Что будет с рынком инвестиций на фоне замедления экономики

Обновлено 17 сентября 2024, 08:00

Темпы роста российской экономика снижаются, но не столь сильно, чтобы это могло существенно затормозить инфляцию. Поэтому как минимум до конца этого года на финансовых рынках будут высокие процентные ставки

Shutterstock
Фото: Shutterstock

В первом полугодии 2024 года российская экономика продолжала расти высокими темпами — по оценке Росстата, ВВП увеличился на 4,6% относительно первого полугодия 2023-го. Однако темпы несколько замедляются: в первом квартале рост составил 5,4% относительно аналогичного периода прошлого года, во втором — 4%.

Как оценивают развитие экономики государство и бизнес

В опубликованном в конце июля прогнозе Банка России ожидается рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2024 году в интервале 3,5-4%, но уже в 2025 году показатель может составить 0,5-1,5%, а в 2026 году — 1-2%. В сентябре Центробанк отметил, что «данные по ВВП за второй квартал 2024 года и оперативные индикаторы в июле — августе указывают на то, что рост российской экономики несколько замедлился».

Минэкономразвития РФ в начале сентября улучшило ожидания по динамике ВВП в 2024 году — на 3,9% против 3,6% по итогам 2023 года (апрельский прогноз предусматривал 2,8%). Одновременно министерство повысило и прогноз на последующие годы: в 2025 году до 2,5% (2,3% в апреле), в 2026 году — 2,6% (2,3%), в 2027 году — 2,8% (2,4%). Снижение реальных темпов роста экономики ожидается за счет того, что так или иначе сработает ужесточение денежно-кредитных условий со стороны ЦБ РФ, писали в первой декаде сентября СМИ со ссылкой на пояснения Минэкономразвития.

«Банк России определенно ждет «жесткой посадки» экономики в следующем году из-за эффекта ужесточения денежно-кредитной политики, в то время как Минэкономразвития прогнозирует лишь умеренное замедление на фоне роста производительности», — объясняет особенности прогнозов регуляторов главный экономист «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин. Вариант министерства, с его точки зрения, реалистичен при условии возросшей действенности бюджетной политики в условиях закрытой экономики.

Опубликованный недавно мониторинг предприятий от Банка России показывает, что сводный индикатор бизнес-климата (ИБК, ежемесячный опережающий показатель, рассчитываемый на основе опроса предпринимателей относительно объемов производства и спроса на их продукцию и услуги) в сентябре продолжал снижаться — 5,7 против 6,8 в августе и 7,7 в июле, а текущие оценки ИБК и вовсе оказались в отрицательной зоне (минус 1,6) — впервые после первого квартала 2023 года. Хотя ожидания бизнеса на будущее все еще находятся на высоких уровнях.

Руководитель отдела макроэкономического анализа финансовой группы «Финам» Ольга Беленькая считает, что темпы роста экономики покажут замедление по итогам второго полугодия этого года и в следующем году. Это станет следствием ресурсных ограничений, прежде всего острого дефицита трудовых ресурсов; ужесточения денежно-кредитных условий; ухудшения условий внешней торговли на фоне усиления угроз вторичных санкций для торговых партнеров России; ужесточения параметров доступа к программам льготного кредитования. Кроме того, объявленное повышение налоговой нагрузки с 2025 года может дополнительно привести к корректировкам инвестиционных программ бизнеса.

В то же время стимулировать спрос будут меры государства по поддержке семей с детьми с невысокими доходами, инфраструктурные и оборонные расходы, выплаты участникам военной операции и их семьям. «По нашим оценкам, рост ВВП в этом году составит около 3,2%, с замедлением до 1,3-1,5% в будущем году», — прогнозирует Ольга Беленькая.

По мнению экспертов «Солид Брокер», в среднесрочной перспективе не стоит ждать от экономики ни резких скачков вверх, ни стремительного падения. Экономика в целом уже не столь чувствительная к шоку в виде санкций и ограничений. «При этом высокий уровень ключевой ставки должен сдержать экономическую и деловую активность, вследствие чего значительного роста ВВВ ожидать не стоит, и прогноз Минэкономики кажется оптимистичным, но вряд ли достижимым», — говорят аналитики компании.

