Глава ПНТ Елена Васильева — о логистике нефтепродуктов в новых условиях
Как санкционные ограничения повлияли на рынок стивидорных услуг и какие задачи стоят сегодня перед его участниками, рассказала акционер и председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) Елена Васильева.
— Как текущая ситуация в экономике, включая санкционное давление, отражается на российском рынке стивидорных услуг, в частности в Северо-Западном регионе?
— Несмотря на снижение загрузки портов РФ, в том числе и в Северо-Западном регионе (уход контейнерных линий, падение перевалки генеральных грузов и прекращение пассажирских перевозок), объемы перевалки наливных грузов на Балтике за первые четыре месяца текущего года снизились, но не критично. По экспертным оценкам, Петербургский порт в целом несколько увеличил объемы перевалки наливных грузов, а Усть-Луга и Высоцк незначительно уменьшили.
Стивидорные услуги — комплекс услуг, связанных с погрузкой/разгрузкой, перевалкой груза на морском транспорте, а также сопутствующий сервис: сертификация и хранение товаров, контроль качества и так далее.
Основной негативный момент связан с эмбарго на экспорт нефтепродуктов в страны Западной Европы, вступившим в силу в феврале этого года. Это привело к существенному изменению географии экспорта российских грузов, увеличило плечо доставки, фрахт и прочие сопутствующие расходы.
На данном этапе также можно фиксировать усложнение логистики транспортировки наливных грузов. Характерный пример: если год назад среднее время танкера в пути от порта выхода до нашего терминала составляло пять суток, сейчас этот показатель увеличился в четыре раза. Это требует тщательного планирования и оперативного взаимодействия со всеми участниками процесса — от грузовладельца и перевозчика до контролирующих государственных органов.
В связи с этим стоит отметить, что терминал специализируется на предоставлении своих услуг российским компаниям-экспортерам. Для лучшего управления данными процессами в сложившейся ситуации АО «ПНТ» в 2023 году перешло к работе с логистическим оператором и связанным судовым агентом. Качество реализации этих услуг и определяет эффективность работы терминала как сложного логистического комплекса.
— Имеется ли в связи с санкциями дефицит оборудования, комплектующих, материалов?
— В рамках своей операционной деятельности и развития терминал стратегически был ориентирован на работу с российскими подрядчиками, производственными компаниями и поставщиками, что позитивно сказалось на работе терминала в сложившейся ситуации. Поэтому какого-либо существенного дефицита оборудования и расходных материалов в рамках своей производственной деятельности и развития в настоящий момент мы не наблюдаем.
— Что из себя представляет Петербургский нефтяной терминал сегодня?
— По данным Ассоциации морских торговых портов, ПНТ — крупнейшая стивидорная компания Большого порта Санкт-Петербург, занимающаяся перевалкой наливных грузов.
Несмотря на санкционные ограничения и сложные рыночные условия, грузооборот ПНТ за четыре месяца 2023 года вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В абсолютных цифрах это почти 2,8 млн т переваленных грузов. Сейчас предприятие осуществляет перевалку более 83% всех наливных грузов, перегружаемых на акватории Петербургского порта.
Гибкая ценовая политика, клиентоориентированность, оптимизация закупочной деятельности и работы с подрядчиками позволили увеличить чистую прибыль компании более чем на 35% в сравнении с январем—апрелем 2022 года. Это привело к росту поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Можно констатировать, что Петербургский нефтяной терминал сегодня играет значительную роль в логистической цепочке экспорта российских и транзитных грузов через порты российского Северо-Запада.
— Какое значение на ПНТ уделяют вопросам экологической безопасности?
— Терминал граничит с зоной жилой застройки Санкт-Петербурга, поэтому вопросам обеспечения экологической безопасности его работы мы традиционно уделяем особое внимание. ПНТ прошел добровольную экологическую сертификацию, которая подтверждается ежегодными аудитами системы экологического менеджмента компании.
Проводятся регулярные замеры для оценки качества воздуха — причем не только на границах санитарно-защитной зоны компании, но и в жилых кварталах по соседству с территорией предприятия.
Акваторию терминала от возможных утечек в процессе производственной деятельности защищает комплекс всплывающих боновых заграждений. Такое оборудование на Балтике есть только у ПНТ.
Терминал периодически проводит учения по ликвидации последствий возможных различных нештатных ситуаций. Например, в конце прошлого года в ходе таких учений отрабатывалось взаимодействие собственного аварийно-спасательного формирования терминала и государственных служб при ликвидации разлива нефтепродуктов как на берегу, так и в акватории. Результаты учений получили положительную оценку контролирующих органов.
— В чем сегодня заключаются основные HR-принципы компании?
— Терминал — это не только современное оборудование и связанные с ним технологические процессы. Работа невозможна без четких действий сотрудников терминала. Именно высококвалифицированный персонал — наш основной капитал. Забота о сотрудниках входит в число ключевых задач руководства предприятия, поэтому даже в текущих непростых экономических условиях мы стараемся обеспечить высокий для нашей сферы уровень оплаты труда. Слаженная система мотивации и стимулирования включает в себя не только премирование сотрудников, но и страхование по программам ДМС, а также корпоративное обучение персонала.
— Какие инвестиционные проекты ПНТ вы считаете сегодня главными?
— В настоящий момент мы последовательно реализуем стратегический инвестиционный проект — строительство нового современного комплекса по перевалке наливных грузов. Уже сейчас построен новый резервуарный парк, состоящий из двухстенных многофункциональных резервуаров, выполнены их гидравлические испытания, идут работы по строительству универсальной железнодорожной эстакады. Производятся работы по монтажу трубопроводов, насосных станций, установок по рекуперации паров и других объектов инфраструктуры.
Успешная реализация этого проекта приведет к появлению в Большом порту Санкт-Петербург современного перевалочного комплекса, соответствующего всем экологическим и нормативным требованиям, позволит создать дополнительные рабочие места. Введение новых перевалочных мощностей позволит увеличить производственные показатели как ПНТ, так и всего транспортного комплекса Северо-Западного региона РФ.