Юрий Яковлев
Yury Yakovlev
Биография
Юрий Васильевич Яковлев — советский и российский актер театра и кино.
Содержание:
- Ранние годы
- Работа в театре
- Работа в кино
- Личная жизнь
- Обстоятельства смерти, память
- Награды и звания
- Театральные роли
- Избранная фильмография
Ранние годы
Будущий актер родился в Москве 25 апреля 1928 года в семье юриста Василия Васильевича Яковлева и медсестры Ольги Михайловны Ивановой.
В первые годы Великой Отечественной войны Яковлев был в эвакуации в Уфе и вместе с матерью работал в госпитале. В Москву семья вернулась в 1943 году. «Когда вернулись в Москву, было очень тяжко. Мама не работала. Мне пришлось остаться на второй год — просто не было сил учиться», — писал Яковлев в своей книге. Он перешел в вечернюю школу рабочей молодежи. В то же время знакомые помогли ему устроиться разнорабочим и помощником механика в гараж посольства Соединенных Штатов.
«Был 1943 год, я увлекся историей дипломатии, языками и собирался поступать в МГИМО. Но неожиданно получил знак свыше, который продиктовал: иди на актерский. Кроме того, у меня было еще увлечение, которое осталось до сих пор, — архитектура», — вспоминал актер.
Сначала он пробовал поступить во ВГИК, но потерпел неудачу. Затем сдавал экзамены в Театральное училище им. Б.В. Щукина, где его тоже чуть было не отсеяли, но педагог Цецилия Мансурова дала юноше шанс. Актерский факультет он окончил в 1952 году.
По словам актера, он никогда не состоял в КПСС. «С партией у меня альянса не получилось. Когда мне в очередной раз предлагали вступить в ряды членов КПСС, я постоянно оказывался не готов», — рассказывал он.
Работа в театре
В 1952 году, после окончания училища, стал актером Театра имени Евгения Вахтангова и проработал там 60 лет.
Одной из первых его работ в театре стала роль заморского королевича в сказке Самуила Маршака «Горя бояться — счастья не видать».
На сцене театра Юрием Яковлевым сыграно около 70 ролей, в числе которых:
- Панталоне в спектакле «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци;
- Хлебников в «Конармии» Исаака Бабеля;
- Глумов в постановке «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского;
- Моцарт в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина;
- Казанова в спектакле «Три возраста Казановы» по пьесам Марины Цветаевой;
- герцог Болингброк в «Стакане воды» Эжена Скриба.
После 50 лет Яковлев, по его словам, задумался о том, чтобы оставить актерскую профессию. В течение четырех лет он не брал новых ролей, хотя ему поступали различные предложения и от других театров. Тогда ему помогло вновь вернуться в работу кино.
«А вообще, если говорить в целом, для меня театр дороже, чем кино, и, если там что-то не сложилось, особенно обидно. Может быть, потому, что я до сих пор — говорю это искренне — не понимаю, как это я угодил в актеры, да еще в театральные. С моей стеснительностью, нелюбовью к откровенничествам всякого рода, к тусовкам», — писал в мемуарах Яковлев.
Среди последних ролей Юрия Яковлева в театре — Дудукин в спектакле Петра Фоменко «Без вины виноватые» по пьесе Александра Островского и Петр Николаевич Сорин в «Чайке» Антона Чехова. В интервью Яковлев сожалел, что ему так редко доставались роли в постановках по произведениям Чехова. Он говорил, что творчество писателя занимает в его сердце «едва ли не самое главное место».
«Его принципы, его мировоззрение, отношение к людям, к писательству, к театру, его эстетические взгляды — это все мне чрезвычайно близко, и я это исповедую. Поэтому если есть пророк в своем Отечестве, то в моем Отечестве это место занимает Чехов», — заявлял Яковлев в беседе с «Вечерней Москвой».
В сезоне 2012/2013 играл в спектакле «Пристань». Он и стал последним в творческой деятельности Яковлева.
Кинематограф
Кинодебют Юрия Яковлева состоялся в советско-албанском фильме Сергея Юткевича «Великий воин Албании Скандербег». Актер сыграл в нем эпизодическую роль воина. Картина демонстрировалась на Каннском фестивале и была удостоена специального приза.
В 1956 году Яковлев сыграл роль Чахоткина в музыкальной комедии Константина Юдина «На подмостках сцены», снятой по водевилю Дмитрия Ленского «Лев Гурыч Синичкин».
