Андрей Реут, «Росконгресс»: «Продукция виноделов должна быть модной»
О перспективах винодельческой отрасли в России, увеличении доли отечественного вина в магазинах и развитии креативных маленьких хозяйств рассказал первый замдиректора фонда «Росконгресс» Андрей Реут.
— В 2022 году площадь виноградников в России впервые в современной истории превысила 100 тыс. га. Насколько винодельческая отрасль находится сейчас на подъеме?
— Отрасль не просто находится на подъеме — сейчас это одна из самых быстрорастущих и активно развивающихся отраслей российской экономики. Во многом это связано с принятием закона о виноградарстве и виноделии. И хочу сказать, что имеющиеся 100 тыс. га виноградников, которые образовались за новейшую историю, далеко не предел. В стране есть как минимум 200 тыс. га земель, пригодных для высаживания винограда. Отрасли есть куда расти, и объемы производства будут наращиваться по мере сокращения импорта дешевых виноматериалов, которые по-прежнему в больших количествах ввозятся в Россию.
Это очень перспективная отрасль, поскольку находится на стыке экономики и культуры.
— Вы упомянули вступивший в силу в 2020 году закон о виноградарстве, который обязывает производителей указывать информацию о сорте и месте происхождения винограда. Как этот документ повлиял на рынок?
— Огромная проблема рынка — определить качество вина, его происхождение и то, является ли вино на полке действительно российским продуктом. В прошлом году на Российском винодельческом форуме представители Курчатовского института рассказывали о существовании системы, позволяющей по генетическим показателям оценивать происхождение винограда. Вступивший в силу закон построен по принципу, что вино в России должно делаться из российского винограда. Это традиционная общемировая винодельческая практика, ведь локальный продукт более ценен для страны, чем импортированный.
Понятно, что никто не собирается запрещать импорт. Но поток дешевого зарубежного виноматериала, безусловно, надо было ограничивать, поскольку часто мы имеем дело с демпингом.
Закон в том числе дал преимущества российскому виноматериалу, законодательно запретив применять словосочетание «российское вино» по отношению к винам, сделанным из импортного виноматериала. Но это лишь часть обширной программы поддержки растущей винодельческой отрасли, которую реализует государство. Речь, например, о повышении пошлин на импорт. Побороть дешевое некачественное импортное вино непросто, но движение к этому идет, причем довольно быстро и результативно.
— В «Контур.Маркете» в мае 2023 года приводили подсчеты, что доля российского вина в магазинах и ресторанах за год выросла до 60%. Что повлияло на подобные показатели и что нужно сделать, чтобы отечественного вина в тех же ресторанах было больше?
— Для ресторанов цифра в 60% мне кажется все же слишком оптимистичной. Но доля выросла, и в этом процессе сыграли роль не только повышение пошлин или индексация акцизов. Мы констатировали, что в России в момент низкого курса евро было ввезено огромное количество дешевого вина, которое продавалось по 200–300 руб. за бутылку, и оно еще есть в запасе. Доля российского вина при этом на полках магазинов и в ресторанах росла. Так что это результат работы по его популяризации — в том числе и на мероприятиях «Росконгресса», например на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Люди пробуют и понимают, что это качественный продукт.
— В ноябре 2023 года пройдет второй Российский винодельческий форум (18+), который организует ваш фонд. Насколько за год изменились приоритеты индустрии и форума, какие основные проблемы будут обсуждаться в этот раз?
— Год назад мы осознали, что отрасли нужна такая площадка. На первом форуме виноделы встретились с регуляторами, приехали сомелье, рестораторы и ретейлеры. Мы обсудили огромное количество проблем, и часть из них удалось потом решить. В прошлом году говорили в целом о развитии отрасли как новой для российской экономики. Ведь в таком качестве и объеме российское виноделие никогда не существовало, в том числе и в советское время. В этом году основной фокус будет смещен на господдержку — это важно в связи с острой конкуренцией производителей и необходимостью импортозамещения. Ждем, что на форуме представители власти представят меры поддержки виноделов, а участники от отрасли расскажут о своих сложностях — с организацией питомников, закупкой технологического оборудования и возможностью строить отели на сельскохозяйственных землях. Во всем мире активно развивается винный туризм, и об этом была одна из самых острых дискуссий на прошлогоднем форуме. Также будут дегустации и обсуждение возможностей инвестиций в вино. Наконец, второй год подряд на форуме пройдет главный отраслевой съезд — саммит Ассоциации виноградарей и виноделов России.
— Одной из тем обсуждения должен стать брендинг отечественного вина. Насколько это актуально для рынка, где довольно долго использовали наследие советских марок?
— В России появилось огромное количество очень креативных винных этикеток. Многие хозяйства возглавляют весьма творческие люди. Они проявляют полет мысли, демонстрируют, что и виноделие, и брендинг — это искусство. Виноделы прекрасно понимают, что их продукция должна быть модной, яркой, тут творчество приветствуются. Я думаю, это будет одна из самых интересных тем форума.
— В Минфине уже заявляли о необходимости регулирования онлайн-оборота алкоголя, сенаторы этим летом направляли в правительство законопроекты на эту тему. На ваш взгляд, должна ли быть легализована интернет-торговля алкоголя вообще или российского вина в частности? Что это даст рынку?
— Это одна из самых острых тем. У разных федеральных ведомств разное мнение по этому поводу. Конечно, возможность удаленной торговли была бы серьезным подспорьем для продвижения отечественного вина, особенно для маленьких хозяйств, которые не могут себе позволить выходить на полки магазинов с большими объемами. Только в первом полугодии 2023 года, по данным Роскачества, было зарегистрировано 53 небольших винодельни. Конечно, этот товар было бы здорово доносить до потребителя при помощи онлайн-торговли. Владимир Путин, как мы помним, давал поручение провести эксперимент по дистанционной продаже отечественного вина через Почту России. Есть большое количество подобных инициатив.
Конечно, есть возражения — опасность торговли контрафактом, злоупотребления с точки зрения акцизов. Мы, со своей стороны, предоставляем всем участникам отрасли и регуляторам площадку, чтобы этот вопрос решался. На форуме будет специальная сессия, где разные федеральные ведомства будут обсуждать эту тему с виноделами.