Ю.Яковлев о своих героях и фразы, которые стали крылатыми
Ю.Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928г. В 1952г. окончил Театральное училище имени Щукина. В том же году стал актером театра имени Евгения Вахтангова, на сцене которого блистал более 60 лет. В 1955г. начал сниматься в кино. Первая большая роль - князь Мышкин в фильме "Идиот" (1958). В родном Вахтанговском театре Ю.Яковлев сыграл около 40 ролей, телезрители смогли увидеть игру актера в почти 80 кинофильмах.
Большое место в творчестве Ю.Яковлева занимает сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым. Особенную любовь зрителей снискали его роли поручика Ржевского в "Гусарской балладе" и Ипполита в "Иронии судьбы, или С легким паром!". Среди других наиболее запомнившихся зрителям работ - комедия Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", где актер исполнил сразу две роли - управдома Бунши и царя Ивана Грозного, и фантастическая кинолента Георгия Данелии "Кин-дза-дза".
У самого актера отношение к сыгранным им ролям было разным и не всегда совпадало со зрительскими симпатиями. Так, Ю.Яковлев считал недооцененной роль Стивы Облонского в "Анне Карениной". Говоря о самых популярных своих работах, артист отмечал: "У меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные души".
О бравом поручике Ржевском Ю.Яковлев говорил сдержанно: "Гусарская баллада" идет до сих пор, и многие ее любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом - о нем есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник".
Отношение к Ипполиту из новогоднего телешлягера артист говорил, что оно из "области тщеславия": "Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить".
О неподражаемом царе Иване Васильевиче и его двойнике управдоме артист рассказывал подробнее: "Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось".
Роль в "Кин-дза-дза" актер называл совершенно необычной: "Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили... С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова "Ку". Коротко и емко".
А вот о первой большой роли в кино - князя Мышкина, Ю.Яковлев говорил очень редко и немногословно: "Это другое".
Благодаря ярким образам, созданным актером, Ю.Яковлева еще при жизни называли легендой отечественного кино. Не одно поколение телезрителей цитировали и продолжают цитировать фразы его героев. "Какая гадость эта ваша заливная рыба…", "Я требую продолжения банкета!", "Танцуют все!", "Оставь меня, старушка, я в печали", "Царь, очень приятно. Царь", "Бориску на царство?!", "Меня терзают смутные сомнения...", "Человек! Челове-ек! Официант! Почки один раз царице!", "Нет, генацвале. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!", "А потрите мне спинку, пожалуйста", "О, тепленькая пошла…". Эти и многие другие цитаты стали поистине крылатыми фразами у россиян.