На сессии РБК обсудили применение беспилотников в отраслях экономики
Насколько широко сегодня применяются беспилотники в транспорте, логистике и агробизнесе, эксперты обсудили в рамках ПМЭФ-2024
Беспилотное управление широко вошло в обиход российских компаний в самых разных отраслях экономики. Готова ли техника самостоятельно, без оператора, вести поезд, следить за скотом, и какие препятствия пока устранить не представляется возможным, обсудили ведущие эксперты в области автономных технологий на сессии РБК «Беспилотные фантазии автономной экономики» в рамках ПМЭФ. В ней принимали участие директор по информационной инфраструктуре «Росатома» Евгений Абакумов, вице-президент по инновациям ГК «Дамате» и зампред ИЦК «Агропромышленный комплекс» Ольга Чебунина, глава холдинга Т1 Алексей Фетисов, гендиректор Sk Capital (входит в группу «ВЭФ.РФ») Владимир Сакович, зампред правления фонда «Сколково» Алексей Беляков, а также заместитель гендиректора НИИАС РЖД Павел Попов.
Дискуссию открыл сомодератор сессии вице-президент «Ростелекома» Алексей Подрябинников, по словам которого, его компания — цифровой партнер населения, государства и бизнеса, поэтому старается своей инфраструктурой и сервисами «подставлять плечо», помогать клиентам развивать их продукты и услуги. «Беспилотные транспортные средства — это магистральный тренд, который может изменить будущее всех отраслей, даже если сейчас это не кажется очевидным», — сказал Подрябинников, начиная сессию. В свою очередь, «Ростелеком» предоставляет телекоммуникационную инфраструктуру для того, чтобы эта техника могла работать и приносить пользу в самых разных сферах хозяйства.
Так, в «Росатоме» беспилотники применяются в двух направлениях — техобслуживание и логистика, рассказал директор по информационной инфраструктуре госкорпорации Евгений Абакумов. «Когда корабль уходит на маршрут для дистанционного зондирования, недостаточно только спутниковой информации, нужно применять беспилотник, который может залетать с палубы корабля и обеспечивать мониторинг ледовой обстановки на будущем маршруте, передавая данные тому самому кораблю», — пояснил Абакумов. Он добавил, что такие пилотные проекты у госкорпорации уже запустились в прошлом году. «Мы думаем, что это станет стандартом для Арктики, потому что оптимизация маршрутов сложной ледовой обстановки — это отдельная задача, которая не только для нас важна на сегодня», — отметил он.
Беспилотники также активно применяются в растениеводстве, об этих аспектах на сессии рассказала вице-президент по инновациям ГК «Дамате», заместитель председателя ИЦК «Агропромышленный комплекс» Ольга Чебунина. Первое направление — это агронаблюдение для сбора общей картины на полях. В основном здесь используются беспилотники самолетного типа, пояснила она. Самое важное — это распознавание сорняков и вредителей, при этом у компании есть отдельный проект по импортозамещению иностранной системы по определению вида, размера сорняка.
Тем не менее есть препятствия, которые мешают эффективно использовать дроны в растениеводстве, отметила Чебунина. Например, кадровый дефицит. Специалисты уходят на более приоритетные задачи с использованием дронов. Еще одной сложностью она назвала преобладание китайских дронов на российском рынке из-за временного отсутствия российских альтернатив.
Технологии беспилотного пилотирования на транспорте развиваются довольно быстро, но основная сложность тут — соблюсти баланс распределения задач между человеком и машиной, особенно это касается нештатных ситуаций, поделился руководитель проекта ОАО «РЖД» по беспилотным поездам Павел Попов. Беспилотные маневровые поезда будут применяться компанией на сортировочных станциях, где мало людей, запуск планируется уже в 2024 году, сообщил Попов.
Пассажирская же «Ласточка» сейчас сертифицирована на третий уровень автоматизации, и РЖД работает над четвертым уровнем. По словам Попова, компания близка к запуску поезда, в котором 90% процессов будет автоматизировано. Из бытовых ситуаций, которые должны по-прежнему контролироваться человеком, он назвал лопнувшее колесо, падение объектов на пути, драку в пассажирском салоне.
В завершении панели выступил зампред правления фонда «Сколково» Алексей Беляков: по его словам, беспилотники получат приоритетное развитие в ближайшие годы как в России, так и на мировом рынке в сельском хозяйстве, горнорудной промышленности, а также в сфере мониторинга протяженных объектов. Он также остановился на барьерах. Первый из них: состояние инфраструктуры, в том числе разведение беспилотников, управление воздушным пространством. Другой барьер — технологический: беспилотники должны стать окончательно автономными, для чего нужно разработать свой технологический стек. Третья препона, с точки зрения Белякова, это регуляторика: несмотря на обилие экспериментальных правовых режимов (ЭПР) для беспилотников, часто они не могут гарантировать спрос сверх самого ЭПР.