Норрис Ландо
Lando Norris
Биография
Ландо Норрис — британский гонщик, выступающий в чемпионатах мира по автогонкам «Формула-1» за команду McLaren.
Содержание:
- Детство, родители, образование
- Юниорская гоночная карьера
- «Формула-1»
- Участие в других гоночных сериях
- Состояние и бизнес-проекты
- Личная жизнь Ландо Норриса
- Благотворительность и социальные проекты
- Достижения
Детство, родители, образование
Ландо Норрис родился 13 ноября 1999 года в Бристоле, Великобритания.
Его отец, предприниматель Адам Норрис, заработал состояние на британском рынке пенсионных услуг. Он основал компанию Pensions Direct, которая вскоре вошла в группу Hargreaves Lansdown, являющуюся крупнейшей инвестиционной платформой для частных инвесторов в стране. Позже занялся венчурными вложениями через компанию Horatio Investments и стал основателем бренда электросамокатов Pure Electric. По версии ежегодного списка Rich List газеты The Sunday Times в 2022 году Адам Норрис с состоянием £200 млн занял 610-е место в списке самых богатых людей Великобритании.
Мать Ландо Норриса, бельгийка Сиска Вауман, родом из Фландрии. В отличие от супруга, она появляется в публичном поле преимущественно в связи с выступлениями сына в «Формуле-1», сопровождая его на отдельных этапах чемпионата. У автогонщика есть младшие сестры Фло и Сиска, а также старший брат Оливер, который в юности участвовал в чемпионатах по картингу.
Норрис обучался в частной школе Милфилд в городе Стрит (графство Сомерсет), однако покинул ее до прохождения экзаменов GCSE, ключевой школьной квалификации в Великобритании, от результатов которой зависит доступ к дальнейшему образованию. После этого он продолжил занятия математикой и физикой с личным преподавателем, совмещая учебу с участием в картинговых сериях.
В раннем детстве Ландо Норрис начал заниматься верховой ездой, однако, по его словам, относился к тренировкам без энтузиазма. Позже переключился на технику: катался на квадроцикле, который отец в какой-то момент продал, посчитав слишком опасным, после чего увлекся мотокроссом и гонками по бездорожью. Сам спортсмен признавался, что до появления реальных перспектив в автоспорте всерьез видел свое будущее именно в офф-роуд-дисциплинах и что мотоциклы стали отправной точкой его устойчивого интереса к гонкам. Кумиром юного Норриса был звезда MotoGP Валентино Росси.
В подкасте Pivot Podcast Норрис рассказывал, что в доме его родителей действовал простой принцип: сначала дела — потом игры. Его отец увлекался гоночными видеоиграми, особенно Gran Turismo, и Ландо хотелось играть вместе с ним. Но, как вспоминал спортсмен, прежде чем сесть к симулятору, ему нужно было подстричь газон или выполнить какую-то работу по дому.
Гонщик подчеркивал, что его родители старались не превращать финансовые возможности во вседозволенность. В подкасте High Performance он называл вложения семьи в его карьеру «инвестицией, а не данностью» и отмечал, что мать и отец, по его мнению, «очень хорошо справились с задачей» — помогли ему сохранять здравый смысл и жить максимально нормальной жизнью, насколько это возможно для подростка, который рано оказался в профессиональном спорте.
Юниорская гоночная карьера
В возрасте семи лет интерес Ландо Норриса сместился с мотокросса в сторону автоспорта после того, как отец отвез его и старшего брата на картодром Clay Pigeon в графстве Дорсет, где проходил этап национального чемпионата по картингу. В интервью пилот «Формулы-1» рассказывал, что это были первые серьезные гонки, которые он увидел вживую, и уже тогда у него появилось желание попробовать себя за рулем.
Вскоре его родители приобрели детский карт категории bambino: сначала Норрис отрабатывал базовые навыки на импровизированной площадке у дома, а затем начал регулярные тренировки на трассе. Он быстро продвинулся по юниорским классам, закрепившись в числе лидеров европейского картинга и одержав несколько побед в официальных чемпионатах CIK-FIA, которые считаются высшим уровнем мирового картинга, и престижных сериях WSK. В 2014 году, в статусе одного из наиболее успешных юниоров, Норрис дебютировал в автомобильных гонках, приняв участие в британском Ginetta Junior Championship и заняв третье место в общем зачете.
