На выставке «Россия» обсудили роль машиностроения в суверенитете страны
В четверг, 18 января, в рамках международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ состоялся День машиностроения — третье за три дня тематическое отраслевое мероприятие. Он включил в себя четыре экспертные панели, каждая из которых была посвящена отдельному сектору производства — сельскохозяйственному, транспортному, энергетическому машиностроению, а также станкостроению и роботостроению, — но главным его событием стала пленарная сессия «Промышленный суверенитет — основы экономики будущего». Ее спикеры, главы компаний — лидеров отрасли, рассказали о результатах, достигнутых за несколько последних лет, о сложностях, с которыми пришлось столкнуться после разрыва связей с западными партнерами, и о планах развития бизнеса.
Открыл встречу первый замминистра промышленности и торговли России Василий Осьмаков, по словам которого западные санкции стали для отечественного машиностроения окном возможностей: чтобы обеспечить необходимый рост и конкурентоспособность, предприятия сегодня работают в несколько смен. И это дает результат — во многих секторах уже достигнут технологический суверенитет. По словам чиновника, в текущем году ожидается рост промпроизводства около 7,5%, что станет многолетним рекордом. Кроме того, Осьмаков поспешил развеять миф о том, что отечественная обрабатывающая промышленность базируется на старом фонде: 85% ее объектов были построены после 2000 года.
Передовые отечественные проекты с высокой степенью локализации представлены на ВДНХ в павильоне «Сделано нами», который замминистра Осьмаков посетил на открытии Дня машиностроения. Там представлены образцы и макеты премиального автомобиля Aurus, среднемагистрального самолета МС-21, речного судна «Валдай 45Р», беспилотного вертолета БАС-200 и других инновационных продуктов, разработанных российскими инженерами буквально в последние годы.
В продолжение пленарной сессии депутат Госдумы, председатель комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев напомнил о том, что сегодня перед отечественной отраслью открываются новые рынки: все большим спросом пользуется объекты как гражданского, так и военного машиностроения. Государство, в свою очередь, самыми разными способами поддерживает сферу. Например, в текущем году будет выделено 9 млрд руб. на разработку конструкторской документации. «Но, несмотря на большие достижения, есть потенциальные ограничители, — подметил депутат. — Чтобы завтра мы не столкнулись с кадровыми проблемами, нам нужно сегодня готовить хороших специалистов, в первую очередь инженеров. Поэтому уже сейчас мы проводим огромную профориентационную работу, в том числе молодежные форумы. Мы должны сформировать такой тренд, который позволит нам быть эффективнее, чем в предыдущие годы».
Заместитель гендиректора по стратегии, программно-проектному управлению и организационному развитию АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) Михаил Ремизов признался, что последнее десятилетие было для компании очень продуктивным. С 2008 года выручка корпорации увеличилась в пять раз, и эту цифру представитель ОДК считает главным индикатором общественной полезности. По словам спикера, отрасль уже превзошла темпы выпуска советского периода — и это на фоне меньшей численности персонала и более высокой производительности труда. И хотя ключевой бизнес-вектор компании — выпуск двигателей для фронтовой авиации, ОДК также видит потенциал своего роста в развитии гражданского направления.
Достижениями судостроительного сектора поделился заместитель гендиректора по инновационному и техническому развитию АО «Объединенная строительная корпорация» Василий Бойцов. Организация была создана более 16 лет назад по инициативе президента и сегодня является крупнейшим производителем судостроительной техники в стране, входит в пятерку мировых компаний, которые строят все виды военных кораблей. «Судостроение — важнейшая отрасль с точки зрения торгового суверенитета. Мы контролируем два крупнейших альтернативных торговых пути — Северный морской путь и маршрут из Индии через Каспийское море вплоть до Санкт-Петербурга, — сообщил эксперт. — По совокупности факторов Россия, как морская держава, сегодня занимает третье место в мире, но по торговому флоту и количеству работающих на нем моряков наша страна выходит на первое место. Стратегическая задача — сформировать торговый флот под российским флагом, который позволит нашей стране торговать с дружественными государствами, невзирая ни на какие запреты».
По словам президента АвтоВАЗа Максима Соколова, сейчас в экосистеме организации заняты около 600 тыс. человек: это команда самого АвтоВАЗа, а также сотрудники 315 дилерских центров и более 1500 поставщиков. За последние десять лет в Тольятти было выпущено рекордное количество автомобилей под брендом Lada, а в 2023-м компания произвела 374 тыс. автомобилей, тем самым продемонстрировав рост 70% по отношению к предыдущему году. «Мы сразу сориентировались на производстве высоколокализованной продукции, — отметил Соколов. — Сегодня более 1 тыс. компонентов локализовано непосредственно в нашей стране».
Железнодорожное машиностроение представил на сессии первый заместитель гендиректора АО «Трансмашхолдинг» Александр Морозов. Эта частная компания ежегодно производит 1 тыс. локомотивов, столько же пассажирских вагонов и 500 вагонов метро, в ее штабе — более 100 сервисных депо. «Таких результатов мы не могли добиться без колоссальных инвестиций, — подчеркнул Морозов. — За последние десять лет мы инвестировали около 130 млрд руб. в обновление основных фондов и разработку новых технических решений. Сейчас реализуем инвестиционную программу с общим бюджетом порядка 70 млрд руб. На 12 промышленных площадках наша проектная команда реализует проекты будущего — в Петрозаводске, Пензе, Новочеркасске, Саратове, Твери, Коломне и других городах». Спикер уточнил, что своей деятельностью холдинг обязан поддержке Минпромторга: 20% ежегодного объема инвестиций компания получала от государства.
Реклама. Рекламодатель: АНО «Дирекция Выставки Достижений «Россия»
erid: 4CQwVszH9pWvKCQzsTM