Лента новостей
Макияж и шаурма: как отучить водителей отвлекаться от дороги 18:00, Партнерский проект Австралия — Дания 18:00, Спорт Столтенберг счел задачей Украины независимость, а не вступление в НАТО 17:52, Политика Huobi объявила о стратегическом партнерстве с Poloniex 17:50, Крипто «Криптосообщество услышали». Что будет с законопроектом о майнинге 17:48, Крипто Перья, блестки, бархат: новогодние коллекции российских брендов 17:43, Стиль Лондон ввел санкции против Мантурова и Памфиловой 17:43, Политика МИД заявил об отказе работникам Россотрудничества в немецких визах 17:41, Политика Тренер покинул сборную Ирана после поражения от США. Что происходит на ЧМ 17:40, Спорт Почему климатические инвестиции быстрее всего растут не в ЕС и США 17:38, РБК и Сбер В Новосибирске более 10 человек пострадали при столкновении двух трамваев 17:31, Общество Кого травят на работе: изучаем буллинг в корпоративной среде 17:30, Новая экономика Минобороны сообщило об успешном наступлении в направлении Водяного в ДНР 17:27, Политика Военная операция на Украине. Главное 17:25, Политика Минфин занял на аукционах ОФЗ в два раза меньше, чем предлагали инвесторы 17:18, Инвестиции Минобороны заявило о полном контроле над Андреевкой в ДНР 17:17, Политика Статус стоит дорого: как организовать торги «красивыми» автономерами 17:15, Партнерский проект Сохранить и приумножить: как управлять капиталом эффективнее 17:12, РБК и Сбер Захарова сочла «дном» предлагаемый Западом потолок цен на нефть из России 17:11, Политика Отчет Morgan Stanley показал ожидание новых банкротств в криптоотрасли 16:56, Крипто Путин обсудил торговлю и совместные проекты с президентом Узбекистана 16:52, Политика Почему устарела система штрафов за нарушение правил дорожного движения 16:52, Партнерский проект Uniper решила подать иск к «Газпрому» на €11,6 млрд 16:50, Бизнес Заоблачные технологии: в России появился новый вид АТС 16:49, РБК+ Кейрош покинул пост главного тренера сборной Ирана после неудачи на ЧМ 16:38, Спорт Когда электрокары заменят машины с ДВС и при чем здесь литий и никель 16:29, РБК и Норникель В посольстве Украины в Мадриде произошел взрыв 16:24, Политика Нарышкин подтвердил, что обсудил с главой ЦРУ ядерную безопасность 16:23, Политика
Газета
Аутлеты на взлете
Газета № 149 (3642) (2111) Бизнес,
0

Аутлеты на взлете

Стоковые магазины сумели увеличить оборот в 2022 году
Аутлетам в России удалось нарастить выручку, несмотря на снижение трафика. В этих торговых центрах распродаются остатки уходящих брендов, а их аудитория поменялась из-за того, что часть россиян не могут закупаться за рубежом
Фото: Митя Алешковский / ТАСС
Фото: Митя Алешковский / ТАСС

Аутлеты, то есть торговые центры, предлагающие коллекции одежды и обуви прошлых сезонов по сниженным ценам, в этом году смогли нарастить выручку, несмотря на падение трафика и уход западных брендов. Об этом РБК рассказали их представители и подтвердили аналитики.

Крупнейшие игроки этого рынка в России — американская Hines (управляет торговым центром «Архангельское» и «Белая дача Outlet Village» в Москве и «Outlet Village Пулково» в Петербурге), европейская Fashion House (два комплекса в Москве и Петербурге) и компании «Европа» и «Диона», управляющие московскими аутлетами Vnukovo Outlet Village и Novaya Riga Outlet Village (основные владельцы — Герман Кравцов и Дмитрий Кульков).

С учетом закрытых магазинов сопоставимые продажи в аутлетах Fashion House в январе—октябре 2022 года оказались на 14% выше, чем за аналогичный период прошлого года, рассказал РБК управляющий директор группы Брендон О’Рейли. Общая выручка комплексов Hines в Москве за первые девять месяцев этого года осталась на уровне прошлого года, а в Петербурге наблюдается рост на 5%, говорит директор по управлению ее российскими активами Дмитрий Разжевайкин.

Как меняется состав магазинов в аутлетах

По сравнению с классическими торговыми центрами аутлеты меньше пострадали от ухода или приостановки деятельности иностранных торговых операторов, благодаря чему сумели сохранить минимальный уровень вакансий (свободных площадей), говорит руководитель направления аренды торговых помещений консалтинговой компании CORE.XP Надежда Цветкова. По данным CORE.XP, уровень свободных площадей в аутлетах составляет около 3%. В целом в торговых центрах этот показатель по итогам третьего квартала 2022 года достиг 9,5%, а к концу года может вырасти до 10–15%, прогнозируют в компании.