«До конца года мы ожидаем рост ВВП на уровне 3,5%, основой которого станет обрабатывающая промышленность», — говорит аналитик управляющей компании «Альфа-Капитал» Александр Джиоев. В «ВТБ Мои Инвестиции» ожидают, что в 2024 году ВВП России вырастет на 3,6%, в 2025-м — на 1,7%.

Когда снизится инфляция и ключевая ставка

Годовая (за последние 12 месяцев) инфляция в России с 2024 года устойчиво вышла на уровень выше 7%, в июле составила 9,13%, в августе — 9,05%. В июльском макроэкономическом прогнозе Центробанка прогноз по инфляции по итогам 2024 года был повышен до 6,5-7% с прежних 4,3-4,8% (по итогам 2023 года официальная инфляция составила 7,42%). «В августе медианная оценка инфляционных ожиданий населения на годовом горизонте возросла до 12,9%. Наблюдаемая населением годовая инфляция повысилась до 15,0%», — говорится в материалах ЦБ.

Для борьбы с ростом цен Банк России поддерживает высокий уровень ключевой ставки, в конце июля она была поднята с 16% до 18% годовых. «Экономика по-прежнему находится в состоянии значительного перегрева», — отмечала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, комментируя данное событие. В сентябре Банк России принял решение повысить ключевую ставку до 19% годовых, отметив в официальном комментарии, что устойчивое инфляционное давление в целом остается высоким и пока не демонстрирует тенденцию к снижению.

Основные причины сохранения повышенной инфляции, несмотря на жесткую денежно-кредитную политику, по мнению Ольги Беленькой, несбалансированность спроса и предложения как в целом по экономике, так и в отдельных сегментах, например внутреннем туризме, рынке нефтепродуктов, авиаперевозках. На высоких темпах роста доходов населения и на росте издержек бизнеса сказался острый дефицит трудовых ресурсов. Выстраивание новых расчетных и логистических схем для обхода санкций также привели к повышению транзакционных издержек внешнеторговых операций, говорит Ольга Беленькая.

Финансовые аналитики считают, что по крайней мере до конца этого года ни устойчивого снижения инфляционных ожиданий, ни перехода Центробанка к циклу смягчения денежно-кредитной политики ожидать не приходится. Мы прогнозируем инфляцию на уровне 7,7% по итогам 2024 года, что выше прогноза ЦБ, и на уровне 5-5,5% по итогам 2025 года, говорят в «ВТБ Мои Инвестиции». Поскольку этот прогноз инфляции выше прогноза ЦБ, то и траектория ключевой ставки в нем должна быть не ниже. «Наш базовый сценарий не исключает, что ключевая ставка может вырасти до 20% годовых до конца 2024-го и ее снижение ожидается только с середины 2025-го», — говорится в материалах компании.

В «Солид Брокер» полагают, что в течение ближайших шести-восьми месяцев ставка ЦБ будет сохраняться на уровне выше 16% годовых.

Очевидно, что регулятору до конца года не удастся достичь цели по инфляции, говорит Александр Джиоев: «Оперативные недельные данные по инфляции указывают на ее замедление, но август традиционно является месяцем с самым низким уровнем инфляции. Ожидаем, что на конец года она окажется в диапазоне 7,5%-8%». С учетом этого, по его мнению, Банк России вряд ли приступит к снижению ключевой ставки до конца года.

Замедление темпов роста цен носит недостаточно выраженный характер, а проинфляционные риски со стороны бюджета сохраняются, отмечает Олег Кузьмин: «Нашим базовым — с вероятностью 65% — сценарием является вариант, близкий к варианту жесткой посадки, — с ростом ВВП примерно на 1% и снижением инфляции до 4,6% в 2025 году». Остальные 35% в «Ренессанс Капитал» отводят варианту «мягкой посадки» — с ростом ВВП около 2% и сохранением инфляции заметно выше цели в 5,4%. «Полагаем, что Банк России начнет снижение ключевой ставки в следующем году, однако траектория будет сильно зависеть от сценария: в базовом варианте прогнозируем 12,5% годовых на конец 2025 года, при сценарии «мягкой посадки» — 14-15% годовых. Но в любом случае ставка не вернется в область однозначных значений в среднесрочной перспективе», — добавляет Олег Кузьмин.

