Как помочь предпринимателям выйти на экспорт

Обновлено 27 апреля 2024, 08:42

Какую роль малый и средний бизнес играет в несырьевом неэнергетическом экспорте рассказала руководитель Росэксимбанка Татьяна Сахарова

Игнат Козлов для РБК
Фото: Игнат Козлов для РБК

— Какое место в несырьевом неэнергетическом экспорте (ННЭ) занимает малый и средний бизнес?

— Для российских несырьевых компаний экспорт и конкуренция на внешних рынках — это фактор масштабирования, повышения конкурентоспособности, привлечения технологий и повышения качества продукции. А для России несырьевой неэнергетический экспорт сегодня остается одним из крупнейших генераторов для занятости граждан, в прошлом году эксперты прямо или косвенно связывали с ним почти 5,5 млн рабочих мест — 7,7% от общей численности трудоустроенных.

В свою очередь, малое и среднее предпринимательство (МСП) в целом — это значимый драйвер для несырьевого неэнергетического экспорта. Реализация мер поддержки, направленных на укрепление экспортного потенциала МСП, способствовала увеличению их вклада в экономику страны и расширению международного присутствия российских товаров и услуг. В 2023 году каждый седьмой доллар ННЭ обеспечен некрупными компаниями.

За время действия нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» с 2020 года количество экспортеров среди субъектов МСП выросло на 60%, превысив 83 тыс.

— В каких отраслях в основном работают такие компании?

— Наибольшую активность экспортоориентированных МСП мы наблюдаем в сфере высоких технологий и IT, производстве медицинских изделий, в аграрном секторе, легкой промышленности. Эти сектора приоритетные для поддержки экспорта, учитывая их потенциал для внешнеторговой деятельности и возможность продвижения инновационной продукции на международные рынки. Во многом экспортная активность и успехи МСП стали возможны благодаря поддержке государства и центров поддержки экспорта (ЦПЭ).

— Как давно Росэксимбанк работает с этим сегментом? Как менялись цели и задачи?

— У нас моноофисный банк, не имеющий филиалов в регионах, изначально он создавался как бутиковый для реализации небольшого количества крупных и сложных сделок. Однако в последние девять лет, в течение которых Росэксимбанк входит в структуру группы Российского экспортного центра (РЭЦ), цели и задачи менялись. По мере нашего роста они становились все масштабнее. В частности, мы стали оператором господдержки несырьевого неэнергетического экспорта в финансовой части, перед нами была поставлена задача увеличивать охват экспортеров соответствующими мерами. Мы стали предлагать наши продукты предприятиям различных сегментов, существенно расширили свою линейку, дополняя ее продуктами для малого бизнеса.

Сегодня мы стараемся постоянно адаптировать кредитные продукты на основании клиентского опыта и текущих экономических реалий, прорабатываем различные каналы привлечения клиентов для получения наших услуг. Отсутствие филиальной сети затрудняет работу банка с региональными клиентами, поэтому стремимся вывести наши услуги в цифровое поле — как кредиты, так и гарантии от Росэксимбанка есть на цифровой платформе «Мой экспорт», где помимо наших услуг представлено порядка 130 опций для экспортеров и потенциальных экспортеров от группы РЭЦ, входящих в него страхового агентства «Эксар» и «Школы экспорта».

Сегодня мы работаем со всеми сегментами, стараемся находить общий язык с любыми клиентами — от малых до больших. У нас есть проекты на самые разные суммы, на самых разных по сложности страновых рынках.

— Какому количеству компаний МСП вы помогли выйти на новые рынки?

— Объем поддержки внешнеторговых сделок, предоставленной субъектам МСП, уже второй год растет удвоенными темпами — почти в четыре раза за два года. За последние пять лет количество предприятий МСП, получивших нашу поддержку, выросло более чем на 60%.

Примеров очень много. Из тех, что относительно недавно были в работе, могу вспомнить производителя мебели из Орла, который получил в нашем банке льготный кредит для закупки сырья и материалов для выполнения экспортного контракта с белорусским контрагентом.

Еще одна представляющая сегмент МСП компания, которая работает в сфере торговли стройматериалами, получила от нашего банка кредит на 10 млн руб. в рамках продукта «Экспортный стандарт». Они вышли на экспорт, за год нарастив оборот с 50 млн до 120 млн руб.

Активно использует финансовые инструменты для малого и среднего бизнеса, от РЭЦ в целом и Росэксимбанка в частности, один из ведущих российских производителей кабельной продукции из Самары. Так, кредиты на предэкспортное финансирование помогают предприятию закупать необходимые сырье и материалы в большем объеме, тем самым снизив ценовые условия поставки. Компания вышла на рынки ближнего зарубежья.

— Какие продукты для МСП наиболее востребованы?

— Пополнение оборотных средств, гарантии на исполнение контрактов, финансирование приобретения товаров за рубежом. Весь спектр этих продуктов у нас есть.

Наиболее яркой продуктовой историей последних лет стал запуск кредитной программы «Деньги на экспорт», по которой экспортеры могут получить кредит до 100 млн руб. без залога под льготную ставку и с минимальным пакетом документов. Мы всегда рекомендуем малым и средним компаниям использовать этот продукт — для экспортеров со стабильным финансовым состоянием, он прост и эффективен.

Из многообразия наших гарантийных продуктов особенно популярны у клиентов контрактные гарантии: гарантия возврата аванса и гарантия исполнения контракта. Эти инструменты предоставляют значительную поддержку в обеспечении надежности и стабильности внешнеторговых сделок.

Кроме того, высоким спросом пользуется услуга ускоренного возврата НДС. Она позволяет экспортерам получить дополнительное финансирование, которое не требует возврата, в отличие от традиционных кредитных продуктов. В текущем году банк обновил условия по этой услуге, благодаря чему процесс возмещения НДС стал максимально оперативным. Например, клиенты, подавшие налоговую декларацию в конце марта, могут получить возмещение уже к середине апреля, что значительно ускоряет оборот средств и способствует развитию их бизнеса.

— Какую обратную связь вы получаете от МСП-клиентов? Каких продуктов и инструментов им не хватает?

— Конечно, все клиенты хотят получать кредиты быстро, просто и дешево. Но, к сожалению, не всегда это возможно. Но мы со своей стороны стараемся максимально упростить получение кредитов и гарантий и удешевить их стоимость.

В части перспективы появления новых продуктов мы ориентируемся на нашу миссию по расширению охвата клиентов мерами поддержки. Сейчас мы направляем нашу деятельность не только на состоявшихся экспортеров, но и начинающих — с незначительным объемом экспорта, зато зачастую обладающих высоким потенциалом роста. На основании запросов от бизнеса сейчас в рамках актуализации своей линейки мы работаем над запуском продукта «Факторинг для маркетплейсов», с которым надеемся стартовать в течение года.

Поделиться