Почему факторинг считается антикризисным инструментом
О ключевых трендах на рынке факторинга и роли финансового инструмента в новых экономических условиях рассказал управляющий директор по факторингу Альфа-банка Павел Шишов
— Как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке факторинга в России на фоне меняющихся экономических условий?
— Официальная статистика рынка по итогам января — сентября текущего года и наша практика в Альфа-банке показывают, что динамика рынка положительная. Существенный прирост показали ключевые для рынка параметры: портфель, объем выплаченного финансирования и количество активных клиентов.
Факторинг особенно востребован в нестабильные времена, поскольку это гибкий и адаптивный инструмент. Волатильность курса рубля и повышение ключевой ставки, с одной стороны, ограничивают развитие рынка факторинга, с другой стороны, позволяют компаниям присмотреться к ценности такого продукта. За ту же цену, что и по кредитным продуктам, в факторинге клиент получает дополнительный сервис. В случае классического факторинга — аутсорсинг управления дебиторской задолженностью и исключение риска неплатежа покупателя. В случае агентского факторинга — возможность снижения операционной нагрузки на своих сотрудников в рамках расчетов с контрагентами. Согласитесь, это весомая добавка к оборотному финансированию.
— Как вы оцениваете запрос на факторинг со стороны бизнеса? Какие цели сейчас преобладают, в каких отраслях?
— Мы видим продолжение деловой активности, начавшейся весной, во многих отраслях. В крупном и среднем бизнесе клиентов в большей степени интересуют возможность продажи дебиторской задолженности и страховка на случай реализации риска неплатежа покупателя, а также инструменты финансирования цепочек поставок. Малый бизнес все чаще стал обращаться за финансированием дебиторской задолженности дифференцированного пула дебиторов. Предприниматели предоставляют отсрочку платежа не только крупнейшим компаниям, но и совсем небольшим предприятиям, и поэтому используют факторинг для пополнения оборотных средств и также исключения риска неплатежа. Драйверами рынка остаются промышленность, торговля и e-commerce.
Также отмечу интерес к факторингу со стороны автомобильной отрасли. Например, в Альфа-банке мы в октябре запустили программу факторингового финансирования складов автодилеров и за полтора месяца заключили большой пул соглашений с ключевыми игроками на рынке дистрибуции автомобилей. Программа востребована и среди дистрибьюторов, и среди дилеров, поскольку позволяет обеим сторонам развивать продажи, при этом дистрибьютор закрывает риск неплатежа, а дилер получает дополнительную отсрочку и управление своей ликвидностью.
— Какие основные тренды на рынке факторинга вы можете отметить?
— Выделю три ключевых тренда, которые обусловлены экономической ситуацией и потребностью реального бизнеса развиваться и поддерживать своих партнеров. Среди коммерческих компаний востребованы решения, позволяющие практически в моменте пополнить оборотные средства, и оплатить счета своих контрагентов, поэтому агентский факторинг, который позволяет в рамках одного договора с покупателем финансировать всю цепочку поставок, становится одним из основных драйверов рынка.
Факторы должны соответствовать ожиданиям клиентов в части скорости выплаты финансирования неограниченному числу контрагентов, поэтому еще один тренд — технологическое развитие факторов. Банки и факторинговые компании вкладывают существенные ресурсы в диджитализацию процесса обслуживания и упрощение клиентского пути.
Также отмечу повышенный интерес к безрегрессному факторингу в форме покупки дебиторской задолженности. Компании перестраивают цепочки поставок и начинают работу с новыми покупателями, поэтому вопрос развития продаж без риска неполучения выручки очень актуален. Факторинг без регресса полностью снимает с клиента рисковую составляющую по возможной неоплате товара и потери ликвидности. А списание дебиторской задолженности в момент ее продажи позволяет улучшить бухгалтерский баланс и открывает возможности для привлечения других инструментов заемного финансирования.
— С чем вы связываете рост доли финансирования цепочки поставок в общем портфеле рынка факторинга?
— Доля растет, поскольку все больше крупных и крупнейших компаний России, особенно среди производственных и нефтегазохимических компаний, начинают использовать агентский факторинг как альтернативу простому оборотному кредитованию. На первых порах появления и развития этого финансового инструмента, интерес к нему проявляли дочерние структуры крупных холдингов, и только по мере накопления у них опыта и положительных отзывов, продукт начали пробовать головные компании.
Тренд однозначно продолжится, и доля портфеля агентского факторинга будет расти. Мы сейчас уже получаем запросы на 2024 год на десятки и сотни миллиардов рублей. Наши аналитики прогнозируют, что доля агентского факторинга по итогам следующего года может составить чуть больше трети рынка.
Доля этого продукта напрямую зависит от сезонности в классическом факторинге. Традиционно в классическом факторинге максимальный пик портфеля приходится на конец года, а «дебиторка» уступается с короткой оборачиваемостью, около 90 дней. В агентском факторинге оборачиваемость — шесть, а иногда и 12 месяцев, поэтому в некоторые сезоны, например в первом и втором кварталах, доля рынка финансирования цепочек может быть больше.
— Чем привлекателен этот сегмент для банка?
— Агентский факторинг требует меньше ресурсов и быстро реализуем. Поясню, в классическом факторинге у нас три стороны: клиент, покупатель и фактор. Мы должны заключить договор с клиентом и подписать уведомление со всеми тремя участниками. Как правило, это не очень быстрая история. В агентском факторинге мы заключаем один договор с клиентом и начинаем работу.
Клиенты воспринимают продукт как легкий и удобный и используют его для замены оборотного кредитования, когда необходимы быстрые деньги для расчетов с контрагентами. Например, при планировании операционного дня, клиент может увидеть, что не хватает какой-то суммы на оплату. Он направляет нам реестр с указанием поставщиков и сумм финансирования, и уже в течение часа деньги будут на счетах его контрагентов. Если бы клиент использовал кредит, ждать пришлось бы несколько дольше.
— Какие риски вы видите в сегменте финансирования цепочек поставок?
— Поскольку продукт воспринимается клиентом как замена оборотному кредитованию, то основной риск масштабирования агентского факторинга связан с возможностью перехода клиента на кредитные инструменты. В классическом факторинге такой риск существенно меньше, отказ от продукта не всегда возможен и обоснован. Факторинг, особенно безрегрессный, — это не только получение денег, но и покрытие риска неполучения выручки в случае неплатежа покупателя. Эта дополнительная ценность нередко является аргументом для клиента в пользу предпочтения факторинга, а не кредита.
Ключевой риск масштабирования продукта в целом для отрасли связан с риск-аппетитами факторов. По своей сути финансирование цепочек поставок — это бланковое финансирование, поэтому необходимо тщательно выбирать клиентов, которым можно предлагать продукт. В Альфа-банке мы предоставляем эту услугу только компаниям из крупного и среднего бизнеса. Если другие факторы начинают работать по агентскому факторингу с клиентами из более мелкого сегмента, возможен повышенный уровень дефолтов.