Лента новостей
Google объяснил удаление YouTube-каналов немецкого RT 22:28, Политика В Минобороны США признали угрозу атаки «возрожденных» ИГ или «Аль-Каиды» 22:20, Политика Суд арестовал организатора восхождения альпинистов на Эльбрус 22:09, Общество Как адаптируют законы под новые финансовые услуги 22:03, РБК и QIWI «Динамо» забило шесть голов в ворота «Спартака» в матче КХЛ 22:02, Спорт В Вологодской области мужчина застрелил женщину из ружья 21:50, Общество В Ленобласти жителей многоэтажки эвакуировали из-за сообщений о «гранате» 21:40, Общество Конференция Yandex Scale: главное об облачных технологиях и бизнесе 21:38, РБК и Yandex.Cloud Минкультуры предложило финансировать дебютные фильмы на 100% 21:31, Технологии и медиа Новый тренер сборной России по хоккею назвал главную проблему команды 21:31, Спорт Лукашенко допустил проведение референдума об отмене смертной казни 21:19, Политика Как отличить настоящий софт от подделки 21:10, Совместный проект УЕФА потребовал отстранить прекратившего дело против Суперлиги судью 21:06, Спорт Рубиновый браслет герцогини Виндзорской выставят на аукционе Christie's 20:54, Стиль В Минске сотрудника КГБ застрелили при штурме квартиры 20:44, Политика Симоньян заявила об удалении администрацией YouTube немецких каналов RT 20:43, Технологии и медиа Как не проспать работу и встать с утра вовремя без телефона 20:42, РБК и Tele2 В США подтвердили предложение России по базам в Средней Азии 20:41, Политика Женатые мужчины старше 45 лет оказались склонны к панике на рынке 20:37, Инвестиции Власти выделят 100 млн руб. для испытаний «Спутника V» на подростках 20:13, Общество «Золотая черепаха-2021»: дикая природа в объективах фотографов мира 20:13, РБК и ДПиООС Новый тренер хоккейной сборной заявил об отсутствии у него контракта 20:12, Спорт Песков рассказал, кто предоставил Путину переводчицу на встрече с Трампом 20:09, Политика Футболистов сборной России обязали сдать ПЦР-тесты для доступа на базу 20:08, Спорт Умерла экс-главред челябинской газеты, знаменитой по фото со звездами США 19:55, Технологии и медиа Как работают студии видеопродакшена Cult и Pushka Studio 19:49, РБК и ASUS Каковы шансы на ралли нефтяных компаний из-за взлета цен на нефть 19:48, PRO Мэр Оренбурга подал в отставку 19:42, Политика
Газета
Перевалку списывают на берег
Газета № 015 (3182) (2102) Бизнес,
0

Перевалку списывают на берег

Зачем Минприроды предлагает изменить правила перевозки грузов в российских территориальных водах
Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин предложил запретить рейдовую перевалку из соображений экологической безопасности и заручился согласием президента. Экологи за запрет, а бизнес — против: экспорт нефти станет дороже и сложнее
Рейдовая перевалка грузов
Рейдовая перевалка грузов (Фото: aston.ru)

Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин предложил запретить рейдовую перевалку грузов, за исключением сельскохозяйственных, в акваториях российских морей для снижения аварийных случаев. Свои предложения он представил президенту России Владимиру Путину в письме от 26 ноября прошлого года, рассказал РБК федеральный чиновник, знакомый с текстом документа. Эту информацию РБК подтвердил представитель Минприроды.

«Да, подтверждаем факт направления такого письма. Кроме сельхозгрузов, не исключаем возможность вывести из-под действия нового закона и СПГ (сжиженный природный газ)», — сообщил он.

Президент поставил на письме визу «согласен». РБК направил запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.

Перевозка грузов в российских территориальных водах сейчас регулируется двумя законами от 1998 года — об исключительной экономической зоне России и о внутренних морских водах. Кобылкин предлагает внести в них поправки, чтобы перевести всю перевалку на специальные береговые комплексы. Там же, где таких комплексов нет, компании смогут осуществлять рейдовую перевалку.

По данным Федерального агентства морского и речного транспорта (ФАМРТ), которые приводятся в письме, в 2018 году обработка грузов вне портов составила 40 млн т в год, в первой половине 2019 года — 17,5 млн т. Речь идет о погрузке-разгрузке судов борт к борту или через плавучие комплексы. Грузооборот морских портов России в 2019 году составил 840,27 млн т (+2,9% к 2018 году).

Какие аргументы у Кобылкина

Глава Минприроды обосновал свое предложение о запрете рейдовой перевалки данными о более чем 600 чрезвычайных ситуациях только в акватории Черного моря, включающих в себя разливы нефтепродуктов, гибель биоресурсов или попадание химических веществ в воду (в письме не уточняется, за какой период они произошли).

