Как робот-курьер идет на смену человеку
Дефицит кадров на рынке доставки ведет к увеличению стоимости сервисов и дополнительным издержкам бизнеса. Эксперты считают, что роботы-доставщики в ближайшем будущем серьезно потеснят здесь людей
На фоне развития электронной коммерции в России последние несколько лет растет спрос на курьеров. Потребность в них увеличивается последние четыре-пять лет, по данным hh.ru. В начале 2024 года только на ресурсе hh.ru было открыто 29,7 тыс. вакансий для курьеров, что в два раза превышает количество аналогичных вакансий в январе 2023 года.
Развитие рынка доставки подхлестнула пандемия, напоминает руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru Мария Игнатова: «Максимальная динамика спроса на курьеров — рост в 2,6 раза — была зафиксирована в 2021 году по отношению к 2020-му». В 2022 и 2023 годах, по оценкам Марии Игнатовой, вакансии курьеров в среднем за год прирастали на 26%.
Увеличение спроса привело к росту зарплат курьеров. К концу 2023 года медиана предлагаемой зарплаты доставщика по стране, по данным hh.ru, приблизилась к 100 тыс. руб. Компании тратят огромные средства на оплату их услуг, отмечают аналитики и участники рынка. Судя по открытым данным самих компаний, в Ozon в 2023 году работали 6,5 тыс. курьеров, во «Вкусвилле» — 7–8 тыс. курьеров.
«На фоне нехватки людей и роста объемов заказов компании ищут способы модернизировать службы доставки, все активнее начинают использовать в них роботов», — говорит Алиса Конюховская, директор Ассоциации участников рынка робототехники.
По данным исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2023 году число курьеров превысило 1 млн человек. В конце 2021 года этот показатель составлял 830 тыс. человек. Хотя все эти оценки носят приблизительный характер, отмечают аналитики РАЭК: более 30% курьеров совмещают эту работу в том числе с учебой. Часто курьеры работают не постоянно, а устраиваются на короткий период времени, так что количество курьеров постоянно меняется.
Летом курьеров не хватает
Четко сформировавшаяся тройка лидеров по найму курьеров на протяжении последних лет — это логистические компании и операторы b2b-услуг по доставке (в том числе аутсорсинг курьерских услуг для крупных клиентов), розничные торговые сети и ИТ-компании (к которым относятся маркетплейсы, фудтех и т.п.), говорит Мария Игнатова. На эту тройку приходится чуть больше половины всех вакансий курьеров. Также активны в найме курьеров — в существенно меньших объемах — рестораны и кафе.
Из-за сокращения числа трудовых мигрантов в стране нанимать курьеров в необходимом количестве стало труднее. «Курьерские службы сталкиваются с дефицитом исполнителей, осуществляющих доставку», — говорит президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России Александр Митюков. Значительные колебания курса рубля немного осложнили ситуацию на рынке труда, пояснил он.
Кроме того, в условиях высокого спроса и дефицита кадров в целом на рынке труда растут зарплатные ожидания соискателей. Кадровая проблема служб доставок особенно обостряется перед началом летнего сезона, говорит руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова: «Доставка товаров на дачи и за город становится все популярнее. При этом часть работников в летний период переходят работать на более прибыльные сезонные работы, например на стройку».
Дефицит курьеров сохраняется даже на фоне достаточно легкого входа в профессию и ее доступности для молодежи без опыта работы, отмечают в hh.ru. Функционал самой профессии не меняется и не развивается, говорит Мария Игнатова: «Работодатель смотрит в лучшем случае на пунктуальность, ответственность и коммуникативные навыки». На практике устроиться курьером может практически любой соискатель.
В ближайшие годы востребованность курьеров будет расти, так как продолжится рост рынка электронной торговли, в основном за счет маркетплейсов, говорит партнер Cross Insights Борис Овчинников. Будет расти и количество заказов с самовывозом, с доставкой до дома силами самих интернет-магазинов, особенно в сегменте продуктов питания.
Большинство россиян — 71%, по данным ВЦИОМа, — совершали за последний год хотя бы одну покупку на маркетплейсах. В Data Insight отмечают, что по итогам 2023 года на маркетплейсы пришлось 4 млрд заказов из более чем 5 млрд во всей электронной торговле по стране. Оборот четырех крупнейших маркетплейсов вырос почти на 90%. Растет и объем онлайн-продаж продуктов и готовой еды. В 2023 году россияне заказали продуктов питания в интернете более чем на 800 млрд руб. — на 40% больше, чем в 2022-м. По оценкам экспертов Россельхозбанка, до конца 2024 года емкость российского рынка онлайн-продаж и доставки продуктов питания превысит 1 трлн руб.
