», — сказал глава госкорпорации.

24 октября 2018 года президент Владимир Путин подписал указ о передаче «Ростеху» 92,31% акций Объединенной авиастроительной корпорации. Процесс слияния ОАК со структурами «Ростеха» займет полтора года, отмечал ранее в беседе с РБК Сердюков. В феврале Чемезов объявил о планах деления ОАК на гражданский и военный дивизионы. Как пояснил глава «Ростеха», это делается в том числе для того, чтобы подразделения, занимающиеся гражданской техникой, не попадали под зарубежные санкции.

«Сейчас проводим аудит компании [ОАК], и положение дел не очень хорошее впечатление производит. Туда необходимо выделить порядка 250 млрд [руб.] дополнительных средств — это и на развитие, на создание нового продукта МС-21, на модернизацию заводов. Поэтому мы, наверное, сделаем какую-то перестановку», — говорил Чемезов.