За счет чего развивается энергетическая инфраструктура на Дальнем Востоке
«Сейчас подходящее время для инвестиций в энергетическую инфраструктуру»
О том, как энергетической компании эффективно развиваться в текущих условиях, рассказал председатель совета директоров Территориальной генерирующей компании №14 (ТГК-14) Константин Люльчев.
— У государства сегодня много планов по газификации и развитию систем энергоснабжения дальневосточных территорий. Каково положение дел в тех регионах, где работает ваша компания?
— ТГК-14 работает в двух субъектах РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ, — это Забайкальский край и Республика Бурятия. Установленная электрическая мощность ТЭЦ в Забайкалье — более 500 МВт, и только за 2022 год выработка составила более 2,3 млрд кВт∙ч — это около 30% в структуре производства электроэнергии в регионе. В Бурятии —149 МВт, в 2022 году выработка превысила 675 млн кВт∙ч — около 15% во всем регионе.
Оба региона исторически являются энергодефицитными по перетокам электроэнергии, поэтому приходится заимствовать энергию у соседней Иркутской области. Между тем потребность в ней с каждым годом растет: строятся новые промышленные предприятия, жилье, поликлиники, школы, детские сады, спорткомплексы.
В прошлом году нам удалось добиться рекорда выработки электроэнергии — более 3 млрд кВт, на 7% больше, чем в 2021-м. В первом квартале этого года прирост выработки электроэнергии у нас уже составил 12%, тепла — 2%. То есть прогресс налицо.
Но все равно сохраняется острая потребность в увеличении генерации как в Бурятии, так и в Забайкалье. Это связано с планами развития регионов и городов.
— Как эту проблему решить?
— В первую очередь — за счет создания новых генерирующих мощностей. В частности, в Улан-Удэ ТГК-14 совместно с правительством Республики Бурятия сегодня активно работают над проектом завершения строительства ТЭЦ-2. Стройка началась еще в советские времена, определенная часть работ была проделана, но в начале 1990-х проект был заморожен, и теплоэлектроцентраль стала работать в режиме угольной котельной.
В мае 2023 года на федеральном уровне было принято решение о завершении строительства второй очереди и модернизации Улан-Удэнской ТЭЦ-2, с привлечением государственных институтов развития был подготовлен соответствующий проект. Электрическая мощность новой генерации составит 230 МВт, чего должно хватить, чтобы обеспечить энергонезависимость региона, по крайней мере на среднесрочную перспективу.
До конца 2023 года состоится конкурс по строительству новой мощности в регионах (КОМ НГО — конкурентный отбор мощности новых генерирующих объектов. — РБК+), в котором помимо нас будут участвовать другие генерирующие компании, также планирующие расширение в Бурятии. Думаю, у нас неплохие шансы. В марте этого года президент РФ во время поездки по дальневосточным городам отдал поручение о государственном содействии в финансировании ряда проектов, в том числе ТЭЦ-2 в Улан-Удэ.
В Забайкальском крае проблема с дефицитом энергии, в принципе, аналогичная. И здесь мы подготовили проект по введению дополнительных 230 МВт за счет ввода генерирующих мощностей третьей очереди Читинской ТЭЦ-1. Этот проект также был частично реализован в советские времена, но потом превратился в долгострой. Сейчас мы планируем его расконсервировать.
— Оба предприятия будут работать на угле?
— Да, они работают на угле. Как в Бурятии, так и в Забайкалье добывается качественный бурый и каменный уголь, поэтому у нас не возникает проблем с поставками топлива для ТЭЦ в необходимых объемах, очень удобная логистика.
В целом на всех наших предприятиях в год мы потребляем около 3,5 млн тонн угля — всего в составе нашей компании семь ТЭЦ и два энергетических комплекса с суммарной установленной электрической мощностью 649,57 МВт и тепловой мощностью 3120,77 Гкал/ч.
При этом все наши объекты находятся на достаточном удалении от центральной части городов и населенных пунктов. После расширения и модернизации ТЭЦ в Улан-Удэ и Чите появится возможность закрыть все неэффективные котельные, расположенные сегодня рядом с жильем, существенно улучшив экологию городов.
— Есть какие-либо планы в отношении газификации в регионах вашего присутствия?
— Насколько мы понимаем, в рамках исполнения президентских поручений «Газпрому» совместно с дальневосточными регионами предстоит полностью отработать вопрос об их газификации к 2032 году.
— Ваши ТЭЦ смогут переориентироваться, когда придет газ?
— Наши проекты полностью учитывают возможность быстрого и достаточно малозатратного перехода на газ. Потребуется только модернизация котлов. Остальное оборудование, агрегаты, включая турбины, менять не придется. Мы уже сегодня подтвердили структурам «Газпрома», что гарантированно обеспечим практически половину потребления от тех объемов газа, которые предусмотрены программой газификации регионов. Я в какой-то степени даже надеюсь, что это повлияет на решение дотянуть трубу до Бурятии и Забайкалья в более приближенные сроки, чем 2032 год. Для нас это, конечно, было бы тоже существенным плюсом: работа на газе — это гораздо более экономичное и экологичное производство.