Бизнес
В Минприроды предложили штрафовать бизнес за неоплату вывоза отходов Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Особенную опасность глава Минприроды увидел в рейдовой перевалке с крупнотоннажных нефтяных танкеров. «В случае возникновения нештатной ситуации с крупным нефтяным танкером ущерб, причиненный морю и прибрежной зоне, невосполним», — пишет Кобылкин. Предпосылками для аварийных ситуаций, указывает он, является загруженность перегрузочных районов морей судами, участвующими в грузовых операциях, метеоусловия, отсутствие естественных укрытий, удаленность от портов. В случае чрезвычайных ситуаций подход МЧС к таким объектам занимает время.

О письме главы Минприроды знают в профильных ведомствах, в частности в Минэнерго. Вопрос изменения законодательства прорабатывается, подтвердил РБК чиновник Минэнерго. По словам другого федерального чиновника, Минэнерго выступило за исключение СПГ из-под действия нового закона, чтобы изменение правил перевалки не повлияло негативно на грузопоток Севморпути.

В НОВАТЭКе, чьи поставки СПГ составят основную долю грузооборота по Севморпути, заявили, что ждут создания перевалочных комплексов СПГ в Мурманской области и Камчатском крае в соответствии с решениями правительства в местах, где отсутствуют береговые комплексы для подобных грузовых операций. «Проекты реализуются в полном соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе в сфере экологии и природопользования. В настоящий момент правительством приняты решения по финансированию строительства федеральных объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для этих проектов, что позволяет их реализовать в установленные сроки», — сказал представитель компании.

РБК направил запросы в «Роснефть», «Газпром нефть», а также в Минэнерго. Представитель ЛУКОЙЛа от комментариев отказался.

К чему приведет инициатива Минприроды

Собеседник РБК в крупной нефтяной компании сказал РБК, что проработать целесообразность изменения правил морской перевалки поручено с участием специально созданной комиссии при Минтрансе, где есть представители бизнеса. По его словам, значительная часть нефтяных компаний выступает за сохранение перевалки на рейде, потому что в стране недостаточно глубоководных портов, способных принять крупнотоннажные танкеры. Их можно построить, но это будет долго и дорого и, скорее всего, за счет бюджета.

Изменение правил перевалки с запретом ее проведения рейдовым способом негативно отразится на логистике экспортных поставок грузов нефти и нефтепродуктов, говорит собеседник РБК в другой нефтяной компании. «Перевалка в портах дороже и опаснее: при хранении в емкостях из-за скопления газов могут происходить взрывы с гибелью людей. Кроме того, заход судна в порт и его простой требует оплаты и большего времени, чем перевалка борт к борту», — утверждает он. В отдельных регионах изменение правил потребует строительства новых портов и перевалок, например в Арктике, что сопряжено с крупными вложениями.

Бизнес
Минприроды решило удвоить грузооборот по Севморпути к 2034 году Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Главный редактор «ПортНьюс» Виталий Чернов назвал административный запрет рейдовой перевалки «странной мерой». Чтобы ее убрать, нужно создавать береговую инфраструктуру с соответствующими мощностями, глубинами, что не везде возможно и экономически целесообразно, заметил он. При этом существующие береговые комплексы могут быть загруженными, кэптивными, неудобными, неспециализированными, без достаточной пропускной способности подходных путей. По мнению Чернова, в некоторых случаях рейдовая перевалка даже более экологична, чем береговая. «Например, если сравнивать рейдовую перевалку угля с перевалкой на неспециализированных береговых терминалах, то первая создает меньше проблем для населения, поскольку практически исключает пыление в населенных пунктах. Нефтеналивные грузы также перегружаются на рейде довольно безопасным способом — применяются двухкорпусные конвенционные суда с обязательной обоновкой (изоляция от внешнего рейда, чтобы в случае аварии нефть оказалась в кольце. — РБК)», — говорит эксперт.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев пояснил РБК, что рейдовой перевалкой нефти сейчас занимаются два рейдовых перевалочных комплекса в Кольском заливе, которые перегружают сырье «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа и «Роснефти» с Новопортовского и Приразломного месторождений, а также с терминала «Варандей». Речь идет о комплексах «ЛК Волга» и «Норд», которые в 2019 году перевалили на экспорт 18,2 млн т нефти. Остановка их работы при таком запрете приведет к разрушению челночных схем перевозок нефти в Арктике, указывает Григорьев.

В отличие от бизнеса экологи поддерживают введение запрета на рейдовую перевалку нефтяных и газовых грузов в морях. Руководитель энергетических программ российского Greenpeace Владимир Чупров назвал запрет обоснованным. «Риск разлива нефти или нефтепродуктов в результате рейдовой перевалки выше, чем при перевалке с терминала на борт. Это связано с тем, что обеспечить устойчивость двух судов в сложных метеоусловиях сложнее, чем одного», — отмечает он, выступая и против исключения СПГ из правил запрета рейдовой перевалки.