Как цифровизация помогает реализовывать потенциал обучающегося
«Цифровые сервисы помогают максимально реализовывать потенциал человека»
Директор Центра индустрии образования Сбербанка Наталья Журавлева — о EdTech-решениях, которые мотивируют учиться на протяжении всей жизни.
Рынок образовательных услуг сегодня составляет 6% мирового ВВП. За десять лет объем глобального рынка образования вырос более чем в пять раз и в 2020 году достиг $5,4 трлн, следует из данных международной исследовательской компании HolonIQ. К 2027 году, по прогнозу аналитиков, этот показатель может достичь $7,3 трлн. Наиболее динамично, в том числе в России, развиваются технологии EdTech.
Так, уже в 2021 году расходы россиян на онлайн-образование превысили траты на очное обучение и составили 220 млрд руб. против 214 млрд руб., по подсчетам аналитиков образовательной платформы «Нетология».
Согласно исследованию компании, если в 2018 году с помощью онлайн-инструментов обучались 14,5% россиян, то в 2021 году — уже 41,3%. В ближайшие пять—десять лет число учащихся россиян в возрасте от 25 до 60 лет может удвоиться, прогнозируют в компании.
Произошел принципиальный сдвиг парадигмы: люди поняли, что даже диплома MBA уже недостаточно для успешной карьеры, а учиться новому нужно постоянно, имея возможность быстро применить востребованные навыки в работе. Так, 34% россиян планируют ежегодно осваивать актуальные навыки, чтобы не отставать от возрастающей скорости развития технологий, согласно результатам социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2021 году.
При этом концепция непрерывного образования (Lifelong learning) предусматривает как умение учиться на протяжении всей жизни, так и возможность получать удовольствие от процесса обучения.
Широкое же разнообразие образовательных курсов может дезориентировать и даже демотивировать. Поэтому с ростом числа EdTech-проектов увеличивается и потребность в грамотной навигации. Появляются технологические сервисы, которые помогают человеку построить персонализированную образовательную траекторию с учетом его задач и интересов. В центре внимания современных образовательных сервисов находится не продукт — курс или собственно платформа, а человек — его цели и предпочтения по темпу и формату обучения.
Проанализировав запросы людей и бизнеса, «Сбер» запустил в прошлом году образовательную платформу Edutoria, где можно пройти онлайн-курсы от ведущих поставщиков по более чем десяти направлениям.
Популярнее всего — курсы по ИТ-навыкам и профессиям (их выбирают 35% пользователей), на втором месте — дизайн (20%), на третьем — маркетинг (10%).
Платформа предлагает курсы для старта в новой профессии или карьерного роста в уже выбранной, а также каждый сможет найти на ней возможности для развития, учитывая свои интересы.
Edutoria решает широкий круг задач. Молодые специалисты, например, могут получить поддержку менторов от практиков бизнеса в режиме реального времени, освоить практические навыки для развития карьеры.
Курсы от экспертов рынка или готовые образовательные траектории помогут приобрести фундаментальные знания в ИТ, например изучить основы Data Science. Для тех, кто стремится усилить профессиональные или мягкие навыки, есть микрокурсы «СберУниверситета», которые можно изучать в перерыве или по дороге на работу, а также программы по личному развитию CBSD и Coachmedia. В мобильном приложении Edutoria на Android доступны все курсы платформы, а также edutainment-видео и подкасты.
Пользователям, для которых обучение стало стилем жизни, подойдут авторские курсы онлайн-университета творческих профессий «Муза» от Edutoria.
Они помогут погрузиться в культуру и искусство, освоить новую креативную профессию или творческое хобби, а также развить навыки креативного мышления.
Например, можно попробовать себя в роли цифрового художника под руководством практиков креативной индустрии и создателей мультимедийного контента, в том числе использующих технологии искусственного интеллекта (ИИ). Авторский курс «Генеративное искусство» поможет разобраться в феномене генеративного дизайна, узнать, как использовать компьютерные алгоритмы в творческом процессе, и освоить программы, необходимые для создания искусства на стыке социальных исследований и компьютерной графики. А на курсе «Нейросети VS художники» можно научиться работать с уникальным мультимедийным инструментом — нейросетью, которая может заменить все кисточки мира. Слушатели смогут обучать нейросети, освоить инструментарий для работы с 3D-графикой и создавать собственные цифровые произведения искусства.
В целом сохраняется высокий спрос на ИТ-профессии, подтверждают это и запросы на Edutoria: клиенты выбирают обучение цифровым навыкам. «Сбер» обучает ИТ-специалистов на разных площадках.
Например, школа программирования — «Школа 21» готовит профессионалов в том числе по таким направлениям, как искусственный интеллект, алгоритмы и графика, Unix, веб- и мобильная разработка, кибербезопасность, сетевые технологии, большие данные.
Поступить в школу может любой человек старше 18 лет. Причем для более чем 50% участников проекта это первый опыт программирования. Обучение проходит в офлайн-режиме, и оно полностью бесплатное. Но конкурс достаточно высокий. Участники последовательно проходят все более усложняющиеся уровни — всего их 21. Обязательная часть обучения — стажировка, в ходе которой участники получают предложения о постоянной работе.
«Школа 21» применяет методику «равный равному»: в ней нет наставников, лекций, расписания. Каждый участник самостоятельно выстраивает свою образовательную траекторию и осваивает материал так, как ему удобно.
Можно учиться днем или ночью — кампусы открыты круглосуточно и без выходных. Можно пройти программу за год, можно за три. При этом большинство осваивает новую профессию примерно за два года.
Если что-то непонятно — можно обратиться к товарищу по обучению. Обучение проходит на собственной цифровой платформе «Сбера» и не ограничивается программированием: важно прокачивать и мягкие навыки, которые составляют значительную часть успеха даже в ИТ.
В трех кампусах «Школы 21» в Москве, Казани и Новосибирске на сегодняшний день учится 4, 1 тыс. человек. Более 1,2 тыс. участников этого проекта уже работают в крупнейших ИТ-компаниях или стартапах страны.
Еще пять кампусов планируются к открытию в Сургуте, Великом Новгороде, Владивостоке, Самаре и Ярославле. Проектом интересуются и в других регионах. Наш опыт и формат обучения помогает сокращать дефицит высококвалифицированных ИТ-специалистов в регионах страны.
Чем известен Центр индустрии образования Сбербанка
Центр координирует деятельность индустрии образования Сбербанка, которая разрабатывает методы обучения и цифровые решения, повышающие доступность качественного современного образования на протяжении всей жизни. Проекты индустрии помогают каждому человеку приобрести актуальные навыки, раскрыть свои способности и получить востребованную профессию.