«Мне было 14. Изначально я не планировал участвовать во всем чемпионате, мне предстояло участвовать лишь в последних пяти-шести гонках, поэтому для меня стало неожиданностью и шоком провести свой первый гоночный уик-энд в Брэндс-Хэтче», — вспоминал он.
Через год Норрис перешел на одноместные болиды, подписав контракт с командой Carlin Motorsport для выступлений в британском чемпионате MSA Formula Championship (ныне — F4 British Championship), и уже в дебютном сезоне выиграл общий зачет серии. Параллельно он стартовал в итальянской и немецкой «Формуле-4» за команду Mücke Motorsport, совмещая участие сразу в трех юниорских чемпионатах в одном гоночном году.
Зимой 2016 года Норрис выступил в составе команды M2 Competition в Toyota Racing Series в Новой Зеландии и по итогам пятинедельного чемпионата выиграл общий зачет, став первым европейцем, которому удалось взять этот титул. После возвращения в Европу Норрис сосредоточился на участии в чемпионатах Formula Renault 2.0 Eurocup и Northern European Cup (NEC) с командой Josef Kaufmann Racing. Он провел двойной сезон с пятью победами в Eurocup и шестью — в NEC и в итоге выиграл оба турнира.
Одновременно Норрис провел частичный сезон в британском чемпионате BRDC British Formula 3, где использовались более мощные и тяжелые одноместные болиды с развитой аэродинамикой, ближе по характеристикам к старшим формулам, чем машины Formula Renault 2.0. Гонщик признавался, что смена техники усложняла работу: после болида BRDC F3 возвращение в менее мощный и более «легкий» автомобиль Renault 2.0 требовало времени на адаптацию и иногда лишало пилота уверенности, особенно на финальном этапе сезона в Эшториле.
В сезоне европейской «Формулы-3» 2017 года Ландо Норрис официально присоединился к Carlin Motorsport на постоянной основе. На первом же этапе на трассе Сильверстоун он стартовал на поул-позиции и выиграл. По ходу сезона Норрис стабильно находился в числе лидеров, а в октябре на финальном этапе в Хоккенхаймринге досрочно завоевал титул чемпиона, став первым пилотом с 2010 года, сумевшим прервать доминирование команды Prema Powerteam.
В ноябре 2017 года McLaren объявила Ландо Норриса официальным тестовым и резервным пилотом команды на сезон 2018-го. С начала года он уже входил в программу молодых гонщиков McLaren и успел дебютировать за команду на тестах «Формулы-1» в Венгрии в августе. Новый статус предусматривал для Норриса регулярную работу на симуляторе в технологическом центре McLaren, участие в отдельных тестовых сессиях и присутствие на этапах чемпионата в роли пилота запаса. Комментируя назначение, сам Норрис назвал его «идеальным завершением невероятных 12 месяцев», а занимавший в тот момент пост гоночного директора McLaren Эрик Булье отмечал, что в команду приходит «очень способный, амбициозный и целеустремленный» гонщик.
«В течение 2018 года у нас будет много возможностей наблюдать, учиться и участвовать, и мы хотим убедиться, что Ландо полностью готов, если потребуется, занять место Фернандо [Алонсо] или Стоффеля [Вандорна] в любой момент», — заявил Булье.
В том же месяце Норрис выступил на финальном этапе «Формулы-2» в Абу-Даби за Campos Racing. По его словам, дебют в новом классе «не оправдал ожиданий», однако сами выходные стали важным опытом перед полноценным сезоном 2018 года: он впервые оказался на трассе Яс-Марина, столкнулся с проблемами с двигателем и признал, что не сразу понял, насколько агрессивно можно атаковать на другой технике и шинах.
2018 год Ландо Норрис провел на этапах «Формулы-2» вместе с Carlin. На этапе в Бахрейне он взял поул и выиграл первую гонку чемпионата. В дальнейшем на фоне борьбы с Джорджем Расселом (ART Grand Prix) и Александром Албоном (DAMS) регулярно финишировал на подиуме и занял второе место в общем зачете.
Норрис называл этот сезон в «Формуле-2» «худшим в карьере», объясняя, что набор очков и вице-чемпионский статус скрывают количество его собственных ошибок и упущенных возможностей. Среди проблем он выделял просчеты в работе с шинами и аварию на квалификации в Монако.