— Как на работе энергокомпании сказались санкции?
— Процесс импортозамещения в нашей отрасли был запущен уже много лет назад. Ключевой мотивацией при этом было даже не обретение технологической независимости, а уход от валютного риска, который является критичным для нашей отрасли, где стоимость услуг во многом регулируется государством. Поэтому на сегодня у нас подавляющая часть оборудования отечественного или же китайского производства. Мы работаем исключительно внутри России и не связаны с зарубежными рынками капитала, не занимаем деньги на внешних рынках. Это позволяет минимизировать риски с валютной составляющей и ориентировать экономику на стабильность рубля.
— А как вы привлекаете деньги, в частности, на реализацию ваших инвестиционных планов?
— Изначально в 2021 году мы взяли кредит в Промсвязьбанке на приобретение основного пакета акций ТГК-14. В этом году мы открыли для себя публичный долговой рынок. В начале мая на Московской бирже состоялось размещение дебютного выпуска трехлетних облигаций ТГК-14 объемом 3,5 млрд руб. Этому предшествовало получение нашей компанией рейтинга ВВВ+, одинакового от трех ключевых российских рейтинговых агентств — АКРА, «Эксперт РА» и НКР.
Наши облигации оказались востребованы со стороны инвесторов — переподписка составила четыре раза. При этом практически половину предложения разобрали физические лица, что соответствует тренду высокого интереса розничных инвесторов к бумагам предприятий энергетического сектора.
Облигационный заем позволил нам привлечь существенный объем среднесрочных финансовых средств в экономику предприятия, пополнить оборотные средства, улучшить структуру капитала и полностью погасить оставшиеся обязательства, связанные с кредитом Промсвязьбанка, которые обходились нам очень дорого. Для сравнения, ставка купона по нашему облигационному займу существенно ниже — 14% годовых.
Наша бизнес-активность привела к тому, что в этом году мы видим рост стоимости акций ТГК-14. Последний на сегодня рывок вверх произошел после того, как на годовом собрании акционеров было принято решение о выплате дивидендов.
При этом я и мой партнер по Дальневосточной энергетической компании Виктор Мясник приняли решение, что свои дивиденды мы будем реинвестировать в развитие энергетического предприятия, поскольку именно сейчас очень своевременно выйти на пик инвестиционной активности. Тем самым миноритарные акционеры не только получат выплаты по итогам 2022 года, но и будут уверены в дальнейшем стабильном развитии ТГК-14.
— Какие объемы инвестиций запланированы на новые проекты? Через какие механизмы?
— В тех документах, которые мы сейчас готовим по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 и Читинской ТЭЦ-1, каждый из наших проектов, как в Республике Бурятия, так и в Забайкальском крае, оценивается в размере примерно 35 млрд руб. Традиционно конструкция в таких больших проектах предусматривает определенный объем государственной поддержки. А дальше — наше собственное участие как инвесторов и банковское финансирование.
Есть еще коммунальные сети, которые в большинстве городов Дальнего Востока сегодня сильно изношены. Поэтому следующий вопрос, который мы прорабатываем совместно с регионами, это обновление и модернизация городской коммунальной инфраструктуры. Правительством РФ созданы действующие механизмы для получения целевых средств из профильных фондов на очень выгодных условиях.
Хотелось бы также напомнить о таком механизме, как метод альтернативной котельной или переход в ценовую зону — термины, которыми пользуются профессионалы, пока мало о чем говорят потребителям, но эти понятия пришли из Министерства энергетики РФ и означают выравнивание тарифов в том или ином городе или регионе, с привязкой к фактическим затратам. Нужно отметить, что города и регионы сами вправе решать, переходить ли в ценовую зону, применять или нет этот метод альткотельной. Пока в Забайкалье и Бурятии не принято таких решений, хотя примеры наших соседей — Красноярска, Благовещенска, Новосибирска — убеждают, что такой переход принесет долгосрочные финансовые гарантии инвесторам и регионам. По сути, это механизм привлечения инвестиций в отрасль на десятки лет вперед. В конечном итоге потребитель выиграет, получив улучшение экологической обстановки, снижение в плановых периодах отключений горячей воды, снижение аварийности на тепловых сетях и повышение надежности работы всей системы теплоснабжения. Но для продвижения этой рекомендованной Минэнерго схемы еще предстоит большая разъяснительная работа.
В целом хочу еще раз подчеркнуть: ТГК-14 — социально ответственная компания, и своей миссией в регионах присутствия мы видим бесперебойное обеспечение потребителей теплом и электроэнергией. Для ее выполнения мы готовы вкладывать значительные средства, укреплять партнерство с органами власти и крупными финансовыми институтами, развивать инфраструктуру энергообъектов, ремонтировать теплосети и делать много других важных вещей, без которых не может быть энергетики. Основные наши планы, безусловно, связаны с долгосрочным социально-экономическим развитием Бурятии и Забайкалья, обеспечением энергобезопасности регионов.