Электронное настоящее: как цифровые сервисы меняют рынок жилья

Обновлено 21 марта 2024, 07:07

Почти 17% квартир в новостройках сегодня продается через диджитал-платформы, а регистрация онлайн-сделок проходит в шесть раз быстрее, чем в «бумажном» формате, выяснили аналитики на примере цифровых сервисов Циан

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Один из приоритетов развития сегодняшней экономики — цифровизация. Сектор недвижимости в этом смысле оказался флагманским, отмечают эксперты и участники рынка. По данным Росреестра, за 11 месяцев 2023 года в Москве было подано свыше 1,32 млн электронных заявлений на регистрацию прав и постановку на учет недвижимости. Это на 45% больше, чем в 2022 году (911 тыс.), и на 125% больше, чем в 2021-м (586,8 тыс.).

На тенденцию обратили внимание аналитики Минцифры и Высшей школы экономики. Серия их исследований осенью прошлого года, посвященных развитию российской шеринг-экономики, позволила выявить, что Россия входит в топ-10 стран по доступности и качеству интернет-услуг, а 99% социально значимых государственных услуг существуют в цифровом виде — в их числе и функции, связанные с подбором недвижимости и оформлением сделки.

Тренд, характеризующий отечественный рынок жилой недвижимости, изучили аналитики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России и консалтинговой компании «ТИАР-Центр». Взяв в качестве примера онлайн-платформу «Циан», осенью 2023 года они провели исследование, как цифровые платформы в сфере недвижимости (или классифайды) влияют на жизнь людей.

Результаты таковы. Регистрация онлайн-сделок проходит в шесть раз быстрее, чем в «бумажном» формате. Классифайды все глубже интегрируются с государственными и рыночными сервисами: можно не только подобрать недвижимость, но и провести ее оценку, юридическую проверку, выпустить цифровую подпись, заключить договор купли-продажи или долевого участия, оформить ипотеку.

В 2022 году каждая восьмая семья приобрела жилье с помощью «Циана», а уникальная месячная аудитория площадки превышает 19 млн человек, утверждают в компании. С помощью «Циана» совершается более 20 тыс. электронных сделок в месяц и оформляется 6,6% всех ипотечных кредитов.

Потребности и задачи

Цифровизация подбора жилья существенно экономит время потенциальных участников сделок. «Выбор подходящего объекта — задача не из легких. Большинству людей важна комфортная среда. Ключевыми факторами здесь являются транспортная доступность и хорошая экологическая обстановка в районе. Чтобы соблюсти все пожелания, надо потратить на поиск от нескольких месяцев до полугода», — говорит руководитель направления аналитики и исследований независимого аналитического центра и консалтинговой компании «ТИАР-Центр» Виктория Захарова.

Онлайн-сервисы значительно облегчают эту задачу, добавляет эксперт: например, исследуемый аналитиками «Циан» предлагает 95 фильтров для поиска наиболее подходящей недвижимости. Можно не только настроить поиск в соответствии со своим видением идеального жилья, но и сравнить полученные результаты. Более того, от поиска можно перейти к сделке: подобрать подходящий ипотечный продукт, оформить ЭЦП, заключить договор купли-продажи и зарегистрировать сделку в Росреестре — и все это в рамках «одного окна».

«Таким образом, онлайн-сервисы недвижимости значительно облегчают процесс поиска, покупки, продажи и аренды недвижимости, сокращая время и усилия, затрачиваемые на эти процессы», — констатирует управляющий директор NF Dom Наталья Сазонова. По данным отчета НИФИ и «ТИАР-Центра», 16,6% квартир в новостройках сегодня продается через онлайн-платформы.

Также площадки позволяют управлять базами данных объектов недвижимости, устраивать маркетинговые кампании, управлять обращениями клиентов, вести онлайн-консультации и проводить виртуальные просмотры объектов, объясняет Сазонова. Кроме того, они дают возможность организовать онлайн-подписание документов и упрощают процесс заключения сделок.

Вторым значимым плюсом использования специализированных цифровых площадок аналитики называют безопасность. По данным «Циан», в среднем россияне совершают 1,5 сделки с недвижимостью в жизни. Для большинства это редкое и чрезвычайно важное событие, людям не хватает знаний и уверенности. В таком контексте очень важна помощь специализированного цифрового сервиса в создании безопасной среды, защищенной от мошенничества. Авторы исследования НИФИ и «ТИАР-Центра» отмечают, что применение искусственного интеллекта помогает максимально сократить количество фейковых объявлений. В результате, например, в крупных регионах актуальность базы объявлений на «Циане» превышает 90%, говорится в исследовании.

Третьей отличительной особенностью цифровых сервисов недвижимости является благотворное влияние на экономику, поскольку их развитие напрямую связано с развитием рынка и потребительских настроений. Более простой процесс купли-продажи способствует увеличению объемов сделок и повышает эффективность рынка, объясняет Наталья Сазонова.

