Лента новостей
«Наш футбол катится в пропасть». Эксперты — о провале ЦСКА в Лиге Европы 12:18, Спорт Как металлургические компании делают производство более экологичным 12:06, Партнерский материал В Омске на складе с пластиковой тарой произошел пожар 12:05, Общество Роднина заявила об отсутствии интереса к фигурному катанию в этом сезоне 12:05, Спорт Как автоматизация помогла компаниям сохранить устойчивость в пандемию 12:02, PRO В S7 приветствовали переход экс-главы конкурента в Минтранс 12:02, Бизнес Власти Приморья предварительно оценили ущерб от циклона в 1 млрд руб. 12:01, Политика ФСБ сообщила о бое с нарушителями на границе с Украиной 11:57, Общество Москвичи купили у города вдвое больше участков под ИЖС в 2020 году 11:55, Недвижимость В проект оборонного бюджета США включили санкции против Турции за С-400 11:54, Политика Что экспортирует Россия кроме нефти и газа 11:52, РБК и Моспром Ripple может уничтожить токены на $29 млрд. Как это повлияет на курс XRP 11:47, Крипто Власти Москвы назвали число детей с «тяжелейшим осложнением» COVID-19 11:37, Общество Почему продажи нижнего белья не ушли в онлайн 11:37, Партнерский материал «Мумий Тролль» представил новый альбом «После Зла» 11:33, Стиль Казахстан назвал дату начала производства российской вакцины от COVID-19 11:33, Политика Индекс Мосбиржи превысил 3200 пунктов впервые с 22 января 11:31, Инвестиции Ледовый дворец в Петербурге оштрафовали после концерта Басты 11:31, Общество Как живые: кто такие виртуальные блогеры и модели и что их ждет в будущем 11:30, Футурология  Теория малых дел: как изменять мир к лучшему и получить грант 11:23, РБК и АНО «РСВ» В Подмосковье зарегистрировали новый рекорд по числу заболевших COVID-19 11:12, Общество УАЗ показал изображения салона концепта Hunter 11:11, Авто Почему не стоит иметь дела с черной бухгалтерией 11:08, PRO Как создавали поезд «Москва 2020» для метро 11:08, Партнерский материал Стоит ли начинать майнить криптовалюту прямо сейчас. Три мнения 11:05, Крипто За сутки в России от коронавируса умерли 569 человек 11:05, Общество Нидерланды приблизились к России в таблице коэффициентов УЕФА 11:04, Спорт В России за сутки выявили 27,4 тыс. новых случаев COVID-19 11:04, Общество
Газета
Санкции подрезали крылья МС-21
Газета № 012 (2967) (1902) Бизнес,
0

Санкции подрезали крылья МС-21

Серийное производство российского среднемагистрального лайнера отложено еще на год
Серийный выпуск новейшего российского самолета МС-21, запланированный на конец 2019 года, откладывается на год из-за санкций США. В Объединенной авиастроительной корпорации (производитель MC-21) называют ситуацию «некритичной»
Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Отсрочка из-за санкций

Сроки запуска в серийное производство российского самолета МС-21 передвинуты на год — с конца 2019-го на конец 2020-го — из-за санкций США и необходимости заменить композитные материалы для крыла на российские аналоги. Об этом сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов в ходе международной оборонной выставки IDEX, которая проходит в Дубае.

«Ростех» недавно стал владельцем 92% Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), структуры которой будут производить MC-21. Чемезов говорил, что госкорпорация готова вложить в проект МС-21 более 50 млрд руб. до 2025 года.

«В связи с тем что американцы остановили поставку композитных материалов (необходимых для создания крыла лайнера. — РБК), мы переходим на свои композитные материалы. Необходимые разработки и российские партнеры, в частности «Росатом», уже есть», — заявил Чемезов.

Глава «Ростеха» отметил, что сейчас завершаются испытания российских аналогов композитов, поэтому срок запуска МС-21 в серийное производство несколько сдвигается — «где-то к концу 2020 года».

Политика
Чемезов сообщил о задержке с выпуском МС-21 из-за санкций США на композит Фото: Василий Доенин / ТАСС

Компоненты для крыла MC-21 до последнего времени поставляли американская Hexcel и японская Toray Industries. В начале января 2019 года стало известно, что они прекращают поставки из-за санкций, введенных осенью 2018 года в отношении АО «Аэрокомпозит», входящего в ОАК, и АО «ОНПП «Технология» имени Ромашина» (структура «Ростеха»). «Коммерсантъ» отмечал, что введение санкций грозит куда более значительной задержкой выпуска самолета в серийное производство — до 2025 года.

