Глава VK Марина Краснова — о настоящем и будущем соцсетей
«Онлайн снимает любые барьеры для людей»
О внедрении искусственного интеллекта, секретах популярности коротких вертикальных видеороликов и драйверах роста крупнейшей соцсети в России рассказала гендиректор «ВКонтакте» Марина Краснова.
— В 2022 году оборот российских IT-компаний вырос на 35% и достиг 2,38 трлн руб., приводит данные вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Как изменился IT-рынок страны за последний год? Каковы доминирующие тренды?
— Многие компании сменили приоритеты в сторону цифровой независимости и продвижения собственных разработок. Ключевым направлением, и мы это заметили еще в пандемию, стало образование. Онлайн снимает любые барьеры для людей. Вузы стали развивать онлайн-направление, и вырос спрос на IT-продукты для образования. У «ВКонтакте» есть собственные продукты в этом сегменте и сервисы для развития инфраструктуры. Например, «VK Звонками» пользуются многие образовательные учреждения.
Другой тренд последних лет, который будет и дальше активно развиваться, — искусственный интеллект и машинное обучение. Этот интерес возник давно, причем в соцсетях он проявился раньше всего. Контента в соцсетях много, его надо рекомендовать — так что первопроходцами машинного обучения стали как раз такие платформы, как «ВКонтакте». Мы подхватили этот тренд одними из первых, располагая большим количеством собственных ML-технологий, и активно вкладываемся в развитие этого направления. Благодаря возможностям машинного обучения стираются все барьеры в общении. У нас есть сервисы автоматических переводов постов и видеороликов, «умная» лента рекомендаций, дипфейк-технология для создания более вовлекающего контента, цифровые аватары vmoji, которые повторяют мимику человека.
Если говорить про социальные сети, то за последние годы они из простых платформ для общения превратились в многофункциональные площадки, где люди могут проводить по несколько часов в день. Перед нашей командой стоит задача развивать платформу, которая очень внимательно относится к потребностям и запросам пользователей и делает их жизнь удобнее и комфортнее.
— По данным Mediascope, за год аудитория заблокированных в России Instagram и Facebook упала, соответственно, впятеро и более чем втрое. Происходит ли перетекание аудитории в российские соцсети?
— Позиция «ВКонтакте» не изменилась, поскольку наша соцсеть давно является лидером в стране. Расти нам удается многие годы. В 2023 году 86% ежемесячной аудитории российского интернета пользуются «ВКонтакте», свыше 53 млн человек посещают ее ежедневно в России. Что еще более важно, растет и активность аудитории. Каждый год у нас увеличиваются показатели, связанные с потреблением и созданием контента, включая просмотры ленты и видео, комментарии и записи в сообществах.
На протяжении всей истории «ВКонтакте» к нам приходят новые пользователи, последние два года не исключение. В работе с новыми пользователями наша задача — показать, что с помощью «ВКонтакте» они могут знакомиться с интересным и полезным контентом, общаться, учиться, творить и создавать, привлекая аудиторию к своим проектам.
— В марте 2023 года ежедневная аудитория «ВКонтакте» в России выросла на 12% (год к году), до 53,6 млн человек, по данным компании. Что является драйвером роста?
— Это результат большой работы команды, цель которой — развивать наши сервисы так, чтобы люди могли быстро и эффективно решать свои задачи, экономя собственное время. Мы улучшили систему рекомендаций в ленте, клипах и видео, ускорили их формирование — преимущество того самого машинного обучения. Благодаря этому значительно выросло потребление в соцсети, люди быстрее получают интересный контент, который их вовлекает и мотивирует активнее пользоваться нашим приложением. Мы глобально обновили код, что позволило создать новую единую рекомендательную платформу для всех продуктов соцсети.
— Трендом в соцсетях последних лет стали короткие вертикальные видео. И, судя по статистике, популярным продуктом «ВКонтакте» стали «VK Клипы», набиравшие на пике, по данным компании, более 1 млрд суточных просмотров. Почему этот формат такой привлекательный?
— «VK Клипы» — самый быстрорастущий сервис коротких вертикальных роликов. Мы первыми в России сделали такой продукт. Спустя три года после запуска «VK Клипы» стали самым популярным российским сервисом коротких вертикальных видео: сейчас им ежедневно пользуются более 25 млн человек.
Мы постоянно внедряем новые технологии для улучшения продукта и повышения вовлеченности: например, функцию «дипфейк», продвинутый редактор с возможностью снимать ролики под оригинальные звуки других пользователей и делиться своими клипами в историях «ВКонтакте». Недавно мы первыми представили конструктор впечатлений. Пользователи могут выбирать ролики под настроение: посмеяться, посмотреть новый тренд, узнать что-нибудь полезное. Такой подход делает «VK Клипы» более персонализированным сервисом, который учитывает самые разные запросы и настроения аудитории, предлагая наиболее релевантный контент.