В 1958 году воплотил образ князя Льва Николаевича Мышкина в картине Ивана Пырьева «Идиот» по произведению Федора Достоевского. Яковлев рассказывал в одном из интервью: «… за полтора года работы над фильмом «Идиот» он [Пырьев] ни разу не повысил на меня голоса: для него я был Мышкиным, а на Мышкина нельзя было кричать». По словам актера, после этой роли его стали узнавать на улице. С полученного за работу в фильме гонорара Яковлев купил себе первый автомобиль — «Москвич». В 1959 году «Идиот» был назван лучшим фильмом по версии журнала «Советский экран». В 1960 году съемочная группа фильма по приглашению компании 20th Century Fox побывала в США. Как рассказывал Яковлев, ему было легко общаться с американцами благодаря прежней работе в гараже при посольстве. Артисту даже предложили роль в Голливуде, но Пырьев отговорил его от такого рискованного для советского актера шага.
В начале 1960-х Юрий Яковлев также пробовался на роль в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». По словам актера, он мечтал поработать с этим режиссером. «Меня утвердили, но я, к сожалению, не снимался, потому что попал в автомобильную катастрофу. Так что в душе завидую Иннокентию Михайловичу [Смоктуновскому], потому что он сыграл эту роль, и сыграл здорово. И мне очень жаль, что она ушла от меня», — рассказывал «Вечерней Москве» Яковлев.
По рекомендации Ивана Пырьева режиссер Эльдар Рязанов пригласил молодого актера Яковлева сыграть в фильме «Человек ниоткуда». Яковлеву досталась роль антрополога, который привозит в Москву дикаря из древнего племени в исполнении Сергея Юрского. Фильм подвергся резкой критике партийного деятеля, отвечавшего за вопросы идеологии, Михаила Суслова во время очередного съезда КПСС. Показы картины были ограничены. В 1988 году фильм вышел в повторный прокат.
В 1962 году Яковлев продолжил сотрудничество с Эльдаром Рязановым. Он сыграл поручика Ржевского в «Гусарской балладе». В этой музыкальной комедии главную роль исполнила дебютантка Лариса Голубкина. Фильм снят по популярной в начале 1940-х пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Премьера картины, приуроченная к 150-летию со дня Бородинской битвы, прошла 7 сентября 1962 года. За первые полгода картину посмотрели 49 млн зрителей.
В 1967 году актер сыграл Стиву Облонского в экранизации «Анны Карениной» Льва Толстого, поставленной Александром Зархи. Сам Яковлев считал эту роль недооцененной: «У меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы — родственные души». О себе артист говорил, что он родился не в свою эпоху и ему следовало жить во второй половине XIX века.
В 1973 году появился в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где сыграл сразу две роли — управдома Буншу и царя Ивана Грозного. «Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход», — сказал о роли актер. По словам современников, именно благодаря импровизации Яковлева в фильме появилась сцена, где Иван Грозный слушает песни Высоцкого и накалывает кинжалом колбасу.
В 1994 году группа «Агата Кристи» выпустила клип на песню «Сказочная тайга», посвященный режиссеру Гайдаю. В съемках приняли участие актеры из «Иван Васильевич меняет профессию» Юрий Яковлев, Александр Демьяненко, Леонид Куравлев, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская и Михаил Пуговкин. В клипе они собираются вместе в кинозале, чтоб пересмотреть фильм. Режиссер заснял искренние реакции актеров при показе. Первым на съемки в музыкальном видео согласился Яковлев, затем принять участие решили и остальные его коллеги.
В 1975 году он появился еще в одном фильме Рязанова — «Ирония судьбы, или С легким паром!», просмотр которого на десятилетия стал предновогодней традицией во многих семьях. Сначала на роль Ипполита был утвержден Олег Басилашвили, но в силу обстоятельств он не смог сниматься. Тогда Рязанов предложил роль Яковлеву. Об Олеге Басилашвили в картине напоминает сцена, где герой Андрея Мягкова выбрасывает в окно фотографию Ипполита. Зритель видит, как с высоты падает портрет Яковлева. А вот позже Барбара Брыльска поднимает из снега фотографию Басилашвили.
Ставшую крылатой фразу «тепленькая пошла» актер придумал на ходу, когда после нескольких неудачных дублей в душе вместо холодной воды неожиданно полилась горячая. Слова «какая гадость эта ваша заливная рыба» Юрий Яковлев тоже добавил от себя из-за того, что ему пришлось пробовать блюдо, которое за время съемочного дня уже потеряло свежесть.
Роль Ипполита, по словам актера, преследовала его, хотя он больше выделял другие свои работы. «Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить», — рассказывал он.
Эльдар Рязанов приглашал Яковлева и в фильм «Гараж», но актер отказался от этого предложения. «И с тех пор — так складывается — мы больше вместе не работаем», — писал в своей книге актер.