Бизнес
Посещаемость торговых центров Москвы упала до минимума за четыре года Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

«Весной у нас было закрыто до 12% магазинов, сейчас удалось снизить долю свободных площадей до 4–5%, замещая закрытые магазины новыми арендаторами», — отмечает Разжевайкин. Он приводит в пример компанию Nike, которая закрыла магазины в России, но Hines договорилась с российским ретейлером, который теперь торгует продукцией Nike под брендом NSP. Этот магазин открыла компания Lestate, которая ранее запустила магазин под маркой JNS в ТЦ «Авиапарк», где продает часть товарного стока, выкупленного у Levi Strauss & Co. (бренд Levi's).

Nike расторгла договоры аренды и в аутлетах Fashion House, на ее месте планирует открыть магазин другой международный бренд, говорит О’Рейли. По его словам, также закрыты магазины Adidas и Puma, но они продолжают платить аренду. «Многие глобальные бренды, закрывшие магазины в России, продолжают продажи в нашем аутлете, потому что им нужно распродать сток, мы будем последним местом, где будут прекращены продажи», — поясняет управляющий директор Fashion House Group. Он ожидает, что в дальнейшем около 20% площадей сменят арендаторов: на место западных магазинов могут прийти российские операторы, которые уже нарастили площади, а также турецкие бренды.

«Магазины в аутлетах используются брендами, в том числе уходящими, для реализации остатка стока», — подтверждает Цветкова. Действительно, большинство брендов, которые были закрыты в обычных торговых центрах, довольно быстро открылись снова в аутлетах и смогли продолжить работать, потому что это не противоречило их заявлениям как глобальных компаний, говорит директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. «По сути, аутлеты стали единственным местом, где можно было купить оригинальные бренды, еще и со скидкой», — поясняет она.

Хакбердиева предполагает, что эти магазины продолжат работать, может быть, под новым брендом, и будут довозить товары через параллельный импорт, а также станут мультибрендовыми. В мультибрендовых магазинах во Vnukovo Outlet Village и Novaya Riga Outlet Village и сейчас продаются товары брендов, которые покинули рынок, например Nike, Adidas, Puma, CK, Hugo Boss, отмечает их представитель.

Почему растет выручка аутлетов

Трафик покупателей в аутлетах упал сопоставимо с классическими крупными торговыми центрами, говорит руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. Компания рассчитывает Mall Index, отражающий изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров. Согласно этому индексу, за десять месяцев 2022 года трафик в аутлетах был в среднем на 19–22% ниже показателя аналогичного периода прошлого года. Средняя посещаемость крупных торговых центров снизилась на 18–25%. На ситуацию продолжает оказывать влияние общее сокращение потребительской активности ввиду снижения покупательной способности населения, говорит Васильев.

Представитель комплексов Vnukovo Outlet Village и Novaya Riga Outlet Village сообщила, что в этом году в аутлетах вырос как трафик, так и средний чек. Она связывает это, с одной стороны, с повышением цен в классических торговых центрах, которое могло отпугнуть покупателей, а с другой, с тем, что в аутлетах все еще можно купить товары брендов, которые покинули рынок.

«Трафик покупателей в наших аутлетах упал в среднем на 20%, но продажи магазинов при этом либо выросли, либо остались на уровне прошлого года в зависимости от проекта. Трафик стал более целевым, а средний чек вырос», — говорит Разжевайкин. Люди стремятся к рациональному потреблению во время экономической неопределенности, и этот эффект влияет на аутлеты напрямую, добавляет он.

Бизнес
ЦУМ запустил платформу для перепродажи люксовых вещей Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

В аутлетах Fashion House трафик снизился на 15% по сравнению с прошлым годом, но конверсия в покупки стала значительно выше, соглашается О’Рейли. Он связывает рост продаж в том числе с тем, что арендаторы стали предлагать гораздо большие скидки: в 2019 году они составляли 55–58% от обычной цены, а в этом году выросли до 60–65%. Те бренды, которые продолжили работу, такие как Trussardi, Tom Tailor, Benetton, выросли за счет ухода с рынка конкурентов. «Другим фактором стало то, что россияне, в первую очередь москвичи и петербуржцы, не могут больше путешествовать с той же легкостью, что и раньше. Поэтому многие потребители, которые бы делали покупки в аутлетах во Франции, Испании, Лондоне, теперь совершают их в России», — говорит О’Рейли. По его словам, на парковке комплексов стало гораздо больше люксовых машин, то есть аудитория изменилась.