— «VK Звонки» — в чем особенности этого сервиса по сравнению с другими платформами видеосвязи?
— На платформе «VK Звонки» доступны все функции для видеоконференций, причем бесплатно. Мы первыми в мире сняли все ограничения на количество участников и время звонка — в групповых встречах может общаться любое количество пользователей и сколько угодно времени. В «VK Звонках» есть возможность присутствовать на онлайн-встрече, не включая камеру, с использованием цифрового аватара vmoji. Это один из наших шагов в направлении дополненной реальности и цифровой вселенной.
В конце прошлого года мы одними из первых в мире интегрировали в звонки сложнейшую технологию — сервис совместного просмотра контента, например кинофильма, концерта или соревнований, с одновременным общением. Многим пользователям интересно совместно смотреть видеоконтент и сразу обсуждать его онлайн. Инструмент востребован для решения и рабочих задач — с помощью совместного просмотра у нас проходят премьеры новых сериалов, закрытые презентации альбомов и клипов, встречи блогеров с фанатами, а в будущем станет возможно проводить и прямые трансляции спортивных событий. Надеемся, этот эффект онлайн-присутствия в одной комнате вызовет на рынке бум.
— Какие технологии в соцсети выглядят сейчас перспективными? Опишите, пожалуйста, примерный образ «ВКонтакте», скажем, через пять лет.
— Могу сказать точно, что через пять—десять лет люди продолжат общаться и развлекаться, а трендом останется экономия времени. Те платформы, которые смогут сэкономить время, станут лидерами в своем сегменте.
Важное направление для нас — Web3 и блокчейн-технологии. В конце 2022 года мы запустили новый сервис VK NFT. Есть мнение, что это интересно только гикам. Но мы делаем новые и сложные технологии доступными для всех и легкими в использовании. С помощью наших инструментов мы показали, что технологии Web3 — это интересно и перспективно. Мы сделали максимально удобный интерфейс с NFT, которым может пользоваться любой человек. В итоге интерес к NFT оказался настолько велик, что нашу первую NFT-коллекцию раскупили за полчаса. В этом году планируем запустить собственный маркетплейс токенов и интегрировать NFT-технологию в другие продукты соцсети.
— В соцсети сегодня есть десятки тысяч мини-приложений, которые создают в том числе сторонние разработчики. Зачем это «ВКонтакте»?
— Более 43 млн пользователей имеют доступ более чем к 76 тыс. мини-приложений на открытой платформе VK Mini Apps. Мини-приложения — полезные сервисы для пользователей и одновременно способ реализации для разработчиков. Для нас это в том числе способ не пропустить что-то важное. Мы видим, как взлетают те или иные приложения, и следим за трендами. C одной стороны, разработчики получают прибыль от рекламы, что подкрепляет их коммерчески, с другой — мы предоставляем ауди— тории практически весь спектр сервисов. В итоге пользователю не нужно уходить куда-то из «ВКонтакте» — у нас есть абсолютно все, от образования до каталога товаров.
— Какие возможности для бизнеса предоставляет «ВКонтакте»?
— Для бизнеса мы предлагаем все нужные инструменты для запуска и развития своего дела: от возможности создать свой сайт, подключить полноценный интернет-магазин и продвинуть его с помощью рекламных технологий «ВКонтакте» до использования чат-ботов с бизнес-уведомлениями, звонков и мессенджеров. У нас уникальная экосистема, которая закрывает все потребности предпринимателей в онлайн-продвижении бизнеса.
— Какие проекты в сфере образования и культуры реализует «ВКонтакте»?
— Образование и культура — одни из приоритетных направлений. Мы много лет плодотворно сотрудничаем с культурными и образовательными учреждениями. Каждый год «ВКонтакте» проводит «Ночь музеев», и к нам присоединяется все больше учреждений. В этом году в акции участвовало более ста музеев со всей страны.
Ежегодно мы проводим VK Fest, где представлены десятки образовательных, культурных и социальных активностей. В прошлом году фестиваль проходил в Санкт-Петербурге, Москве и Сочи, в этом мы расширили географию и проведем его еще во Владивостоке и Новосибирске. В 2022 году событие собрало рекордные 175 тыс. человек, а за онлайн-трансля— цией следило более 23 млн человек.
Из последних событий я бы выделила совместный проект с Третьяковской галереей. Мы запустили цифровой маршрут, позволяющий пользователю из любой точки мира попасть в Третьяковку, посмотреть коллекцию и открыть галерею для себя по-новому.
В образовании мы традиционно присутствуем во всех ключевых университетах, в том числе в стипендиальных программах, совместных учебных программах и программах стажировки по разным направлениям: от IT до дизайна и маркетинга. Свыше 1 тыс. человек, прошедших наши образовательные программы, работают в VK.