Новые вызовы: какого страхования не хватает в логистике

Обновлено 24 апреля 2024, 13:47

Изменения в мировой экономике привели к серьезной трансформации ключевых логистических маршрутов. Одновременно увеличиваются и риски финансовых потерь. Это заставляет перевозчиков все больше задумываться об эффективном страховании

Unsplash.com
Фото: Unsplash.com

Логистическая отрасль растет и развивается быстрыми темпами. По данным исследовательского агентства MA Research, в 2023 году рынок транспортно-логистических услуг достиг рекордного объема в 5,5 трлн руб. против 4,7 трлн руб. в 2022 году, прибавив почти 18%. Аналитики ожидают, что в ближайшие три года отрасль будет прирастать минимум на 12% ежегодно.

Цепочки меняются, риски растут

Преобразование логистического рынка усиливает существующие и порождает новые опасности, отмечают эксперты. «В логистике появились риски, связанные с усложнением цепочек поставок, такие как перегруз товара на границе, закрытие погранпереходов и срыв сроков поставок. Новые транзитные схемы приводят к дополнительным санкционным издержкам, обусловленным обязательным страхованием грузов на территории третьих стран», — отмечает директор по развитию бизнеса логистической компании SOTA Logistic Игорь Чернышев.

Слом традиционных логистических цепочек в 2022 году привел к росту уровня беспокойства клиентов за свои грузы, говорит соучредитель группы компаний СЛК (ООО «Сервисная логистическая компания») Дмитрий Аржаных: «Страхование — определенная гарантия того, что, если с грузом что-то случится, за него как минимум можно будет получить компенсацию от страховой компании».

Новые неочевидные риски в логистике

Из-за всех изменений, что переживает отрасль последние несколько лет, возникают и нестандартные риски, отмечают эксперты: невыкуп товара и затраты на обратную логистику, срывы сроков доставки, недобросовестность поставщика, испорченные или же утраченные грузы. Все это ведет к убыткам, клиентскому негативу и претензиям к качеству работы транспортных компаний. Увеличиваются риски финансовых потерь, растет дебиторская задолженность.

«Сегодня все игроки логистического рынка ищут эффективные инструменты для управления и минимизации существующих и новых, неочевидных, рисков. Грузоперевозчикам и грузовладельцам приходится самостоятельно заботиться о защите грузов при транспортировке, однако для них процесс страхования кажется сложным, запутанным и непонятным», — говорит генеральный директор цифровой платформы сопровождения страхования грузоперевозок Zunami (бывшая «Цунами», разработчик — IТ-компания «Инносети») Артем Ефимов.

Почему самострахование не оправдало ожиданий

По данным Zunami, 80% логистического рынка сегодня не страхуется, и каждые четыре из пяти грузоотправлений в 2023 году не были застрахованы. «Отсюда вытекают как незастрахованные в чистом виде логистические процессы, так и наличие проблем и схем в отрасли, в результате которых очень сложно или практически невозможно получить страховое возмещение убытков. Многие игроки рынка продолжают придерживаться принципов самострахования в надежде на высокое качество услуг транспортной компании или экспедиторов», — уточняет Артем Ефимов.

Но самострахование, по его словам, не является надежным инструментом страхования и приводит к убыткам в долгосрочной перспективе: «Использование его логистическими компаниями не отражает интересы грузовладельцев, количество обращений в суд в сторону перевозчиков постоянно растет».

На российском рынке существует множество кейсов, когда самострахование приводило к масштабным потерям, репутационному и финансовому ущербу. Пожары на складах крупных российских маркетплейсов в начале года и несколько других подобных крупных случаев в 2022–2023 годах стали яркими примерами роста инцидентности и необходимости наличия качественного логистического риск-менеджмента и официального страхования как гаранта защиты.

Сегодня страховые компании приходят к тому, что повышение качества и прозрачности процессов и услуг страховщика для грузоперевозчиков является ключевым условием для дальнейшего проникновения страхования логистики в отрасль, отмечают в Zunami.

Страхование, в отличие от самострахования, дает грузоперевозчикам и грузовладельцам гораздо большую степень защиты, а за счет применения технологий цифрового страхования — объективные инструменты оценки качества работы логистического партнера и управления возможными рисками, говорит Артем Ефимов: «В новых условиях рынка им стоит самостоятельно позаботиться о защите рисков сохранности грузов при транспортировке. Поэтому всем игрокам рынка нужен не только независимый арбитраж, но и понятный и удобный цифровой инструмент, который заберет на себя непрофильный для логиста или грузовладельца бизнес и поможет легко разобраться во всех нюансах и внедрить страхование быстро и с низкими затратами. Использование такого сервиса или платформы помогает грузовладельцам не зависеть от транспортной компании в страховании рисков, а транспортным компаниям — выбирать надежного страхового партнера».

