Представитель «Сбера» рассказал о нюансах планирования для малого бизнеса

Обновлено 13 марта 2024, 08:16
Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

В воскресенье, 3 марта, в Центре событий РБК прошел публичный диалог с предпринимателями на тему «Планирование в бизнесе: как разработать систему и когда отходить от плана?». Его участники обсудили особенности планирования в период «турбулентности» и попытались сформулировать простые правила, которые мог бы взять на вооружение бизнес.

Исполнительный директор дивизиона «Малый и микробизнес» «Сбера» Вадим Колпастиков рассказал об особенностях планирования в небольших компаниях: «У крупной корпорации есть время написать долгосрочную стратегию, оценить риски и сформировать свою миссию. А у малого бизнеса зачастую такой возможности нет, нет отдела стратегического планирования, и собственнику нужно самому потратить на это время, несмотря на то, что у него и так много задач».

Эксперт посоветовал руководителям при планировании не принимать решения в одиночку и включать в процесс обсуждения всю команду, а также определить, кто в компании будет курировать изменения. По словам Колпастикова, в микробизнесе не всегда очевидно, какие именно риски необходимо предусмотреть. «Один из наших клиентов делит их так: факторы, серьезно угрожающие бизнесу вплоть до закрытия, вносит в таблицу и затем думает, как с ними поступить. Если же проблему можно решить по ходу дела, то ей не стоит уделять много внимания», — поделился опытом представитель «Сбера».

Он также назвал существенные риски для малого и микробизнеса при кредитовании. Первый — когда предприниматель берет кредит и тратит его на собственные нужды, а затем изымает из оборота средства на погашение займа. Второй — когда у предпринимателя несколько бизнесов и среди них есть успешный и тот, что находится на начальном этапе развития. Тогда собственник берет кредит на развитие успешного бизнеса, но тратит их на второй, и в этом случае есть риск потерять оба. «Сбер» не рекомендует так поступать, а в случае, если все-таки нечем платить долг, максимально оперативно связаться с банком. Совместно всегда можно найти оптимальное решение.

Главный экономист компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин указал на необходимость формализации: «Планы, рутины, процедуры чрезвычайно важны для бизнеса, они обеспечивают определенную управляемость». Эксперт также отметил, что строить планы на полгода-год не очень полезно: куда лучше работает долгосрочное планирование с прописанными вариантами развития событий и решения возможных проблем. Надоршин дал совет предпринимателям отслеживать индексы потребительских настроений, поскольку от них напрямую зависит рост бизнеса.

Директор по развитию облачных и инфраструктурных решений «МегаФон ПроБизнес» Александр Осипов обозначил общемировую тенденцию — непрерывное состояние трансформации: «Каждый день появляются новые тренды, совершенствуются технологии, меняются вкусы потребителей. В такой ситуации сложно что-то планировать, поэтому наиболее эффективной становится гибкая методика разработки — эджайл. Ее основной принцип — короткие итерации с корректирующей обратной связью. А задача руководителя в рамках этих небольших периодов — подвергать сомнению каждое свое решение. В целом постановка плана заключается в том, чтобы определить конечную точку пути; при этом нужно понимать, что траектории движения к ней будут постоянно меняться».

Основательница кейтерингового бренда Progress Project Наталья Елхина рассказала о своем опыте трансформации в условиях нестабильности: «Крупные игроки часто меняют условия и бюджеты, и мы подстраиваемся под них, предлагаем другие решения. Например, в пандемию придумали новые форматы выездных мероприятий и доставки». Сегодня в компании запланированы масштабирование бизнеса и 20-процентный рост за счет выхода в премиум-сегмент.

Основательница сети премиум-салонов EN Beauty Надежда Касатикова дала свой рецепт бизнес-планирования: сильный финансовый отдел, цифровизация всех процессов внутри компании, качественная экспертиза и статистика. «Если руководитель любит только свой продукт, но не любит цифры, то у него будет много ошибок, — убеждена Касатикова. — Поэтому, даже если предприниматель больше ничего не может внедрить, то пусть хотя бы внедрит план».

Поделиться