Чем и кому интересно участие в электронных торгах

«Аукционная борьба азартна, увеличивается интерес к объекту»

Обновлено 18 октября 2023, 12:01
пресс-служба
Фото: пресс-служба

О том, кто принимает участие в торгах на ЭТП и чем они интересны продавцам и покупателям, рассказал коммерческий директор ЭТП «МЭТС» Алексей Китов.

— В чем разница между банкротными и коммерческими торгами на электронных торговых площадках (ЭТП)?

— Банкротные торги проводятся в процессе процедуры банкротства как юридических, так и физических лиц, на них реализуется имущество должников в рамках конкурсного производства, и в этом случае должники никакого влияния на продажу не имеют. Коммерческие торги — совершенно добровольная история: реализуется имущество, которое собственники сами желают продать, причем продать максимально дорого, однако иногда цена для продавца уходит на второй план, а в приоритете — скорость продажи. Сами аукционы, с точки зрения технологии их проведения, при этом не имеют принципиальных отличий и определяются регламентами ЭТП. В части типов активов между банкротными и коммерческими торгами особой разницы тоже нет — это готовый бизнес, недвижимость, как жилая, так и коммерческая, транспортные средства. В общем, любое имущество.

— Каков примерно средний размер лота в розничном сегменте?

— Оценки средних размеров лота некорректны — здесь все определяется типом активов, а в случае с недвижимостью — еще и регионом. Скажем, квартиры в Москве и Санкт-Петербурге — это 15–20 млн руб., а в небольшом городе может быть и 5 млн руб. Легковые автомобили — 2–5 млн руб., здесь нет географической привязки.

— Кто в основном принимает участие в торгах?

— Когда речь идет о бизнесе, это в основном профессионалы. Даже если более-менее крупное предприятие просто хочет перевести денежные активы в объекты недвижимости или наоборот, оно обычно имеет в своей структуре специалистов, которые и участвуют в торгах на ЭТП. Частные лица тоже сегодня все чаще обращают внимание на коммерческие торги, здесь очень широкая аудитория, это массовое явление, связанное с пониманием особых условий покупки и продажи с торгов — наличием ситуаций, когда есть возможность как купить по цене ниже рынка, так и продать дорого — с учетом азарта среди участников при проведении торгов.

— Насколько людям, не имеющим специальных навыков, просто взаимодействовать с ЭТП? В чем отличие от маркетплейсов, где все это делается в один клик?

— Довольно просто. Отмечу, что по закону на коммерческих торгах не нужна квалифицированная электронная подпись. Некоторые площадки ее, правда, требуют и зачастую не самую простую, а с особыми условиями под конкретную ЭТП. Но МЭТС идет в сторону облегчения процедуры — если и не в один клик, то в минимальное количество кликов для участников.

Регистрация тоже достаточно простая — по номеру телефона, занимает несколько минут. Мы не требуем ничего сверхъестественного — то, что допускается по закону и позволяет минимизировать шаг клиента от желания купить к покупке, мы и делаем, у нас этот путь максимально короткий и легкий для покупателя. Грубо говоря, обычного смартфона достаточно, чтобы проводить все необходимые операции в рамках торгов.

— Можно ли сравнить торги на ЭТП с биржей?

— ЭТП с биржей сложно сравнивать, в том числе с точки зрения количества участников торгов. На бирже работает узкий круг специалистов, которые целенаправленно занимаются покупкой-продажей ценных бумаг и иных биржевых контрактов. На ЭТП же речь о разовых, точечных сделках, и это очень широкий круг участников: совершенно разные люди, включая обычных граждан, которые помимо маркетплейсов приходят к нам с целью купить необходимый товар по максимально низкой цене. Аналогично и с продавцами, которые ищут возможность продать подороже.

