Лента новостей
Сенат начал рассмотрение дела по импичменту Трампа 00:19, Политика Вероника Скворцова возглавит Росздравнадзор 00:02, Общество Санкции США помогли России в 2019 году нарастить экспорт нефти 00:00, Экономика Трамп поделился впечатлениями о Грете Тунберг и Коноре Макгрегоре 21 янв, 23:59, Общество Тяжелоатлет Юрий Власов попал в больницу 21 янв, 23:49, Общество Фигуранту «лондонского списка» Каковкину смягчили приговор 21 янв, 23:25, Бизнес Путин подписал новую доктрину продовольственной безопасности России 21 янв, 23:20, Общество Технократический перебор: каким получился кабинет Михаила Мишустина 21 янв, 23:20, Мнение Новый коронавирус из Китая добрался до США 21 янв, 23:14, Общество Директор «Ленкома» опроверг информацию о госпитализации Виктора Ракова 21 янв, 22:57, Общество Глава РУСАДА сообщил об общих взглядах с новым министром спорта 21 янв, 22:51, Спорт Как бизнесвумен найти время для себя: советы Ясмины Муратович 21 янв, 22:43, РБК и L’Oréal Professionnel Захарова увидела «страшную ложь» в словах Моравецкого о Советском Союзе 21 янв, 22:42, Политика Пресс-секретарь завода в Полярном объяснила слова о «тварях пиндосовских» 21 янв, 22:35, Общество Новый министр спорта заявил о планах остаться главой FISU 21 янв, 22:22, Спорт Безос за три дня вернул лидерство в списке Forbes богатейших людей мира 21 янв, 22:19, Бизнес Мутко после ухода из правительства поблагодарил свою команду за работу 21 янв, 22:10, Политика Мишустин назвал основные направления работы нового кабмина 21 янв, 22:09, Политика Мединский после отставки перейдет на работу в Кремль 21 янв, 21:59, Технологии и медиа Глава Паралимпийского комитета объяснил назначение Чернышенко и Матыцина 21 янв, 21:50, Спорт Бойца Александра Емельяненко арестовали за хулиганство в Анапе 21 янв, 21:45, Общество Греф оценил назначение Белоусова первым вице-премьером 21 янв, 21:40, Политика Силуанов заявил о необходимости скорректировать план нацпроектов 21 янв, 21:38, Политика Собянин нашел замену ушедшему в правительство России Хуснуллину 21 янв, 21:36, Политика Лавров упрекнул НАТО за игры в космосе и киберпространстве 21 янв, 21:32, Политика Куратор универсиад вместо чемпиона: что известно о новом министре спорта 21 янв, 21:27, Спорт Что такое IPO: как компания выходит на биржу 21 янв, 21:17, Quote Новички в правительстве России. Фотогалерея 21 янв, 21:08, Фотогалерея 
Газета
Игорь Артемьев вытаскивает инвестиции РЖД из воды
Газета № 182 (3137) (1511) Бизнес,
0
Игорь Артемьев вытаскивает инвестиции РЖД из воды
ФАС предложила железнодорожной монополии сократить число реализуемых проектов
Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что РЖД следует отказаться от планируемых инвестиций в морские порты и проектов за пределами 2025 года. Компания должна сфокусироваться на своей инвестпрограмме с достройкой БАМа и Транссиба
Игорь Артемьев (Фото: Алексей Никольский / РИА Новости)

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) предлагает РЖД отказаться от инвестиций в морские порты и «другие неосновные виды деятельности, а также от проектов за горизонтом 2025 года», чтобы госмонополия могла сосредоточиться на реализации своей долгосрочной программы развития до 2025 года. Об этом говорится в письме главы ФАС Игоря Артемьева от 11 ноября министру транспорта Евгению Дитриху и генеральному директору РЖД Олегу Белозерову (копия письма есть в распоряжении РБК, подлинность документа подтвердили в пресс-службе ведомства). В пресс-службе Минтранса подтвердили получение письма.

Какие планы РЖД просит пересмотреть ФАС

Сейчас РЖД участвуют в строительстве сразу нескольких объектов в морских портах, но глава ФАС относит их к неосновным. Вместо того чтобы заниматься ими, РЖД необходимо «совместно с крупными грузоотправителями и операторами вагонного парка определить критические участки в составе инвестпрограммы и сконцентрироваться на их реализации», пишет Артемьев.

