Как уход западных вендоров отразился на отечественном рынке IT

Обновлено 06 марта 2024, 15:44
РБК
Фото: РБК

В четверг, 26 октября, в Центре событий РБК прошел второй форум РБК Tech, посвященный технологическим инновациям. Его участники, представители бизнеса и власти, обсудили вопросы, связанные с внедрением новых технологий в финансовую и производственную сферы, а также попытались заглянуть в будущее и предсказать, какие разработки получат наибольшее развитие и станут самыми востребованными.

Ключевая сессия форума называлась «Технологические прорывы в новых условиях: первые результаты». Ее участники рассказывали о том, как отечественный бизнес смог преодолеть непростое испытание, связанное с уходом с рынка зарубежных вендоров.

«Наиболее острые вопросы технологического сектора решены, но пока не все, — подчеркнул министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максут Шадаев. — Сейчас мы чувствуем себя спокойно в сегменте компьютерной техники, от десктопов до тяжелых серверов. Доля серверов хранения данных российского производства по итогам 2022 года превысила 50%, это очень хороший результат. А болевых точек, где пока нет хорошо налаженного собственного производства, я бы назвал три: базовые станции, планшеты и геймдев».

Председатель совета директоров ГК «Аквариус» Алексей Калинин также подтвердил, что с рядом текущих вызовов отечественный IT-бизнес уже справился, однако многое еще предстоит сделать: «Путь будет непростой, но есть огромное пространство для развития. И на все нужны деньги. Нам нравится конкурировать с ведущими западными производителями, но их уход с российского рынка дал нам возможность усилить команду за счет прихода новых специалистов». Эксперт упомянул о дефиците профессионалов в отрасли и отметил, что компания старается решать эту проблему разными способами. «Нехватка кадров — основной стоп-фактор для дальнейшего развития. Мы начинаем готовить специалистов буквально с детских садиков, например, создаем кружки робототехники для детей сотрудников наших заводов, открываем лаборатории в ведущих вузах страны. Мы и наши коллеги инвестируем в это миллиарды рублей в год», — рассказал Калинин.

По мнению генерального директора холдинга «Т1» Алексея Фетисова, уход западных поставщиков послужил драйвером роста для российского рынка: «Согласно недавней статистике, количество разработчиков отечественного программного обеспечения увеличилось на 42%. В целом, люди сегодня хотят импортонезависимое ПО из реестра, но с привычным для себя уровнем сервиса, надежности и качества. Есть запрос на импортозамещение и на прорывные технологии».

Участники сессии «BizTech. Передовые решения для крупного бизнеса» также делились своим опытом преодоления кризиса. Президент ГК «Аквариус» Владимир Степанов рассказал о том, что на коротком отрезке уход иностранных вендоров стал для компании серьезным испытанием, но в долгосрочной перспективе принес очень хорошие результаты. Кроме того, топ-менеджер отметил, как качественно изменились отношения с заказчиками, стали более открытыми и доверительными. Это подтолкнуло бизнес к ускоренному развитию в направлении потребностей рынка. «Любой бизнес, который вкладывается в новые технологии, не может планировать на один-три года вперед, ему требуется более длинная перспектива. Должны быть понятны долгосрочные правила, — пояснил Степанов. — Сегодня пришло время по-настоящему себя оценить, поверить в свои возможности. И я убежден, что наши инженеры справятся с этим вызовом».

В свою очередь, директор по цифровизации «МегаФон ПроБизнес» Алексей Извеков отметил, что вектор развития технологий сегодня в первую очередь задает заказчик: «Отечественное ПО находится на стадии развития, а любое развитие подразумевает финансирование, которое обычно приходит от крупного заказчика. Другими словами, тот, кто сейчас финансирует развитие, тот и диктует свои правила и задает ландшафт, в котором будет жить бизнес через несколько лет».

Директор департамента по инновациям и развитию бизнеса CloudMTS Данила Егоров еще сильнее повысил градус позитивных настроений, признавшись, что после исчезновения конкурентов уровень дохода компании резко повысился. Кроме того, стали появляться куда более интересные задачи. «Раньше клиенты приходили к нам просто за облачной инфраструктурой, больше им от нас ничего не было нужно. Сейчас им нужны конкретные решения, которые могли бы помочь им в реализации их производственных запросов, — рассказал спикер. — Конечно, мы ощутили на себе эти перемены, и они нам очень понравились».

Поделиться