В 1981 году сыграл роль отца Нины Соломатиной в музыкальной мелодраме «Карнавал» режиссера Татьяны Лиозновой. По сюжету Нина (Ирина Муравьева) приезжает в столицу из провинции «выучиться на артистку», но приблизиться к мечте все никак не удается: то героиня проваливает вступительные экзамены, то ее увольняют из мюзик-холла.
В 1986 году сыграл в комедии «Кин-дза-дза» сыграл роль Би, от которой ранее отказался Валентин Гафт. Актер называл этот опыт совершенно необычным: «Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили… С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова «Ку». Коротко и емко».
В последний раз на большом экране Юрий Яковлев появился в 2007 году в фильме Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение», где вновь вернулся к образу Ипполита. Картина стала одной из самых кассовых российских комедий на тот год — сборы достигли 1,156 млрд руб. По словам Яковлева, он долго отказывался от предложения сняться в этом фильме, но Рязанов его все же уговорил.
В общей сложности зрители могли увидеть игру актера в более чем 60 фильмах.
Личная жизнь
Юрий Яковлев был женат трижды. Впервые он женился в 1952-м на Кире Мачульской. В 1961 году актер ушел от жены к дочери артиста Аркадия Райкина Екатерине. В том же году у него родилось двое детей: дочь Елена (позже сменила имя на Алена) от первой жены и сын Алексей от второй супруги.
Третья жена Юрия Яковлева — Ирина Сергеева. Когда они познакомились, она была заведующей Музеем Театра имени Вахтангова. В 1969 году у пары родился сын Антон.
В 1997 году Юрий Яковлев выпустил в издательстве «Искусство» биографическую книгу «Альбом судьбы моей». В 2003 году вышла еще одна книга артиста «Между прошлым и будущим».
Все трое детей Юрия Яковлева связали свою жизнь с актерской профессией. Алена Яковлева снимается в кино и сериалах, служит в Театре сатиры. Алексей Яковлев играет в постановках труппы «Блуждающие звезды» в Центральном доме актера. Антон Яковлев, в прошлом актер «Современника, в июне 2022 года был назначен художественным руководителем «Гоголь-центра». В июле того же года учреждению вернули название Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя.
Обстоятельства смерти, память
Актер ушел из жизни в ночь на 30 ноября 2013 года в столичной больнице после тяжелой продолжительной болезни. Ему было 85 лет. Причиной смерти стала сердечная недостаточность.
Прощание с актером состоялось 3 декабря 2013 года в Театре имени Вахтангова. Юрий Яковлев похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вечером 3 декабря 2013 года в театре имени Вахтангова в память о Юрии Яковлеве отыграли спектакль «Пристань».
В 2019 году на фасаде дома № 10 в Плотниковом переулке, где актер проживал в 1980–2013 годах, установили мемориальную доску.
В 2022 году памятник народным артистам СССР Юрию Яковлеву, Василию Лановому и Владимиру Этушу появился во дворе у входа на Симоновскую сцену Вахтанговского театра. Авторами композиции стали скульптор Филипп Трушин и главный художник театра Максим Обрезков.
Жизни и творчеству актера посвящены документальные картины «Ирония судьбы Юрия Яковлева» (2008, режиссер Ирина Ланина), «Юрий Яковлев. Царь. Очень приятно! » (2013, Олег Шиловский и Евгения Егорова), «Юрий Яковлев. Последний из могикан» (2015, Лариса Кичаева), «Юрий Яковлев. Распустились тут без меня!» (2018, Георгий Ананов) и другие, а также книга-фотоальбом «Юрий Яковлев: актер театра и кино, народный артист СССР» (2008, составитель Ирина Сергеева).