По итогам 2024 года мы ожидаем инфляцию вблизи верхней границы июльского прогнозного коридора ЦБ, то есть на уровне 7%, говорит Ольга Беленькая. Удастся ли замедлить ее в 2025 году до целевого прогноза ЦБ в 4-4,5%, по ее мнению, вопрос пока открытый, но это было бы успехом. Цикл снижения ключевой ставки при реализации благоприятного сценария, как считает аналитик «Финам», скорее всего начнется в первом полугодии 2025-го, а его темпы будут зависеть от скорости замедления инфляции, на конец 2025 она прогнозирует ключевую ставку в районе 12-13% годовых.

Как инвестировать в период неопределенности

В условиях неопределенности с дальнейшей динамикой инфляции и ключевой ставки Банка России эксперты советуют частным инвесторам прежде всего обратить внимание на облигации с плавающей доходностью — флоатеры.

На облигационном рынке царят высокие ставки. С одной стороны, такие условия позволяют инвестору хорошо заработать даже на низкорисковых инструментах, но с другой — серьезно потерять на переоценке при очередном повышении ставок, отмечает гендиректор компании «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов. Поэтому разумной стратегией, по его мнению, могут стать флоатеры первоклассных корпоративных эмитентов, которые позволят без серьезного рыночного и кредитного риска заработать на ожидаемом повышении ставок.

Руководитель направления анализа долговых рынков «Финама» Алексей Ковалев в сегменте облигаций с переменной ставкой купона советует не ограничиваться только корпоративными выпусками как предлагающими премию к госдолгу, отмечая, что среди ОФЗ также есть бумаги с повышенной доходностью. Александр Джиоев предлагает также обратить внимание на инструменты денежного рынка: они тоже в наименьшей степени подвержены отрицательной переоценке в случае дальнейшего роста ставки ЦБ.

По мнению руководителя отдела разработки и сопровождения продуктов «Солид Брокера» Юлии Савиной, определенные перспективы есть также у высокодоходных облигаций, эмитенты которых понимают риски долгового займа под высокий процент, что говорит о том, что их доходы более чем перекрывают эти траты.

Кроме того, она считает, что ставка ЦБ не может длительное время находится на высоких значениях, поэтому привлекательно смотрятся облигации с фиксированным купоном, где можно зафиксировать высокий процент на длительный срок.

В секторе долгосрочных облигаций, а в рублевом сегменте это только облигации федерального займа (ОФЗ), фиксация доходности на много лет вперед на уровне выше 15% выглядит заманчиво, соглашается Алексей Ковалев. Однако, по его мнению, при отсутствии уверенности в том, что в ближайшие месяцы цикл поднятия ставки будет завершен, покупку долгосрочных бумаг лучше отложить до начала 2025 года.

ОФЗ с фиксированным купоном, несмотря на минимальный кредитный риск, не подходят для неподготовленного инвестора, предупреждает в свою очередь Павел Митрофанов: «В них много спекулянтов, которые разгоняют волатильность котировок, вдобавок к этому долгосрочность бумаг повышает рыночный риск вложений из-за высокой чувствительности к изменению ключевой ставки».

Относительно перспектив российского рынка акций мнения экспертов расходятся. В частности, руководитель отдела анализа акций «Финама» Наталья Малых считает, что среднесрочный падающий тренд уже близок к исчерпанию. Инвесторы по-прежнему разочарованы высокими процентными ставками, однако сейчас в целом экономика растет — в отличие от предыдущих периодов, когда высокие ставки сопровождались рецессиями, говорит она.

Эксперт надеется, что индекс Мосбиржи к концу года сможет восстановиться до значений в районе 3000 пунктов, что на 15% процентов выше уровней начала сентября и будет означать для инвесторов доходность выше 40% годовых.

В базовом сценарии «ВТБ Мои Инвестиции» потенциальная совокупная доходность Индекса Мосбиржи составляет около 24%, при перспективе снижения ключевой ставки до 17% через год, данная цифра включает ожидаемую дивидендную доходность рынка акций в размере 9,7% в течение 12 месяцев.

Глубина просадки российского рынка акций уже порождает разговоры о его восстановлении, но вряд ли до разворота денежно-кредитной политики и появления риторики относительно снижения ставок можно рассчитывать на уверенный рост рынка, говорит Павел Митрофанов. Выход на IPO новых эмитентов в таких условиях, по его мнению, будет находиться в тисках между желанием разместиться и повышенной премией за риск, которую будут ждать инвесторы в цене размещения.

Поделиться
Авторы
Теги