На фоне роста рынка решить проблему нехватки курьеров и роста издержек может массовое внедрение роботов-доставщиков, бесконтактной доставки дронами и развитие других технологических решений, считают эксперты.
Как роботы уже используются в доставке
Сервисы уже активно тестируют роботов-курьеров. Так, например, компания «Яндекса» внедряет в Москве роботов с 2019 года. В конце прошлого года вирусными стали видео, на которых москвичи помогают механическим курьерам «Яндекс Ровер» преодолевать снежные заносы. В ноябре прошлого года компания заявила о намерениях увеличить парк роботов-доставщиков с 130 до 260 в 2024 году. «Мы работаем над тем, чтобы к 2025 году стоимость доставки роботами не превышала стоимости обычной доставки или была ниже. Для этого коэффициент загруженности робокурьера должен быть не ниже 80% — это 12–15 доставок в день», — сообщили тогда представители цифрового гиганта.
В отдельных районах столицы роботов-доставщиков применяют также ретейлер «Азбука Вкуса», сеть ресторанов быстрого питания «Теремок», кафе «Шоколадница».
Основные преимущества роботов понятны: не устают, четко соблюдают маршрут, не требуют повышения зарплаты, никогда не поругаются с клиентами и доставят товар в полной неприкосновенности. «Так как некоторых специалистов на рынке курьерской доставки не хватает, экономически выгодно иногда использовать вместо них роботов. Для этого, в частности, необходимо адаптировать роботов-курьеров под инфраструктуру города и наладить их серийное производство», — говорит основатель и продюсер «РОББО» Павел Фролов.
Сложности с городской инфраструктурой и погодными условиями часто называют одним из барьеров для развития роботизированной доставки. «Роботы хорошо показывают себя там, где есть ровный асфальт, низкие бордюры или съезды с них. Им пока недоступны такие операции, как заезд в многоэтажный дом, подъем на лифте и звонок в дверь клиента», — отмечает Павел Фролов. Кроме того, у техники сильно ограничен радиус доставки: расстояние от магазина до заказчика должно быть не более 2 км. Поэтому для крупных интернет-магазинов, склады которых расположены преимущественно в области, доставка роботами-курьерами пока недоступна.
Кроме того, сейчас производство роботов-курьеров, что называется, штучное, и поэтому они достаточно дорогие, говорит глава венчурного фонда Alpha Robotics Venture Владимир Белый. По его оценкам, стоимость такого доставщика превышает 1 млн руб. за единицу. «Поэтому сейчас парк таких машин скорее имиджевый проект, чем коммерческий», — говорит Владимир Белый. Но в будущем, уверен эксперт, они станут неотъемлемой частью инфраструктуры бизнеса служб доставки: при серийном производстве и конкуренции нескольких производителей цена на роботов снизится значительно.
Окажется ли доставка полностью в компетенции роботов
Полностью вытеснить людей из профессии курьера роботы не смогут, считает Павел Фролов: «Сегодня роботы постепенно занимают лишь небольшую нишу рынка курьерской доставки в благоустроенных районах крупных городов».
Однако доля роботов в сфере доставки будет расти, уверены эксперты. Об этом свидетельствуют мировые тенденции. Так, согласно исследованию компании Markets and Markets, объем мирового рынка роботов для доставки вырастет с $0,4 млрд в 2023 году до $1,8 млрд к 2028 году, при этом среднегодовой темп роста рынка составит 33,7%.
Использование автономных роботов позволяет значительно снизить трудозатраты — сейчас это 20–25% от общей стоимости доставки, отмечают аналитики Markets and Markets: «Снижение затрат на доставку с помощью беспилотников стимулирует разработку роботов-курьеров и усиливает рост индустрии автоматизированной доставки».
В России этот процесс будет идти в общемировом тренде, и рано или поздно профессия курьера практически исчезнет. «Технологический прогресс уже вытеснил много профессий, которые мы сейчас и не вспоминаем: фонарщик, человек-будильник, конюх, телефонистка. И в этом нет ничего страшного», — напоминает Владимир Белый.