«Формула-1»
Сезоны 2018–2020
В августе 2018 года Норрис во время гоночного уик-энда Гран-при Бельгии заменил в первой тренировке ушедшего из McLaren Фернандо Алонсо. Он оказался чуть менее чем на десятую долю секунды быстрее своего товарища по команде Стоффеля Вандорна, замыкавшего основную группу гонщиков (пелотон). В сентябре после нескольких тренировочных сессий Норрис был утвержден в составе основной команды McLaren на 2019 год, составив пару испанцу Карлосу Сайнсу, который перешел из Renault.
Норрис занял шестое место во второй своей гонке в Бахрейне. Этот результат он повторил на этапе в Австрии и по итогам сезона набрал 49 очков, заняв 11-е место в личном зачете. Сайнс финишировал впереди Ландо Норриса в 13 из 21 гонок, заработав 66% очков чемпионата для своей команды. Болельщики признали британца лучшим новичком года: в фан-голосовании «Формулы-1» он получил около 76% голосов, опередив Александра Албона и Джорджа Расселла.
2020 год начался для Норриса с первого подиума в карьере на «Формуле-1». На этапе в Австрии он сократил отставание в пять секунд между собой и получившим пятисекундный штраф фаворитом гонки Льюисом Хэмилтоном из Mercedes и финишировал третьим на последнем круге.
На Гран-при Великобритании и Гран-при Италии занял пятое и четвертое места соответственно. Во второй части сезона гонки без очков в Сочи и Портимао, а также сход на Гран-при Айфеля после отказа силовой установки привели к тому, что по итогам года Норрис оказался на девятом месте в общем зачете. Заключительный этап в Абу-Даби пилот завершил, финишировав пятым за гонщиками Mercedes и Red Bull в статусе «лучшего из остальных» (топ-3 современной «Формулы-1» — команды Mercedes, Red Bull и Ferrari). По итогам года команда McLaren впервые с 2012 года заняла третье место на Кубке конструкторов, набрав 202 очка (105 — Сайнс, 97 — Норрис).
Сезоны 2021–2023
В сезоне 2021-го после перехода Карлоса Сайнса в Ferrari новым партнером Ландо Норриса стал Даниэль Риккардо. После четвертого места на первой гонке сезона в Бахрейне Норрис завоевал первый подиум в году на Гран-при Эмилии-Романьи. На этапах в Монако и Австрии он добавил к этому результату еще два третьих места. После 12 гонок сезона он занимал третье место в общем зачете, опережая топ-пилотов Валттери Боттаса (Mercedes) и Серхио Переса (Red Bull) по количеству набранных очков.
На Гран-при Италии в Монце команда McLaren оформила единственный в сезоне дубль среди всех участников чемпионата: Риккардо выиграл гонку, Норрис финишировал вторым, что стало лучшим результатом карьеры британца на тот момент.
Через две недели, на Гран-при России в Сочи, Норрис оказался в шаге от первой личной победы. Стартовав с поул-позиции, он лидировал на большей части дистанции, пока за несколько кругов до финиша не начался дождь. Пилот и команда приняли решение остаться на сликах, в то время как основные соперники перешли на промежуточную резину. В результате Норрис выехал за пределы траектории и финишировал лишь седьмым. Позже он говорил, что «расстроен и в каком-то смысле опустошен» таким исходом, но подчеркивал, что решение не менять шины было коллективным: «Я принял его так же, как и команда… мы сделали выбор, и в итоге он оказался неверным».
Норрис завершил 2021 год на шестом месте в общем зачете, набрав 160 очков и четыре раза поднявшись на подиум. Оценивая собственные результаты, он заявил: «Думаю, я многого добился, хорошо поработал для команды и поддерживал ее, когда у нас были шансы подняться на подиум, заработать очки и как можно дольше продолжать борьбу с Ferrari… Думаю, для меня и даже для всей команды это был очень хороший год, и мы должны быть довольны тем, что сделали».
В сезоне 2022 года McLaren перешла на машину MCL 36, собранную под обновленный регламент. Команда в итоге закончила год лишь пятой в Кубке конструкторов. Даниэлю Риккардо так и не удалось адаптировать фирменный стиль пилотирования к особенностям нового болида. В итоговом разборе F1 приводил ключевые цифры: Норрис завершил сезон с 122 очками и седьмым местом в чемпионате, Риккардо — с 37 очками и одиннадцатой позицией. Главным результатом года стал подиум на Гран-при Эмилии-Романьи: Норрис финишировал третьим, став единственным пилотом не из Red Bull, Ferrari или Mercedes, кому удалось подняться на подиум.