И никакого противоречия тут нет. Многие активы приходят на торги по очень привлекательным начальным ценам. Это связано с разными причинами. К примеру, на банкротных торгах многое зависит от оценки, которую производит конкурсный управляющий, — она может быть рыночной, но предусматривать существенные скидки (до 50% и выше), сравнивая с начальной ценой первого аукциона. Если у управляющего есть задача реализовать имущество как можно быстрее, начальная цена может быть снижена в разы. Аналогичная мотивация присутствует и на коммерческих торгах. В современных реалиях и частным лицам, и предприятиям хочется побыстрее реализовать актив, товар или даже предприятие, и единственный способ сделать это — демпинговать на рынке. Это привлекает покупателей. В отличие от маркетплейса, где покупатель обычно требует скидку от указанной цены, в торгах при появлении первого потенциального покупателя, второй и третий могут предложить свою цену только выше, формируя успешную продажу для собственника.

При этом есть торги, в которых присутствуют десятки заявок на один лот. Это, в свою очередь, уже выгодно продавцу, поскольку происходит достаточно серьезная борьба, в результате которой цена лота может выйти вверх за пределы рыночной, причем достаточно существенно.

— Что заставляет покупателя продолжать участие в торгах после того, как цена уже превысила рыночную?

— Здесь очень важен момент, который можно назвать психологическим, хотя и достаточно условно, поскольку он тоже имеет вполне практическое обоснование. Аукционная борьба азартна, в ее процессе увеличивается интерес к объекту торгов. Потенциальный покупатель ведь не за пять минут принимает решение, особенно если речь идет о крупном объекте — квартире, доме или машине, тем более о покупке бизнеса или коммерческой недвижимости. Он тратит определенное время, внимательно знакомится с объектом, и процессе этого с ним как бы сродняется, в некоторой степени считает его уже своим. И поэтому в процессе аукциона каждый борется «за свое» — до определенных собственных финансовых пределов, разумеется.

— Какие активы в рамках банкротных и коммерческих торгов наиболее ходовые?

— Если смотреть по количеству лотов, то связанные с жильем: квартиры, частные дома и земельные участки. На втором месте — автомобили. Объектов, связанных с бизнесом, на порядок меньше, но там и суммы сделок, очевидно, гораздо выше.

— Можете привести конкретные примеры?

— Да, конечно. Если говорить о крупном бизнесе, одним из показательных является кейс торгово-офисного центра «Вертикаль». В данном случае продавался торгово-офисный центр, общая площадь помещений — более 45 тыс. кв. м, это офисы и торговые залы с прилегающим паркингом на сотни машин. В ходе торгов поступило десять заявок, и в итоге цена выросла на 45%, вся процедура торгов заняла 90 минут. И это далеко не самый крупный прирост начальной цены в ходе аукциона в практике нашей площадки.

По квартирам, загородным домам и с земельными участками тоже сходная ситуация. Так, недавно квартира в Краснодарском крае собрала 22 заявки и прибавила 100% стоимости в ходе аукциона. В целом в этом сегменте в 2022 году на нашей ЭТП было проведено около 7 тыс. успешных аукционов.

И, наконец, автомобили. Их продается тоже много, это очень популярный розничный сегмент. В 2022 году было более 6 тыс. успешных аукционов по продаже подержанных легковых и грузовых автомобилей и специализированной техники. В основном это были легковые автомобили, реализованные в ходе банкротных торгов.

— Насколько большую роль в торгах на ЭТП играют банки?

— Конечно, значительную: львиная доля залогового имущества банков реализуется через торги, также как и свои непрофильные активы банковские структуры быстро и с превышением цены реализуют на аукционах. Банки активно сотрудничают с ЭТП, интегрируя в их сервисы свои инструменты, прежде всего кредитные продукты.

— А каковы характерные обороты ведущих ЭТП?

— Ежемесячно по всем позициям на МЭТС сейчас успешными становятся каждые третьи торги, это около 4 тыс. лотов в месяц, общий оборот торгов превышает 25 млрд руб. в год. Ежеквартальные отчеты по анализу банкротных торгов на портале «Федресурс» уже несколько лет стабильно показывают, что МЭТС лидирует в рейтинге российских ЭТП по совокупным показателям деятельности и задает уровень работы для своих ближайших конкурентов. Часто можно заметить, что внедряемые услуги и сервисы МЭТС всплывают на других площадках. Полагаем, что конкуренты пытаются нас копировать, а это означает, что мы идем верным путем.

Поделиться