Минюст предложил запретить осужденным-экстремистам перевод ближе к родным
Как Минюст предложил изменить правило отбывания наказания
Минюст предложил запретить осужденным россиянам — приверженцам идеологии экстремизма, а также иностранцам переводиться в колонии в регионы, где живут их близкие родственники. Текст законопроекта, разработанный ведомством, есть у РБК. В понедельник его одобрила комиссия правительства по законопроектной деятельности, сообщил источник в комиссии.
Министерство предложило внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК). В ст. 73 УИК закреплено, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в регионе, где проживали или были осуждены. Кроме того, в ст. 81 прописано, что осужденные должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении.
Однако в тех же статьях говорится, что по заявлению осужденного или его родных один раз за все время отбывания наказания осужденного могут перевести в исправительное учреждение в регионе, где живет его близкий родственник (при отсутствии таких возможностей — в регион, наиболее близкий к тому, где живет родственник).
Из этих норм есть исключение (прописано в ч. 4 ст. 73): осужденные за определенные преступления, а также в отношении которых есть данные о приверженности идеологии терроризма, распространении такой идеологии и оказании влияния на других заключенных, отбывают наказание в местах, определяемых ФСИН. Минюст предлагает добавить в это исключение приверженцев идеологии экстремизма, а также иностранцев и лиц без гражданства.
Предлагаемые нормы будут распространяться на лиц, в отношении которых имеется информация о приверженности идеологии экстремизма, а также на всех внесенных в реестр террористов и экстремистов, говорит председатель правления Ассоциации юристов России (АЮР) Владимир Груздев.
Формулировка из ч. 4 ст. 73 «в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма» в каком-то смысле превентивная, поясняет он: «У нас появляется возможность предотвратить дальнейшее распространение экстремистской идеологии и террористические акты». Рисков при реализации такого закона в случае принятия Груздев не видит: «Эта норма ужесточает условия отбывания наказания для определенной группы преступников и предполагает риск-ориентированный подход».
Реестр террористов и экстремистов, в который включают как организации, так и физлиц, ведет Росфинмониторинг. Сейчас в нем 17 424 человека. В разное время в список внесли режиссера Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук, которых в июле 2024 года приговорили к шести годам колонии, публициста и блогера Анатолия Несмияна, журналиста Александра Невзорова (также внесен Минюстом в список иноагентов) и его жену Лидию, поэтессу Веру Полозкову, политика Леонида Гозмана, бывшего участника «Что? Где? Когда?» Ровшана Аскерова, активистку Залину Маршенкулову (последние трое также включены в реестр иноагентов).
Как Минюст объясняет необходимость закона
Законопроект разработан в целях пресечения распространения экстремистской и террористической идеологии в исправительных учреждениях, говорится в пояснительной записке. Минюст обращает внимание на растущее число иностранцев в колониях, а также на их концентрацию в отдельных исправительных учреждениях. Так, по данным ведомства, с 2021 года на фоне общего снижения числа осужденных к лишению свободы количество иностранцев выросло на 876 человек. По состоянию на 1 июля 2024 года в исправительных учреждениях содержались 32,1 тыс. иностранцев и лиц без гражданства.
В отдельных колониях строгого режима, где отбывают наказание впервые, число осужденных — выходцев из стран Средней Азии достигает 48%, говорится в записке.
Одна из причин такой концентрации как раз в возможности переводиться из одной колонии в другую, делает вывод Минюст. «Осужденные зачастую имеют широкий круг преступных связей и навыки оказания негативного влияния на других лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Являясь носителями экстремистской и террористической идеологий, данная категория лиц создает риск осложнения оперативной обстановки в учреждениях УИС (Уголовно-исполнительной системы. — РБК) и снижения эффективности проводимого в них исправительно-воспитательного процесса», — подчеркивают там.
В некоторых случаях отказ ФСИН в переводе преступников в другую колонию оспаривается в судах и последние выносят решения в пользу перевода.
ФСИН, ФСБ, МИД и другие ведомства согласовали проект закона, следует из материалов к заседанию комиссии по законопроектной деятельности (есть у РБК). В письме уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой говорится, что законопроект «рассмотрен и концептуально поддерживается». У Генпрокуратуры «возражений концептуального характера» не возникло.
Замечания высказал Институт законодательства и сравнительного правоведения (ИЗиСП) при правительстве. В его заключении говорится, что норма об иностранцах и лицах без гражданства «не в полной мере» согласуется с Конституцией, ст. 19 которой гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности и так далее. «Выделение группы лиц по признаку их принадлежности к гражданству определенного государства не согласуется с принципом равенства прав и свобод человека», — заключили в ИЗиСП.
В институте напомнили, что согласно ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы могут быть ограничены в определенных пределах. Но в УИК уже предусмотрена возможность такого ограничения, в том числе в отношении тех, кто привержены идеологии терроризма, продолжают в институте. Там также указали, что Конституционный суд неоднократно указывал на «соблюдение принципа экономии уголовной репрессии». Последний предполагает применение лишь необходимых и достаточных для достижения ее целей принудительных мер уголовно-правового реагирования, говорится в заключении ИЗиСП.