США разместят подлодки после слов Медведева. Главное
Что сказал Трамп
США разместят две атомные подводные лодки «в соответствующих регионах» из-за заявлений зампредседателя Совбеза России Дмитрия Медведева, написал американский президент Дональд Трамп в Truth Social. Он пояснил, что отдал приказ на случай, если эти «высказывания окажутся не просто словами».
«Слова имеют большое значение и нередко приводят к непредвиденным последствиям. Надеюсь, в этот раз до этого не дойдет», — резюмировал Трамп.
В каких районах будут развернуты атомные подлодки, президент США не уточнил.
Как отреагировали рынки
Сразу после заявления Трампа индекс Мосбиржи (IMOEX2) ушел вниз. За первые полчаса индекс Мосбиржи опускался до 2709,26 пункта, потеряв 0,99%. К 20:24 мск снижение замедлилось до 0,54%, а индекс торговался на уровне 2721,59 пункта.
Цена октябрьских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures вслед за сообщением Трампа ненадолго превысила отметку $70 за баррель (до публикации октябрьский контракт торговался по $69,45 за баррель), затем динамика замедлилась.
Курс биткоина снизился с $115,4 на 19:51 до $113,9 на 21:22 мск. Затем, к 21:39, курс поднялся до $114,35.
Как заявление Трампа оценили в Москве
«Наладился новый канал коммуникации между Россией и Соединенными Штатами. По линии Трамп — Медведев. Силовой», — написал Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» и директор по научной работе международного дискуссионного клуба «Валдай».
К заявлениям Трампа не следует сейчас относиться серьезно, заявил Лукьянов РБК. Он пояснил, что президент США сам делает публикации на своих страницах в соцсетях и «реагирует, так сказать, эмоционально-человечески и спонтанно».
«Думаю, что Вооруженные силы, Морские силы Соединенных Штатов с большим удивлением это прочитали. Для Трампа публичный эффект важнее. Так что пока эти заявления находятся в этом поле, но дальше посмотрим. Если этот обмен мнениями продолжится и Трамп будет дальше в него втягиваться, то, так или иначе, ему, наверное, придется принимать какие-то уже действия. На мой взгляд, пока это на уровне слов только», — уверен он.
Ситуация сейчас — «в чистом виде обмен» между Медведевым и Трампом: президент США обращается к зампреду Совбеза России, а тот ему отвечает, пояснил Лукьянов.
«Что касается диалога [России и США], он уже несколько зашел в тупик. Сейчас в Москве ждут Уиткоффа. Навряд ли что-то изменится после этого визита. Произойдет тот же обмен аргументами, который уже происходил неоднократно во время его предыдущих визитов. Сейчас содержательной стороны у российско-американского разговора нет. Соответственно, повлиять, я бы сказал, не на что», — резюмировал Лукьянов.
Аналогия с Карибским кризисом неуместна прежде всего потому, что США и Россия остаются в состоянии взаимной уязвимости и взаимного ядерного сдерживания — независимо от взаимного положения одной, двух, пяти или даже десяти атомных подводных лодок, заявил РБК научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович.
«Влияние на стратегическую стабильность здесь будет возможно оценить после понимания, что и куда отправилось, но в целом вряд ли тут можно говорить о критических последствиях. Больше вопросов вызывает сама практика обмена ядерными сигналами через соцсети, но и эта проблема появилась не сегодня вечером», — сказал он.
Стефанович предположил, что ситуация может развиваться по двум сценариям. Первый вариант он назвал наиболее провокационным. В соответствии с ним американские подлодки выйдут на позиции, с которых возможен удар по территории России с минимальным подлетным временем. «Однако, скорее всего, может быть просто временное повышение общего числа [атомных подлодок] на боевом патрулировании», — уверен он. При втором сценарии атомные подлодки США могут выдвинуться в направлении российских подводных лодок для активного сопровождения на маршрутах боевого патрулирования: «Опять же, ничего беспрецедентного в этом нет, но, конечно, перед нашим ВМФ встанут новые задачи, которые придется как-то решать».
«По срокам опять же вопрос, что именно хочет Трамп. В принципе, можно просто попросить несколько [американских подлодок] «Огайо» всплыть в заданных районах и напомнить, что они есть и они готовы», — отметил Стефанович.
Заявление Трампа было символическим ответом на упоминание Медведевым «мертвой руки», считает глава проекта «Стратегическое ядерное вооружение России», старший научный сотрудник Института ООН по исследованию проблем разоружения (Женева) Павел Подвиг.
«Думаю, президент США имел в виду следующее: «Мы подвинем наши подводные лодки ближе к вашей территории и тем самым создадим в каком-то смысле большую угрозу», — предположил эксперт. Он рассказал, что российская система управления стратегическими войсками учитывает варианты, при которых американские подводные лодки могут нести дежурство близко к территории России — например, у побережья Норвегии.