В 2023 году Норрис остался в McLaren, получив новым напарником дебютанта «Формулы-1» Оскара Пиастри, который заменил Даниэля Риккардо. Сезон начался для команды неудачно: стартовая версия болида MCL 60 оказалась неконкурентоспособной. После второй гонки сезона на Гран-при Саудовской Аравии Норрис занимал последнее место в личном зачете. Только на следующем этапе в Мельбурне он сумел финишировать в первой шестерке после того, как была проведена первая модификация его гоночного автомобиля.
Анализ McLaren и промежуточный отчет F1 фиксируют, что 83% из 103 очков, набранных McLaren к летнему перерыву, команда взяла уже после внедрения обновлений в Австрии и на домашнем этапе в Сильверстоуне; с этого момента по количеству очков за уик-энд McLaren уступала только Red Bull.
В 2023 году Норрис семь раз финишировал в первой тройке — вторым в Великобритании, Венгрии, Сингапуре, Японии, США и Бразилии и третьим в Катаре. По итогам чемпионата он завершил сезон на шестом месте в личном зачете с 205 очками. В Кубке конструкторов McLaren заняла четвертое место с 302 очками и установила рекорд по самому быстрому пит-стопу. По мнению самого Норриса, он «определенно показал свой лучший уровень» с точки зрения пилотажа и общей работы по ходу сезона.
Сезоны 2024–2025
В 2024 году Ландо Норрис впервые стал претендентом на титул и завершил год в статусе вице-чемпиона «Формулы-1», а его команда завоевала Кубок конструкторов. В январе McLaren объявила о подписании нового контракта с Норрисом на следующие несколько лет.
Начиная с третьего этапа Норрис финишировал в топ-5, а переломным моментом стал майский этап в Майами: британец одержал первую в карьере победу в «Формуле-1», опередив действующего чемпиона «королевских гонок» Макса Ферстаппена. «Это сложно описать словами. Я сходил с ума, много о чем думал, но в то же время был спокоен. Иногда мне было немного одиноко и просто приятно задуматься обо всем, что ты сделал, чтобы дойти до этого момента», — рассказал он спонсорскому блогу Monster, описывая свои ощущения от победы.
Вторым триумфом для Норриса стал этап Гран-при Нидерландов, где он стартовал с поула, уступил позицию Ферстаппену на первых кругах, но затем вернул лидерство. Еще одним важным результатом для гонщика стала победа на трассе Marina Bay в Сингапуре, когда он финишировал, опередив Ферстаппена и напарника по команде Оскара Пиастри. На заключительном этапе в Абу-Даби британский спортсмен вновь выиграл гонку, уверенно опередив Карлоса Сайнса и Шарля Леклера. Эта победа позволила McLaren оформить первый с 1998 года титул в Кубке конструкторов, завершив 26-летнюю паузу в истории команды. По итогам чемпионата Норрис набрал 374 очка и занял второе место в личном зачете, уступив Ферстаппену, но опередив Шарля Леклера и Оскара Пиастри.
2025 год Ландо Норрис начал с первого места на Гран-при Австралии в Мельбурне. Затем последовали победы на этапе в Монте-Карло, а также в Шпильберге, где Норрис финишировал первым на фоне внутренней дуэли пилотов McLaren. Лидерские позиции были им заняты также на этапах «Формулы-1» в Великобритании, Мексике и Бразилии.
В ноябре 2025 года в Лас-Вегасе Ландо Норрис и Оскар Пиастри были дисквалифицированы из-за нарушения технического регламента после гонки. Благодаря этому четырехкратный чемпион «Формулы-1» Ферстаппен догнал Пиастри в общем зачете и сократил отставание от лидирующего Норриса до 24 очков.