Цифровизация растет вместе с рынком

Логично, что одновременно с глобальной цифровизацией еще одним драйвером роста страхования в логистике становятся IT-технологии. По словам Артема Ефимова, у России есть все шансы стать одной из ведущих стран в сегменте цифровизации страховых услуг.

Подобная ситуация уже происходила в отечественном банковском секторе. В итоге сегодня все финансовые услуги удобно помещаются в приложение, комфортную и понятную для клиента цифровую среду, отмечает эксперт.

«Мы уже привыкли получать многие продукты в один клик на смартфоне, это становится реальностью и в страховании грузоперевозок», — говорит Артем Ефимов.

По данным платформы Zunami, IT-технологии успели повлиять на привычное представление о страховании логистики: «С помощью технологий ИИ можно показать клиенту полную картину страховых процессов и предложить персонализированный тариф, снизить риски мошенничества, оцифровать и ускорить процесс урегулирования претензий от нескольких дней до нескольких минут. В контексте цифрового страхования у логистов появляется возможность повышения качества сервиса и выбора между страховыми компаниями».

Технологии в страховании логистики выступают в роли независимого медиатора, который обеспечивает соблюдение всех условий и контроль качества услуг, отмечает Артем Ефимов: «Это ведет к повышению заинтересованности страхового партнера и расширению линейки страховых продуктов, в том числе для работы с нестандартными для страхования рисками. Для грузоперевозчиков это означает еще и возможности, и новые инструменты увеличения доходов как за счет сопутствующих продаж страховых услуг, так и благодаря снижению налоговой базы». Работа со страховыми компаниями, выбирающими независимые цифровые решения для сопровождения логистических процессов, может помочь грузоперевозчикам выстраивать бизнес эффективнее, лучше понимать, куда инвестировать и как повысить свою доходность, подчеркивают в компании.

Выгода для всех

Пользу от цифровизации отмечают не только страховые компании и технологические вендоры. Игроки логистического рынка убеждены, что сейчас отрасль услуг страхования грузоперевозок выходит на уровень, когда конкуренция обостряется не столько посредством ценовых предложений, сколько разнообразием, удобством и спектром возможностей цифровых продуктов.

«В ближайшее время страховые компании продолжат работу над автоматизированным рассмотрением страховых случаев, урегулирования и выплат по ним, а также над дальнейшим повышением клиентского сервиса», — прогнозирует исполнительный директор транспортной компании Sotrans Максим Федоров.

Цифровизация является основным трендом в страховании логистики, говорит независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов: «Онлайн-оформление полисов существенно сокращает время грузоотправителя на визит в офис и позволяет заранее понимать сумму страховки. За счет этого весь процесс становится более прозрачным, так как заказчик может сам выбрать дополнительные условия или отказаться от них».

По мнению Артема Ефимова, на пространстве Российской Федерации в настоящее время формируется сегмент комплексных IT-решений для сопровождения страхования, и цифровизация сервисов «активно приходит в сложные структурные индустрии, каковой как раз и является логистика».

Все игроки рынка — страховые компании, грузоперевозчики и разработчики IT-решений — опираются на клиентский путь грузовладельца, который надо дополнять страхованием финансовых и нестандартных рисков, сроков доставки, ретейловых штрафов, возврата товаров и многих других, отмечает генеральный директор Страхового брокера Zunami Андрей Сабитов: «Сегодня покрытие таких рисков клиенты страховых и логистических компаний хотят видеть в страховом полисе не в качестве дополнительной услуги, а отдельным продуктом».

Цифровизация отрасли, по его словам, идет очень активно, благодаря чему компании могут эффективно анализировать собственные расходы: «Если частота классических рисков, связанных с грузами, составляет всего доли процентов, то, например, срывы сроков, их нарушение происходят в полтора раза чаще, и эти расходы надо покрывать».

Грузоперевозчики ждут от страхования логистики простого понятного процесса урегулирования убытков, контроля качества работы страхового партнера на всех этапах, подчеркивает Андрей Сабитов: «Страховщик, как и транспортная компания, заинтересован в высоком уровне удовлетворенности клиентов. В оптимизации и улучшении этих процессов и заключается задача цифрового страхования — заниматься переводом с языка страховых компаний на язык логистов и помогать партнерам повышать эффективность и качество логистического риск-менеджмента».

Поделиться
Авторы
Теги