В поисках своего места: что будет с российским IТ-экспортом

Обновлено 08 декабря 2023, 15:36

Российским айтишникам предстоит покорить Индию и Китай. Выход на эти крупные перспективные рынки позволит отечественным разработчикам остаться в глобальной IТ-среде

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Расходы на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в мире в 2022 году составили $4,39 трлн, по данным американской Gartner. По итогам 2023 года аналитики ожидают увеличение этих расходов на 2,4%. Наибольшими темпами будут расти сегменты прикладных решений на основе искусственного интеллекта (ИИ), который может показать двукратный рост, и корпоративного программного обеспечения (ПО) — на 9,3%.

Рост расходов на IТ ожидается во всех регионах мира, отмечают в Gartner. При этом мировыми лидерами по экспорту IТ-технологий в 2022 году стали Ирландия (с объемом экспорта $206 млрд), Индия ($145 млрд), США ($68 млрд), Китай ($56 млрд) и Израиль ($45 млрд), согласно данным The World Bank Group. Например, через офисы в Дублине благодаря благоприятному налоговому законодательству Ирландии значительную часть своего международного бизнеса ведут Google, Apple и другие американские корпорации. Кроме того, в Дублине расположены крупные data-центры мировых IТ-корпораций. В свою очередь, США и Китай — крупнейшие экономики мира и одновременно ведущие потребители IТ-услуг. Индия же является крупнейшим в мире центром IТ-аутсорсинга по числу разработчиков. А в Израиле работают R&D-центры крупнейших корпораций США (в том числе Intel, Microsoft и Google), основаны известные на весь мир IТ-компании, в том числе Mobileye, Check Point и SimilarWeb, и создана ориентированная на глобальный рынок индустрия стартапов.

IТ-экспорт в России

В мировом масштабе Россия не входит даже в первую десятку стран-экспортеров. Доля зарубежных продаж софтверных компаний в совокупном экспорте РФ в 2022 году составила лишь 1,2 против 2,3% в 2020 году, по данным «Руссофта».

Однако по объемам IТ-экспорта среди государств постсоветского пространства, по данным The World Bank Group, страна в 2022 году занимала второе место ($5,8 млрд). Первое место — у Украины ($7,5 млрд), а следом за Россией идут Белоруссия ($3,2 млрд), Армения ($711 млн) и Казахстан ($470 млн).

При этом на фоне санкций и ухода из России иностранных компаний в 2022 году росла доля продаж российских софтверных компаний внутри страны: она составила 65,6% от их совокупного оборота, по данным ежегодного исследования «Индустрия программного обеспечения в России», подготовленном «Руссофтом» при поддержке Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). Тенденция эта продолжится, прогнозируют в «Руссофте»: в 2023 году доля продаж российского софта внутри страны увеличится до 72%, для сравнения — в 2021 году этот показатель составлял 52,5%.

В целом экспорт сервисных российских IТ-компаний в 2022 году снизился на 23,1%, а продуктовых — на 23,8%. Доля экспортных продаж российских софтверных компаний в другие макрорегионы по итогам 2023 года может сократиться до 28% с 34,4% в прошлом году, отмечают аналитики «Руссофта».

По данным «Руссофта», на поставки на постсоветское пространство в прошлом году приходилось 11,5% (прогноз на 2023 год — 13%), в США и Канаду — 5,9% (3,1%), в Европу — 5,7% (3,4%). Для сравнения: на долю стран Юго-Восточной Азии приходится 5,9% продаж российских софтверных компаний, на Африку — 0,9%, Ближний Восток — 2%.

Аналитики «Руссофта» отмечают переориентацию IТ-компаний на отечественный рынок в связи с растущей привлекательностью работы в России, а также из-за усложнения условий на рынках недружественных стран. Санкции выдавили российские компании с рынков Европы и США, отмечают в объединении разработчиков: количество компаний, имевших в 2022 году хотя бы один контракт с зарубежными клиентами, составило не более 2,4 тыс. Ранее из 4,8 тыс. устойчивых российских компаний, профессионально занимающихся разработкой программного обеспечения, около 3 тыс. имели опыт внешнеэкономической деятельности.

«С другой стороны, компании, прежде работавшие только в России, начали выходить на зарубежные рынки», — отмечают аналитики «Руссофта». В целом количество софтверных компаний в стране ежегодно увеличивается примерно на 2–4%.

