Гендиректор Mriya Resort & Spa — о перспективах внутреннего туризма
«Настало время сознательного развития внутреннего туризма»
Об особенностях развития отечественного туристического продукта рассказал генеральный директор курорта Mriya Resort & Spa Самвел Саруханян.
— Как вы оцениваете ситуацию на российском туристическом рынке?
— Выездной туризм сократился в разы: количество стран, куда может поехать российский турист, стало ограниченным. Наши туристы в сложившейся ситуации тоже не стремятся выезжать за рубеж и ищут альтернативные места для отдыха внутри страны. Наступила эпоха возрождения внутреннего туризма.
По-прежнему популярны основные туристические направления — Сочи и Краснодарский край. Набирает популярность Алтай и Дальний Восток. Крым в этом списке занимает особое место: безусловно, это популярное у туристов направление, однако сейчас территория республики является точкой баланса для всего мира, которая подвержена большому информационному давлению. Поэтому успех туристического сезона в Крыму во многом зависит не только от системы безопасности на полуострове, но и от защищенности региона в информационном поле.
— Что государство и участники туристического рынка могут сделать для развития отрасли в стране и в регионе в частности?
— Развитие внутреннего туризма должно стать одной из национальных идей. Последние несколько лет показали экономический эффект, который оказывает развитие туризма на все остальные отрасли: туристический мультипликатор или коэффициент, по разным оценкам, составляет от 8 до 12, то есть один рубль инвестиций в развитие инфраструктуры гостеприимства приносит экономике страны до 12 руб. Поэтому сегодня и федеральные, и региональные власти настроены на развитие отрасли.
Меры господдержки работают — и туристический кешбэк, и льготные кредиты на строительство туристической инфраструктуры, гранты и субсидии, а также меры, предпринимаемые в области транспортной доступности, — все это позволяет туристическому бизнесу чувствовать себя увереннее. Но поддержку нужно развивать и совершенствовать, в том числе исходя из складывающейся ситуации. В отрасли возникают новые вызовы и барьеры.
В частности, для полуострова информационная повестка сегодня — один из ключевых факторов, сдерживающих туристический поток. Причем мы обнаружили, что наибольшее влияние при принятии туристом решения ехать или не ехать в Крым сегодня оказывают чуть ли не сетевые астрологи, нумерологи, эзотерики. Как показало наше небольшое исследование, проведенное среди более тысячи респондентов, в вопросах безопасности сейчас люди склонны доверять нетрадиционным методам прогнозирования. Это усложняет коммуникацию с аудиторией, у подобных специалистов уже выкуплены крупные рекламные пакеты. Противопоставить информационной дестабилизации, помимо тех беспрецедентных мер безопасности, которые уже созданы в регионе, необходимо системную информационную политику. Мы сейчас с властями обсуждаем, в частности, проект маркетинговой программы региона на ближайшие два года, а также перечень крупных мероприятий, которые будут привлекать туристов в Крым.
— Как меняется турпоток в регионе?
— Среднегодовая динамика общей загрузки курортов региона на фоне геополитического кризиса снизилась, но не столь значительно, насколько могла бы, если бы бизнес и власть не предпринимали усилия по привлечению гостей на полуостров.
Логистические проблемы, в частности, снизили туристический поток примерно на 20%. Кроме того, сократилось время раннего бронирования: раньше пиковый сезон — июль, август — бронировался до начала марта, в 2022 году брони заполонялись только к июню. То есть период от момента бронирования до заезда сократился в среднем до 1,5 месяца.
Это осложняет процесс планирования — сложно оценивать уровень загрузки. Но мы адаптируемся, стараемся улучшить логистические условия, развиваем продукты и услуги для разной аудитории, создаем развлекательный контент. В прошлом году, например, наши фестивали Moon Vibes и Sunset Vibes собрали в общей сложности около 5 тыс. гостей.
Несмотря на все внешние барьеры, гости не изменяют курортам республики и, как правило, остаются довольны отдыхом в Крыму. В нашем комплексе уровень удовлетворенности в 2022 году вырос с 94 до 97% год к году.
— Изменились ли предпочтения туристов?
— Гораздо больше гостей стало ценить контентную составляющую отдыха: одни приезжают за медицинскими услугами, другие — за гастрономическими впечатлениями, третьи — за событийным туризмом, многие — за всем сразу. 67% гостей Mriya Resort & SPA пользуются медицинскими услугами курорта, приблизительно для 25% важна эногастрономическая составляющая — открытия в области культуры питания, сыроварения, пития. И это не противоположные, а взаимодополняющие и пересекающиеся аудитории.