РЖД участвуют в строительстве портового терминала Лавна в рамках создания Мурманского транспортного узла, угольного порта Суходол во Владивостоке и планируют получить 10% в сухогрузном порту Тамань в Краснодарском крае. В интервью газете «Коммерсантъ» Белозеров отмечал, что Суходол должен быть запущен в 2021 году, по Лавне заключены соглашения и РЖД уже строят подходы, на которые компания заложила 60 млрд руб. «Что касается Тамани, мы точно не выпускаем этот проект из виду, мы готовы участвовать в нем при более четком формировании модели», — говорил глава госмонополии. Финансовая модель порта Тамани до сих пор не утверждена. Как сообщали в четверг, 14 ноября, источники РБК, планируемые мощности морского порта сократятся более чем в четыре раза, до 15 млн т. В том числе из-за того, что проект покинули угольные компании «Кузбассразрезуголь» Андрея Бокарева и СУЭК Андрея Мельниченко.

На что предлагает обратить внимание ФАС

В ФАС напоминают, что год назад для увеличения пропускной способности инфраструктуры и наращивания объемов грузоперевозок в рамках инвестпрограммы госмонополия отстояла тарифную надбавку на экспорт в размере 8%, отмененную годом ранее. Ожидалось, что это поможет РЖД дополнительно получить до 38,5 млрд руб. выручки, треть из которой — от угольщиков.

Но несмотря на полученные год назад средства от тарифной надбавки, госмонополия не справляется с рядом поставленных в инвестпрограмме задач. По предварительным итогам 2019 года, у РЖД есть «существенное невыполнение мероприятий» по развитию БАМа и Транссиба (не потрачено 39,5 млрд руб.), подходов к морским портам Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов (не расходованы 29,8 млрд руб. и 6 млрд руб. соответственно), а также по обеспечению роста транзитного контейнерного потока (не потрачено 14,8 млрд руб.). Вследствие этого снижается погрузка на сети в перевозке угля и черных металлов, говорится в письме.

Как сообщили РБК в РЖД, компания «выполнит все взятые на себя в рамках долгосрочной программы развития (ДПР) обязательства, в том числе по целевым показателям инвестпроектов». «РЖД не останавливают своих планов по развитию грузовых перевозок и логистики в увязке с внедрением цифровизации, улучшением качества работы пассажирского комплекса, повышением эффективности всей компании, — отмечают в РЖД. — Следует отметить, что ход реализации ДПР будет ежегодно публично аудироваться внешней экспертной организацией, любые рассуждения на тему невыполнения ДПР в настоящее время следует считать спекуляциями». В компании подчеркивают, что реализация программы развития БАМа и Транссиба — «это не односторонний документ развития инфраструктуры за счет государства»: «Инвестиции подразумевают прирост перевозок по заявленным направлениям».

Несколько недель назад глава РЖД признавал, что погрузка на сети в 2019 году при негативном сценарии может упасть на 0,5%. Однако компания намерена к 2021 году наверстать отставание по погрузке от долгосрочной программы развития, анонсировал Белозеров. Проблемы с реализацией проектов из инвестпрограммы РЖД связывали с невыполнением подрядными организациями договорных обязательств, сообщали источники РБК.

По мнению гендиректора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, развитие подходов к портам и припортовых станций дает практически немедленный эффект для РЖД и для экономики страны. А развитие БАМа, Транссиба и других инфраструктурных проектов долгосрочнее. «Так что я бы поддержал РЖД в том смысле, что при ограниченности в финансировании сперва делаются нужные вложения с быстрой отдачей, а потом — инвестиции с длинной отдачей. А припортовые станции и подходы к портам будут приносить тарифную выручку», — отметил эксперт.

Изменение конъюнктуры рынка угля требует от РЖД изменения подходов к оценке рисков инвестиций в портовые активы, отмечает гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Как показал пример Тамани, снижение цен на уголь может поставить под угрозу инвестиции РЖД, так как грузоотправители окажутся не готовы финансировать терминалы и выполнять контракты ship-or-pay. Но ФАС не вполне адекватно оценивает влияние РЖД на погрузку», — сказал эксперт. При сложившейся неблагоприятной конъектуре монополия сделала «в целом адекватные тарифные скидки», а дальнейшие изменения в тарифах могли бы привести к сокращению доходов, пояснил Бурмистров.

Что еще предлагает ФАС для решения проблем РЖД

В ФАС «полагают необходимым на ведомственном и корпоративных уровнях обеспечить безусловное выполнение менеджментом РЖД своих обязательств по долгосрочной программе развития».

Для этого, как указывает Артемьев в письме, РЖД следует:

  • применять тарифные скидки, которые будут стимулировать перенаправление грузов с востока на другие направления;
  • рассмотреть возможность привлечения ресурсов Минобороны;
  • разобраться с причинами отказов в перевозках, принять меры в увеличении интенсивности движения за счет современных технологий;
  • организовать пакетный график на ремонтируемых участках БАМа и Транссиба (когда на межстанционном перегоне одновременно может находиться несколько поездов).