Награды и звания
- Заслуженный артист РСФСР (1961) — за заслуги в области советского театрального искусства
- Народный артист РСФСР (1968) — за заслуги в области советского театрального искусства
- Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского (1970) — за роль в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
- Народный артист СССР (1976) — за большие заслуги в области советского театрального искусства
- орден Трудового Красного Знамени (1978) — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с 50-летием со дня рождения
- Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1979) — за кинодилогию «Любовь земная» и «Судьба»
- орден Ленина (1988) — за большие заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с 60-летием со дня рождения
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1995) — за спектакль Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова «Без вины виноватые» по пьесе А.Н. Островского
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие театрального искусства
- Благодарность президента Российской Федерации (1998) — за большой личный вклад в развитие отечественного театрального искусства и в связи с 70-летием со дня рождения
- Премия президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2004) — за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России
- орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Театральные роли
- 1952 — «Отверженные» — 2-й жандарм
- 1952 — «Сирано де Бержерак» — гвардеец
- 1952 — «Два веронца» — Турио
- 1952 — «Много шума из ничего» — Кисель
- 1953 — «Великий государь» — Вельский
- 1953 — «Европейская хроника» — Рослен
- 1953 — «Раки» — Ленский
- 1953 — «Макар Дубрава» — Кондрат
- 1954 — «Горя бояться — счастья не видать» — Заморский Принц
- 1954 — «Перед заходом солнца» — Советник
- 1954 — «Глубокие корни» — Рой Максуэлл
- 1955 — «Да, вот она — любовь» — Рябчиков
- 1956 — «Фома Гордеев» — Жан Звонцов
- 1956 — «Ромео и Джульетта» — Бенволио
- 1956 — «Филумена Мартурано» — Риккардо
- 1957 — «Город на заре» — Вениамин Альтман
- 1958 — «Идиот» — Очаровательный князь
- 1959 — «Стряпуха» — Андрей Пчелка
- 1960 — «Дамы и гусары» — Майор
- 1960 — «Пьеса без названия» — Трилецкий
- 1961 — «Стряпуха замужем» — Андрей Пчелка
- 1961 — «Русский лес» — Китель
- 1962 — «Живой труп» — Каренин
- 1962 — «Двое на качелях» — Джерри Райан
- 1963 — «Принцесса Турандот» — Панталоне
- 1964 — «Ливень» — Иван
- 1964 — «Миллионерша» — Доктор-египтянин
- 1965 — «Правда и кривда» — Заднепровский
- 1965 — «Насмешливое мое счастье» — Антон Чехов
- 1966 — «Конармия» — Хлебников
- 1967 — «Планета надежды» — Интеллигент
- 1968 — «На всякого мудреца довольно простоты» — Глумов
- 1970 — «Память сердца» — Террачини
- 1971 — «Здравствуй, Крымов» — Крымов
- 1971 — «Выбор» — Двойников
- 1972 — «Шаги командора» — Николай I
- 1974 — «День-деньской» — Семеняка
- 1974 — «Маленькие трагедии» — Моцарт
- 1975 — «Господа Глембаи» — Леон Глембай
- 1976 — «Неоконченный диалог» — Сальвадор Альенде
- 1977 — «Гибель эскадры» — Адмирал Гранатов
- 1978 — «Дела давно минувших дней» — Автор
- 1979 — «Великая магия» — Калоджеро
- 1979 — «Леший» — Хрущов
- 1983 — «Анна Каренина» — Каренин
- 1985 — «Три возраста Казановы» — старый Казанова
- 1987 — «Кабанчик» — Василий Прокофьевич
- 1988 — «Стакан воды» — Болингброк
- 1990 — «Уроки мастера» — Сергей Прокофьев
- 1993 — «Без вины виноватые» — Дудукин
- 1995 — «Веселые парни» — Вилли Кларк
- 1996 — «Пиковая дама» — Гусар, Граф Сен-Жермен / Англичанин / Чекалинский
- 1999 — «Чудо Святого Антония» — Ашиль
- 2003 — «Чайка» — Сорин
- 2011 — «Пристань» («Темные аллеи») — Николай Алексеевич
Избранная фильмография
- 1953 — «Великий воин Албании Скандербег» — воин
- 1956 — «На подмостках сцены» — Чахоткин
- 1957 — «Необыкновенное лето» — Василий Дибич
- 1958 — «Идиот» — князь Мышкин
- 1958 — «Ветер» — Леонид Закревский
- 1961 — «Человек ниоткуда» — Владимир Поражаев
- 1962 — «Гусарская баллада» — Ржевский
- 1964 — «Легкая жизнь» — Александр Петрович Бочкин
- 1965 — «Друзья и годы» — Юрий Павлович Державин
- 1966 — «Девочка на шаре» — отец Дениски
- 1967 — «Анна Каренина» — Стива Облонский
- 1972 — «Схватка» — Иоахим
- 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию» — Иван Васильевич Бунша / царь Иван Васильевич Грозный
- 1975 — «Ирония судьбы, или с легким паром» — Ипполит
- 1980 — «Три года» — Григорий Николаевич Панауров
- 1980 — «Идеальный муж» — Роберт Чилтерн
- 1981 — «Мы, нижеподписавшиеся» — Юрий Николаевич Девятов
- 1981 — «Карнавал» — Михаил Соломатин
- 1985 — «Битва за Москву» — Петровский
- 1986 — «Левша» — царь Николай I
- 1988 — «Штаны» — Даниил Семенович Бацанов
- 1990 — «Ловушка для одинокого мужчины» — комиссар полиции
- 1991 — «Машенька» — Антон Сергеевич Подтягин
- 1997 — «Графиня де Монсоро» — барон де Меридор
- 2007 — «Ирония судьбы. Продолжение» — Ипполит Георгиевич