Всего ежегодно на курорте проживает порядка 50 тыс. человек, примерно 25% приезжают за тем или иным видом событийного туризма — будь то деловая поездка или развлекательное событие. Еще 200 тыс. человек пользуются услугами нашего комплекса без проживания.
Пока тенденция такова, что многие туристы в нынешней ситуации предпочитают проводить даже длительный отдых недалеко от места жительства. Хороший пример — Московская и Ленинградская области, туристический потенциал которых в значительной степени был развит за счет жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому мы считаем стратегически правильным развивать проекты, нацеленные не только на гостей, но и на жителей полуострова и ближайших территорий. Это такие проекты, как японский сад «Шесть чувств», детский парк аттракционов «Дримвуд» и центр винного туризма Winepark.
— Что способствует расширению транспортной доступности полуострова?
— В этом году компания «Гранд сервис экспресс», которая обеспечивает железнодорожные услуги для гостей полуострова, планирует увеличить трафик примерно в 1,5 раза по отношению к прошлому году. В прошлом году пропускная способность железнодорожной сети увеличилась примерно на 50%.
В ближайшее время должна быть запущена «Ласточка» из Анапы в Керчь. Важно не только увеличение количества вагонов, но и появление составов с местами повышенного класса: трижды в день, по данным Минтранса РФ, будут курсировать пятивагонные составы в комплектации «Премиум».
Отремонтированы участки дороги в направлении Крыма в Краснодарском и Ставропольском краях. Увеличено количество постов и их пропускная способность, при этом предприняты колоссальные меры в области обеспечения безопасности. Уверен, что дорожное движение в направлении республики станет еще более комфортным.
— Изменились ли условия бронирования с уходом иностранных систем?
— На иностранные сервисы бронирования, по нашим оценкам, у российских отелей приходилось порядка 20–25% резервирований. С уходом крупнейших систем этот трафик перешел на альтернативные отечественные сервисы бронирования, в том числе «Яндекс Путешествия», «Твил», «Островок», «Туту» и другие. Причем многие агрегаторы стали гораздо более клиентоориентированными в отношениях с отелями: агентские вознаграждения снизились до 8–10%.
Кроме того, выросли прямые бронирования с сайтов отелей. Порядка 30% премиальных объектов размещения в 2022 году обновили свои сайты. Отельеры развивают персонализированные предложения и программы лояльности. Мы в ближайшее время также представим обновленную программу лояльности.
— Каков потенциал делового туризма?
— Аудитория этого сегмента расширяется за счет бизнеса в сфере образования и информации. Кроме того, появилось большое количество различных деловых клубных сообществ, которые приезжают за точечными мероприятиями на 30–200 человек. Сейчас крупные мероприятия, как, например, Ялтинский международный экономический форум на 3–5 тыс. человек, заменяются более камерными. При этом на территории комплекса одновременно может проходить до шести таких мероприятий в разных локациях с общим количеством аудитории до 5 тыс. человек, параллельно продолжаются анимационные программы и культурные мероприятия.
Деловой туризм — интересное для нас направление и серьезная поддержка отрасли в межсезонье. Именно после посещения курорта во время деловых поездок многие представители нашей целевой аудитории бронируют у нас отдых на летний период. Мы рассчитываем на повышение трафика делового туризма за счет в том числе региональных и государственных проектов повышения деловой активности.
— Каких стандартов вы придерживаетесь сегодня?
— Стандарты курорта Mriya Resort & SPA — это микс лучших международных практик и собственных ноу-хау, позволяющий добиваться в уровне сервиса, что называется, вау-эффекта. Например, мы сопровождаем гостей еще на пути на курорт.
Кроме того, в Mriya создан такой образ жизни, который постояльцы захотят перенять: сбалансированное питание, спорт, качественный уход за собой. Так, 75% мясных деликатесов, абсолютно натуральных и не содержащих никаких добавок, мы изготавливаем на собственном производстве. Запущено также производство сыров, грибов, микрозелени.
Наши гости ценят такой подход: 32% гостей возвращаются в Mriya на протяжении трех лет подряд, за весь цикл действия курорта этот показатель достигает 50%.