К концу года Норрис подошел в роли главного фаворита турнира, но без решающего запаса очков. У каждого из троих претендентов на звание чемпиона «Формулы-1» на счету по семь побед, а преимущество Норриса минимальное. В преддверии финального этапа в Абу-Даби 7 декабря 2025 года Норрис, отвечая на вопрос, чувствует ли он, что ему есть что терять, будучи лидером чемпионата, заявил: «Думаю, с точки зрения позиции, конечно, мне есть что терять, ведь я на вершине. Я сделаю все возможное, чтобы удержаться там до конца года — еще несколько дней... В то же время, если все сложится не так, как хочу, я попробую снова в следующем году. Возможно, какое-то время будет больно, но такова жизнь, мы продолжим бороться и постараемся добиться большего в следующем сезоне».
Участие в других гоночных сериях и дисциплинах
В 2018 году Ландо Норрис выступил вместе с Фернандо Алонсо и Филом Хэнсоном в составе команды United Autosports в суточной гонке Rolex 24 at Daytona, открывавшей сезон чемпионата IMSA SportsCar Championship. Из-за многочисленных технических проблем и сложных погодных условий United Autosports финишировали лишь на 38-м месте, при этом Алонсо подчеркнул уровень командной работы, подготовки и концентрации 18-летнего Норриса.
Параллельно с карьерой в «Формуле-1» Норрис активно участвует в киберспортивных соревнованиях по симрейсингу. Он выступал за киберкоманду Team Redline на нескольких мероприятиях: в 2019 году поучаствовал в BMW Z4 в гонке Bathurst 12 Hours, а также вместе с Максом Ферстаппеном, Максом Бенеке и Максом Венингом выиграл виртуальную 24-часовую гонку Spa 24 Hours в iRacing.
В 2020 году Норрис присоединился к виртуальному чемпионату IndyCar iRacing Challenge, выступил в двух этапах за команду Arrow McLaren и выиграл пятый раунд на виртуальной трассе Circuit of the Americas. В том же году крупнейшим онлайн-проектом с участием Норриса стала виртуальная гонка 24 Hours of Le Mans Virtual.
Состояние и бизнес-проекты
По информации planetf1.com состояние Ландо Норриса на февраль 2025 года составляло $30 млн. Он входит в топ-10 самых состоятельных автогонщиков «Формулы-1» и зарабатывает около $20 млн в год. Базой его доходов остается долгосрочный контракт с McLaren, а ключевым собственным активом — созданный в 2020 году бренд Quadrant. Проект начинался как сообщество и киберспортивная команда, совмещающая гонки на симуляторах, контент и мерч, а затем превратился в многофункциональную платформу на стыке гейминга, стритвир-одежды и работы с аудиторией на YouTube и стриминговых сервисах. В 2025 году Норрис объявил о продаже доли в Quadrant гоночной и игровой компании Veloce.
Официальный сайт «Формулы-1» отмечает, что вокруг Quadrant Норрис выстроил узнаваемый лайфстайл-бренд и стал заметной фигурой для модных домов, участвуя в кампаниях Dior и Ralph Lauren. Среди партнеров автогонщика по коллаборациям — бренд очков SunGod, производители техники и экипировки Pure Electric, Bell Helmets, TUMI, PAP, wearegrip и другие.
Норрис является основателем собственной команды LN Racing Kart, ориентированной на развитие молодых пилотов в картинге. Он входит в пул инвесторов португальского фонда Apex Elite Performance Fund, владеет долями в лондонской девелоперской компании Projectcore, а также в технологических проектах VirtaMed и DeepMind.
Личная жизнь Ландо Норриса
Ландо Норрис не женат. В разное время ему приписывали романы с португальскими моделями Луизиньей Оливейрой и Маргаритой Корсейро.
Хобби Ландо Норриса — разработка собственного дизайна гоночной экипировки.
Благотворительность и социальные проекты
В 2020 году Ландо Норрис организовал стрим-акцию на Twitch и привлек более $12 тыс. на поддержку борьбы с COVID-19. В 2024 году через платформу F1 Authentics он продал на онлайн-аукционах свою гоночную экипировку и шлем; вырученные £45 тыс. были переданы в пользу благотворительных фондов. Кроме того, Норрис сотрудничает с благотворительным фондом Mind, направленным на поддержку психического здоровья.
Достижения
- чемпион Формулы MSA (2015)
- чемпион Toyota Racing Series (2016)
- чемпион Еврокубка «Формула-Рено 2.0» (2016)
- чемпион «Формула-Рено 2.0 СЕК» (2016)
- чемпион европейской «Формулы-3» (2017)