Параллельно развиваются и другие направления. Развивается рынок аренды: 2,3 млн субъектов малого и среднего бизнеса используют классифайды, в итоге растет налогооблагаемая база. Также растет рынок посуточной аренды, что тянет за собой развитие туристической инфраструктуры и рост количества рабочих мест. За год общая стоимость туристических бронирований на «Циане» оценивается в 15 млрд руб., по данным компании. Инвестиции бизнеса в развитие цифровой экономики в секторе операций с недвижимостью за последний год составили 100,7 млрд руб.

При этом такие инвестиции мультипликативны: развитие рынка недвижимости запускает по цепочке развитие других секторов — строительства, производства материалов и оборудования, торговли, сферы услуг, легкой и деревообрабатывающей промышленности и т.д. Согласно исследованию НИФИ и ТИАР, инвестированные в жилищное строительство с помощью цифровых платформ 730 млрд руб. в действительности принесли отечественной экономике 3,22 трлн руб., а это примерно 2,1% ВВП (данные за 2022 год).

Онлайн-сервисы позволяют застройщикам и агентствам недвижимости анализировать рынок и работу друг друга. Логично, что, наблюдая за успехами конкурентов, застройщики и сами стремятся строить лучше, и это выгода для покупателей, говорит Наталья Сазонова.

Строго онлайн

Цифровизация рынка недвижимости особенно эффективна при межрегиональных сделках, при этом проще стало и покупателям, и продавцам, считают эксперты.

«Это очень удобно, учитывая специфику удаленных покупок. Приехав в Сочи в отпуск и присмотрев себе ликвидную курортную недвижимость, покупателю уже не нужно ехать второй раз только ради подачи документов в печатном виде, как это было ранее», — подчеркивает коммерческий директор девелопера «Неометрия» Алексей Лысенко.

Возможность провести сделку онлайн стимулирует иногородних покупателей и в других регионах. В Уфе, например, за последний год число таких сделок увеличилось на 7%, говорит директор по развитию ГК «Жилой Квартал» (Уфа) Эдуард Самигуллин: «Помимо агрегаторов возможность онлайн-сделки сегодня предоставляют и большинство крупных застройщиков, начиная с выбора квартиры и завершая регистрацией в Росреестре. Весь процесс занимает максимум пять дней».

В ГК «Страна Девелопмент» (строит в Тюмени, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве) доля регистраций недвижимости через цифровые сервисы приближается к 100%, рассказали в компании. «Мы сравнили данные по регистрациям сделок с недвижимостью через МФЦ с количеством электронных регистраций (ЭР) в каждом месяце года и выяснили, что соотношение в среднем составляет 1% к 99%, а в мае этого года число ЭР достигло 99,8% против 0,2% сделок через МФЦ», — говорит вице-президент, руководитель блока продаж и маркетинга ГК «Страна Девелопмент» Александр Гуторов. Особенно такой формат ценят клиенты из других городов, люди с плотным графиком занятости и те, кто не хочет упустить возможность выгодно инвестировать на старте продаж, добавляет он.

Оформить таким образом в собственность можно не только квартиру, но и парковку, кладовку, что значительно расширяет возможности покупателей, уточняют в пресс-службе ЖК «Зеленый бульвар» (Владивосток). Пока межрегиональные сделки в «Зеленом бульваре» составляют лишь около 5% от общего количества, при этом с их помощью клиенты экономят деньги на переезд и временное проживание.

Взгляд в будущее

Онлайн-сервисы становятся привычными и для девелоперов, и для конечных покупателей, эта аудитория молодеет и уверенно пользуется интернет-технологиями. «Для такой категории пользователей важно появление и развитие экосистем, где сервисы для продавца и покупателя связаны между собой. Это означает интеграцию различных онлайн-сервисов недвижимости, таких как поиск объектов недвижимости, оценка стоимости, ипотечные калькуляторы, услуги юристов и т.д., в единую платформу», — говорит Наталья Сазонова из NF Dom.

Другой развивающийся тренд связан со все более частым использованием компаниями больших данных и аналитики. Это помогает предоставить клиентам более точные и персонализированные рекомендации, соответствующие их потребностям, отмечают в «Циане». Так, например, компания сотрудничает с правительством Москвы в рамках пилотного проекта, позволяющего пользователям узнать не только о действующей инфраструктуре, но и каким будет район через 5–10 лет, — все городские планы наносятся на электронную карту. Со временем такие карты классифайд разработает и для других регионов.

Еще одно направление для развития — усиление безопасности пользовательского опыта, в том числе за счет введения верификации и идентификации.

«Цифровизация рынка недвижимости не стоит на месте: синергия государства и бизнеса кратно увеличивает привлекательность этого сегмента экономики в глазах россиян», — говорит Виктория Захарова из «ТИАР-Центра». В результате цифровые сервисы помогают проводить сделки с недвижимостью максимально бесшовно, что не просто привлекает все больше пользователей, но и помогает в развитии экономики страны, резюмирует эксперт.

Поделиться
Авторы
Теги