Куда российские ИТ-компании могут экспортировать свои разработки

У российских игроков есть потенциал для развития бизнеса в странах дружественных, уверен директор практики «Стратегия трансформации» компании «Рексофт Консалтинг» Алексей Богомолов. Растет, в частности, спрос на прикладное ПО и услуги — эти направления в мировом масштабе увеличились на 9,3 и 5,5% соответственно. Причины роста — в развитии технологий искусственного интеллекта, кибербезопасности и облачных решений: в 2022 году этот рынок совокупно вырос до $200 млрд.

Новые возможности российские компании связывают в том числе с политикой западных вендоров, отмечает коммерческий директор компании «Код безопасности» Федор Дбар. Ситуация, по его словам, показала важное конкурентное преимущество страны: «Если раньше с западными производителями конкуренция шла в основном за функционал, то сейчас на первый план выходит гарантия устойчивой, бесперебойной работы IТ-систем и их аналогов в области информационной безопасности».

Напомним, что, несмотря на оплаченные лицензии и техподдержку, из России ушли, например, западные производители сетевых решений Cisco, Fortinet, Palo Alto. Поставщики просто перестали выполнять свои обязательства, что не могли не заметить пользователи в других странах, отмечает Федор Дбар. Без техподдержки оказались и производители ПК или серверного оборудования, которые ранее вели технологическое сотрудничество с компаниями, выпускающими центральные процессоры, — Intel и AMD.

Кроме того, Россия находится в более выгодном положении по отношению к ряду стран-импортеров, например, на постсоветском пространстве, поскольку опережает многие из них в IТ-развитии, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

В целом российский IТ-сектор имеет значительный экспортный потенциал, считает директор по развитию бизнеса «Лаборатории Касперского» Андрей Ефремов. Как показывает опыт компании, успешный экспортный IТ-бизнес из России можно строить даже с учетом всех сложностей и ограничений в нынешней геополитической обстановке. «Заметная часть наших международных усилий — это фактически создание нового бизнеса, которого у нас раньше не было, это выстраивание b2b-продаж наших новых стратегических решений, в том числе для крупнейших заказчиков», — говорит эксперт.

Причем отечественные производители вполне могут продолжить выход на IТ-рынки ряда европейских государств, считает Андрей Ефремов: «Традиционный для российских IТ-компаний экспортный европейский рынок сжался, он все еще остается достаточно большим. Несмотря на все сложности, интерес, например, к качественным российским продуктам из сферы информационной безопасности остается даже на рынках западных стран».

Российские ИТ-компании переориентируют экспорт отечественного ПО на Восток и Африку

Для рынков, которые хотят независимости от западного ПО, российские разработки могут предложить альтернативные решения, уверен президент «Лиги цифровой экономики» Сергей Шилов. Речь идет, в частности, о странах Ближнего Востока, Африки и, возможно, Латинской Америки. На рынке EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) наибольший интерес у российских компаний имеется к Ближнему Востоку и Африке, отмечают в «Руссофте».

При этом наибольший экспортный потенциал аналитики связывают с Казахстаном, Индией и Китаем. Так, по оценке АНО «Цифровая экономика», КНР занимает второе место в списке стран для приоритетного продвижения российских цифровых решений после Казахстана, в топ-5 входят Белоруссия, Бразилия и Индия. Оценка привлекательности этих стран для экспорта программного обеспечения и ИКТ-услуг из России включала в том числе экономические, технологические и инфраструктурные факторы, а также языковые и культурные аспекты.

Казахстан — одним из самых крупных и быстрорастущих рынков в ближнем зарубежье. Объем рынка заказной разработки, консалтинговых и сопутствующих услуг в стране, например, за год увеличился на 19,5% и составил 772 млрд тенге (114,8 млрд руб.), отмечают в «Руссофте».

При этом страна уступает Китаю и Индии в цифровой зрелости и объемах IТ-импорта. Так, индекс цифровой зрелости Китая, по оценкам АНО «Цифровая экономика», составляет 55,3 балла из 100, а объем импорта ИКТ-услуг достигает $40,1 млрд. Для Индии эти показатели составляют 36,6 балла и $14,3 млрд соответственно, для Казахстана — 24,7 балла и $425 млн соответственно.

Размер IТ-рынка Индии невелик для страны с таким большим населением, а темпы роста — невысокие: общие затраты на IТ в 2022 году составили $109,6 млрд при росте только на 1,9%, по данным Gartner. «Если пересчитать на душу населения, то объем российского IТ-рынка окажется в два-три раза больше. Однако в таком отставании заложен и потенциал роста в будущем», — отмечают аналитики «Руссофта». Тем более что отдельные сегменты индийского IТ-рынка демонстрируют приличную динамику: IТ-услуги в Индии в 2022 году выросли на 5–7%, а корпоративное ПО — более чем на 15%.

