Рынок товаров «сделай сам» в России превысил ₽6,8 трлн в 2023 году

Обновлено 24 мая 2024, 09:56
Shutterstock
Фото: Shutterstock

По итогам 2023 года российский рынок товаров DIY (do-it-yourself, «сделай сам») вырос к предыдущему году на 14% и составил 6,8 трлн руб., следует из подсчетов аналитического агентства INFOline. Темпы роста оказались почти вдвое выше, чем в среднем за последние пять лет (среднегодовой темп роста с 2018 по 2023 год составлял чуть более 8%). В дальнейшем же эксперты прогнозируют еще более сильную динамику — в ближайшие пять лет рынок DIY-торговли вырастет более чем в два раза, до 14,7 трлн руб.

DIY — сегмент торговли, к которому относятся стройматериалы и в широком смысле товары для дома: от дверей, фурнитуры и досок до посуды, постельного белья и садового декора. Тройку лидеров по выручке от онлайн-продаж DIY (без НДС), по подсчетам INFOline, составляют:

  • «ВсеИнструменты.ру» — 126,3 млрд руб. выручки (рост на 56% за год);
  • СТД «Петрович» — 63,1 млрд руб. выручки (рост на 9%);
  • Leroy Merlin — 59,5 млрд руб. выручки (рост на 24%).

Примечательно, что «ВсеИнструменты.ру» — компания, у которой 97% продаж приходится на онлайн. Выручка компании (онлайн и офлайн) выросла на 54% за год, до 132,8 млрд руб., в то время как рост рынка составил 14%.

Аналитики INFOline отмечают, что в сегменте DIY доля онлайн-коммерции традиционно ниже, чем в других категориях, но при этом она растет опережающими темпами и в целом имеет серьезный потенциал роста за счет дальнейшей цифровизации торговли, развития удобных сервисов доставки, перехода к продаже квартир с отделкой, развития производства на фоне импортозамещения, ввода логистических мощностей, роста жилого и нежилого строительства и так далее.

В перспективе, к 2028 году доля онлайн-продаж на этом рынке может вырасти с 33 до 56% в сегменте b2c и с 6 до 13% в сегменте b2b, отмечают авторы исследования. Со своей стороны, финансовый директор «ВсеИнструменты.ру» Олег Безумов рассказал, что компания намерена укреплять позиции в b2b-сегменте. «Кроме того, несмотря на то, что наша DIY-сеть — самая большая по охвату в России, мы нацелены на дальнейшее укрепление присутствия в регионах через открытие новых пунктов выдачи и развитие логистической инфраструктуры», — добавил Безумов.

Увеличение роли b2b-продаж отмечают и эксперты INFOline. Хотя по доле выручки этот сегмент пока уступает b2c (в соотношении 45% к 55%), динамику роста он показывает более высокую. Другой тренд — консолидация игроков рынка. Сейчас на долю указанных выше топ-3 игроков приходится около 15% DIY-сегмента, тогда как в зарубежных странах три крупнейших сети занимают в среднем около половины своих рынков.

Поделиться