«Близко — это значит, что подлетное время, то есть время, которое необходимо баллистической ракете для достижения цели, сильно уменьшается. Думаю, российская система боевого управления позволяет обеспечить ответный удар, в том числе и вот при таких сценариях, когда подлетное время очень мало. Качественно новой и более серьезной угрозы для России здесь нет. В этом заявлении больше символизма. Хотя, конечно, ничего хорошего в этом нет. России здесь сложно ответить так, чтобы это, с одной стороны, было заметно, а с другой — не ухудшило обстановку», — добавил Подвиг.
Первый зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров заявил РБК, что Медведев «ни в какие перепалки не вступал», а излагал свою позицию.
«Что касается размещения подводных лодок, это, наверное, реакция на спуск на воду нашим президентом нового подводного крейсера «Князь Пожарский». Ну ничего, мы же никому не угрожаем, мы повышаем обороноспособность и боеготовность своей страны. Пусть размещают. Если они считают, что это нас напугает, то они заблуждаются. Каждый думает о собственной безопасности. Мы ни на кого не нападаем. Но запугивать нас бесполезно», — уверен Джабаров.
Говоря о влиянии этой ситуации на диалог России с США, Джабаров назвал это волнообразным процессом: «Как синусоида — то вверх, то вниз. Постепенно, я думаю, отношения будут все-таки нормализовываться, потому что без нормализации отношений двух великих держав очень тяжело стабильно поддерживать мир на нашей планете».
«Я полагаю, что если это дойдет до практического подтверждения, то политическое руководство нашей страны имеет все необходимые возможности для того, чтобы реагировать на эти решения. То есть все необходимые протоколы есть, все знают, где можно разместить и следует разместить нам свои силы. Поэтому здесь ничего необычного нет. Я уверен, что наши вооруженные силы, наш Военно-морской флот активно отрабатывают разные задачи и разные риски, которые могут быть для обороняющихся», — заявил РБК вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова рассказала РБК, что каждый раз удивляется президенту США, поскольку этим утром комментировала другую новость — его недовольство отсутствием значительного прогресса в урегулировании между Россией и Украиной.
«А в то же время идут разнообразные угрозы, финансирование Украины и в том числе со стороны Америки — как это возможно совместить в одном человеке: вечером говорить одно, а утром другое — по их времени. И в этом смысле не понимаешь, чего еще ожидать. Нам угрожать — как-то странно. Потому что переговоры — это процесс мирного урегулирования, а не угрозами это должно быть. Наоборот, все должны замереть: перемирие, мирные соглашения. Мне непонятны эти качели — политические качели с политическими заявлениями разного толка. В любом случае наша безопасность для нас важна, мы в принципе переживали все это время, что приближается НАТО к нашим границам», — добавила она.
Что предшествовало заявлению Трампа
Трамп впервые написал в Truth Social о Медведеве больше месяца назад, 23 июня.
«Послышалось ли мне, как бывший президент России Медведев небрежно бросил слово на букву N (Nuclear!) и сказал, что он и другие страны поставят ядерные боеголовки Ирану? Он действительно так сказал или это просто плод моего воображения? Если он действительно так сказал и если это подтвердится, пожалуйста, дайте мне знать НЕМЕДЛЕННО. К слову на букву N не следует относиться так легкомысленно. Думаю, именно поэтому Путин — «БОСС», — написал президент США.
Поводом для этого стали слова Медведева, сказанные после американских ударов по Ирану, что теперь «ряд стран готов напрямую поставить Ирану свой ядерный боекомплект». Вслед за публикацией Трампа зампред Совбеза заверил, что Россия не планирует поставлять Ирану ядерное оружие.
В начале июля Медведев порекомендовал никак не реагировать на слова Трампа о разочаровании Россией. «Американец снова катается на своих любимых политических качелях», — выразил уверенность экс-президент.
В конце месяца, 28 и 29 июля, Медведев вступил в заочную перепалку с республиканским сенатором Линдси Грэмом. Поводом стал законопроект об ужесточении санкций против России, соавтором которого является Грэм, а также ультиматум Трампа в отношении России для завершения конфликта с Украиной.
Медведев тогда заявил, что не Трампу диктовать, когда России «садиться за стол переговоров». «Переговоры закончатся, когда будут достигнуты все цели нашей специальной военной операции», — написал зампред Совбеза.
Спустя два дня, 31 июля, Трамп снова упомянул Медведева. Он предложил российскому политику «следить за своими словами», поскольку тот «заходит на опасную территорию». Медведева республиканец назвал неудачливым экс-президентом, который считает, что он все еще глава государства.
«Если какие-то слова бывшего президента России вызывают столь нервную реакцию у целого столь грозного президента США, значит, Россия во всем права и продолжит идти своей дорогой. А про «мертвую экономику» Индии и России и «заход на опасную территорию» — ну пусть вспомнит свои любимые фильмы про «ходячих мертвецов», а также то, как может быть опасна несуществующая в природе «мертвая рука»😂», — отреагировал на это Медведев.
«Мертвая рука» (Dead Hand) — распространенное в западных странах название российской системы «Периметр». Это средство автоматического запуска ответного ядерного удара в случае уничтожения высшего руководства, командных центров и штабов ядерных сил.
Система устроена таким образом, что, если будет нанесен удар по пунктам ее управления, система автоматически нанесет ответный ядерный удар, объяснил главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.