В Китае, по данным «Руссофта», более зрелая цифровая экономика: количество базовых станций 5G в стране к 2023 году достигло 2,31 млн единиц, количество мобильных подключений к инфраструктуре интернета вещей (IoT) в стране в прошлом году достигло 1,84 млрд, а объем китайского рынка облачных технологий увеличился на 10% год к году и составил $30,3 млрд.

При этом Китай является не только перспективным рынком, но и серьезным соперником России на внешнем рынке IТ-продуктов в Азию, говорит Федор Дбар. Впрочем, здоровая конкуренция, по его словам, пойдет российским компаниям только на пользу.

Российские разработки как альтернатива западному ПО

На внешних рынках востребованы конкурентоспособные продукты и технологии — такие, которые решают задачи заказчика как минимум не хуже, чем аналогичные решения от мировых лидеров рынка. В идеале такие продукты должны создавать новое качество потребительского опыта, отмечают эксперты. «Если посмотреть на IТ-ландшафт, в котором живут россияне и работает российский бизнес, видно, что у нас много передовых решений, дающих пользовательский опыт высочайшего уровня», — говорит Андрей Ефремов. Речь, в частности, идет о решениях в сфере информационной безопасности, финтехе и цифровых госуслугах.

Российские разработки могут стать в том числе альтернативой западному ПО, уверен Сергей Шилов. На зарубежных рынках, по его словам, уже востребованы продукты крупных отечественных игроков рынка кибербезопасности, таких как Positive Technologies, «Лаборатория Касперского» или «Кода безопасности». У российских компаний есть также эффективные решения в области автоматизации бизнес-процессов, различные офисные продукты и облачные технологии, отмечает эксперт. Из решений в области автоматизации бизнес-процессов эксперт выделяет продукты 1С, Almaz BI, ETL от Inleksys, Almaz Monitoring, CVM box и Маяк BI, а из офисных продуктов — «Мой офис», в сфере облачных технологий — решения «Яндекс.Облако» и Cloudate.

Помимо технологии банковской сферы и различных сегментов информационной безопасности наиболее востребованными в ближайшем будущем станут решения для транспортной отрасли и прикладное ПО для систем управления, говорит Федор Дбар. Зарубежных партнеров, по его словам, также могут заинтересовать российские медицинские системы и решения из области связи: «По ключевым направлениям этой сферы в стране есть высококачественные продукты».

Государственная поддержка ИТ-компаний

Интеграция страны-импортера в экономическое пространство БРИКС и ЕАЭС — важные преимущества для выхода российских IТ-игроков на рынки этих государств, отмечают в АНО «Цифровая экономика». Важным фактором также является наличие в стране российского торгового представительства и «цифрового атташе».

Бизнес-сообщество также отмечает важную роль в возможности выхода на внешние рынки наличия выстроенных взаимосвязей на уровне МИД России, Торгово-промышленной палаты, Российского экспортного центра.

«Ряд направлений, та же информационная безопасность, связаны с вопросами национального суверенитета. Чтобы выходить на зарубежные рынки с такими продуктами, необходимо налаживать мосты и выстраивать доверительные отношения на самом высоком уровне», — считает Федор Дбар.

Финансовая поддержка в виде грантов, субсидий, налоговых преференций вкупе с выстроенными схемами взаимодействия поставщиков с потенциальными зарубежными покупателями дает возможность воплощать с нуля практически любую идею в области технологических решений и экспортировать ее, отмечает он.

Минпромторг России совместно с профильными ассоциациями, в частности, занимается созданием отдельной структуры, цель которой — поддержка и продвижение российских IТ-решений.

Дополнительной поддержкой для развития лидерами рынка экспортного потенциала может стать создание технологических альянсов, считает Андрей Ефремов. В стране достаточно компаний с серьезным инженерным потенциалом, но реализация больших экспортно ориентированных проектов требует инвестиций и ресурсов, говорит эксперт: «Объединение усилий позволит участникам рынка добиваться успеха быстрее и дешевле». Работа над созданием таких альянсов уже ведется, отмечают участники рынка.

Сергей Шилов отмечает необходимость развития страховых механизмов и госгарантий для компаний-экспортеров, особенно на относительно новых рынках. По оценкам главы «Лиги цифровой экономики», в ближайшей перспективе объем российского IТ-экспорта может вырасти в десять раз. Но так или иначе развитие этого направления будет зависеть от геополитического расклада сил, считает Сергей Шилов. Кроме того, на экспортный потенциал IТ-сектора влияет множество других факторов, в том числе волатильность курса валют, отмечают эксперты.

Поделиться