Тогда в ОАК заявили, что разработка технологии изготовления композитных конструкций из отечественных материалов​ ведется с 2014 года вместе с «Росатомом», Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов (ВИАМ), МГУ и частными компаниями. «От использования композитных материалов в конструкции крыла самолета МС-21 никто не отказался и не планирует отказываться», — подчеркивалось в заявлении корпорации. Глава ОАК Юрий Слюсарь рассказывал, что основным технологическим партнером по поставке композитов для МС-21 корпорация видит завод «Росатома» в особой экономической зоне «Алабуга», находящейся в Татарстане.

МС-21 — ближне- и среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, который создается корпорацией «Иркут» при участии Опытно-конструкторского бюро им. А.С.​ Яковлева (оба входят в состав ОАК). На его разработку и производство правительство в 2019 году выделило 1,58 млрд руб., в 2020 и 2021 годах — 4,11 млрд и 4,81 млрд руб. соответственно. Субсидированию подлежат 90% затрат на реализацию и обслуживание лайнеров МС-21. Правительство также предусмотрело субсидирование 90% затрат изготовителя на уплату процентов по кредитам. При этом аудиторы Счетной палаты в прошлом году отмечали неоднократные изменения технической концепции и срывы сроков, а также резкий рост стоимости проекта, который они оценили в рекордные 438 млрд руб.

Как это повлияет на контракты

Твердые заказы на поставку МС-21 заключили «Аэрофлот» (50 самолетов), Red Wings (16 лайнеров) и иркутская «Ираэро» (10 самолетов), а также лизинговые компании «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «Ильюшин Финанс». Ожидалось, что поставки начнутся после сертификации самолета в 2019 году. В «Аэрофлоте» и «ВЭБ-лизинге» отказались от комментариев. РБК направил запросы в Red Wings, «Ираэро», «Сбербанк Лизинг» и «Ильюшин Финанс».

В случае переноса сроков поставок MC-21 ОАК могут грозить штрафные санкции, если это было предусмотрено в договорах, сказал РБК заместитель директора АКРА Александр Гущин. По его словам, МС-21 пытается войти в очень конкурентный сегмент узкофюзеляжных воздушных судов. «При этом модели Boeing и Airbus уже эксплуатируются, а МС-21 — до сих пор нет. С этой точки зрения перенос на год — неприятный момент, отставание будет сложно отыгрывать», — предупреждает Гущин.

Однако представитель ОАК назвал перенос запуска серийного производства МС-21 некритичным. Проведение сертификации самолетов по-прежнему ожидается к 2020 году, а образцы изделий (композитов) для крыла от российских производителей в ходе испытаний показали «хорошие результаты», заявил он РБК. «Внедрение в производство российских композитов не влечет изменений в конструкции крыла, в программе летных испытаний не ожидается существенных изменений», — добавил собеседник.

Американских материалов, уже поставленных структурам ОАК, хватит, по оценкам производителя, на семь MC-21, сказал РБК источник в авиаотрасли. При их замене на российские аналоги, скорее всего, придется сертифицировать только крыло — это много времени не займет, указал он.

Представитель «Ростеха» подтвердил РБК, что результаты испытаний показали, что замена материала не повлечет изменений в конструкции крыла. Финальную стоимость российских композитов в «Ростехе» назвать отказались, уточнив, что поставлена задача сделать материалы коммерчески привлекательнее американских и японских аналогов. Представитель «Росатома» отказался от комментариев.

Последний клиент в Европе

Ирландская авиакомпания CityJet отказалась от эксплуатации российских самолетов Sukhoi Superjet 100, которые, как и MC-21, выпускают структуры ОАК, сообщили «Ведомости» со ссылкой на топ-менеджеров двух лизинговых компаний. Упоминание о самолетах исчезло и из раздела «Флот» на сайте перевозчика.

Позже глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что эти самолеты могут быть переданы авиакомпании из Словении Adria Airways, которая совершает регулярные рейсы из Любляны и Марибора. По его словам, по этому поводу уже достигнута предварительная договоренность.