Глава «Цементум» — о зеленых технологиях и уходе иностранцев из отрасли
Как сохранить бизнес и эффективность на рынке цемента в новых условиях, рассказал генеральный директор компании «Цементум» (ранее – Holcim Russia) Максим Гончаров.
— По оценкам «Союзцемента» и СМПРО, потребление цемента по итогам года может снизиться на 10–20% ввиду падения спроса на жилую и коммерческую недвижимость и заморозки старта ряда новых проектов. Насколько это серьезный вызов для производителей стройматериалов?
— Ситуация не столь однозначная, как говорит официальная статистика, которая, как правило, дает усредненную оценку. Рынок стройматериалов, в том числе цемента, действительно напрямую зависит от строительного рынка. Однако отрасль очень сильно дифференцирована в зависимости от географии, локального соотношения гражданского, промышленного и инфраструктурного строительства и производителей стройматериалов.
Например, на Дальнем Востоке в марте этого года производство цемента выросло на 18% относительно марта 2022 года. В апреле в Центральном федеральном округе (ЦФО), на который приходится 30% потребления цемента, отгрузки цемента железнодорожным транспортом увеличились на 28% по отношению к апрелю прошлого года. И этот показатель продолжает расти: только за первую неделю мая отгрузки железнодорожным транспортом в ЦФО выросли на 43% относительно того же периода годом ранее.
Цементные заводы нашей компании, ориентированные в основном на ЦФО, Приволжский, а также отчасти Северо-Западный федеральные округа, продолжают работать с практически полной — более 90% — загрузкой мощностей и реализуют весь произведенный объем цемента.
– С какими проблемами столкнулось производство цемента в связи с санкциями?
— Поменялось все — логистика, сроки поставки, базы поставщиков. Серьезная проблема — поддержание надлежащего технического состояния оборудования. Ведь большинство современных цементных заводов в России в свое время приобретались под ключ в Германии, Дании, Франции. Китайские заводы стали появляться относительно недавно, и их пока не так много. Так вот, поставки запчастей из Европы сегодня стремятся к нулю. За оставшиеся возможности идет серьезная борьба. Причем сложности с логистикой начались еще на фоне пандемии. В целом запчасти для цементных производств с начала пандемии по настоящее время подорожали на 40–70%.
Поэтому мы, например, уже три года назад начали искать другие источники поставки запчастей, стали использовать принцип обратного инжиниринга — когда те или иные детали полностью копируются на чертежи, а заказы размещаются у других производителей. Если раньше мы около 70% запчастей везли из стран Евросоюза, то теперь такая же доля приходится на Китай, Индию, Турцию и другие азиатские страны.
Отдельные незаменимые элементы приходится доставать из Европы. Так, в России совсем нет машиностроительного производства для заводов сухого способа производства цемента — печей, редукторов. Все это закупается за рубежом. Устранение этого пробела является одним из приоритетов для индустрии. Эти потребности мы отразили в совместном программном документе «Союзцемента», представленном недавно в Минпромторг.
Еще одним сложным моментом стал переход на российское программное обеспечение. Как филиал крупной международной компании в прошлом, мы пользовались «общим зонтиком», включая основную систему интеграции корпоративных процессов ERP-SAP, логистические, производственные, кадровые приложения, программы для отчетности и аудита. Сейчас необходимо за короткий срок полностью перейти на локальные аналоги.
— Практически все мощности четырех крупнейших игроков с иностранным участием, работавших в России, включая вашу компанию, в том или ином формате остались в стране. Как дался этот переход?
— На фоне геополитических перемен наши акционеры (швейцарская Holcim Group) сначала планировали полностью уйти с российского рынка, продав здесь дочерние предприятия. Однако потом было принято решение передать активы и управление компании российскому менеджменту.
Идет процесс формализации этой процедуры с Минпромторгом РФ и с бывшими акционерами. Разрешение Федеральной антимонопольной службы уже получено. Теперь мы полностью российская компания и работаем под новым брендом — «Цементум». Все остальное — команда, заводы, клиенты и поставщики — осталось неизменным. Компания продолжает в полном объеме выполнять свои обязательства и участвует в реализации ключевых нацпроектов.
При этом в процессе передачи активов мы столкнулись с рейдерской атакой. Так, летом прошлого года стало известно о незаконных попытках перерегистрации нашей компании. Благодаря оперативному обращению в Минпромторг, Федеральную налоговую службу, администрации регионов присутствия компании и правоохранительные органы нам удалось получить своевременную поддержку. Действуя исключительно в правовом поле, нам удалось заблокировать все действия недружественной стороны.
— Что вы предприняли?
— В кратчайшие сроки мы инициировали встречный иск в Арбитражном суде Московской области о признании незаключенным договора цессии, посредством которого предпринималась рейдерская атака. В конце февраля этого года, рассмотрев все доводы и доказательства, представленные «Холсим Россия», суд постановил признать этот договор ничтожным. В установленный законом срок решение суда вступило в силу и не было оспорено другой стороной. Так что сейчас все встало на свои места.
Параллельно существенных положительных подвижек удалось добиться по еще шести судебным производствам, которые были инициированы ранее неизвестными нам юрлицами, обвинившими компанию в неисполнении договоров поставки и требующими возмещения средств на общую сумму около 2,5 млрд руб. По всем делам суды оставили исковые заявления без рассмотрения — никто из истцов ни разу не явился ни на одно заседание. Мы также подали встречные иски ко всем задействованным в этих историях компаниям, чтобы доказать отсутствие любых отношений с ними. На сегодня все шесть наших исков уже удовлетворены Арбитражным судом города Москвы, так что этот вопрос тоже можно считать закрытым.
— Какие первоочередные задачи сейчас стоят перед вашей компанией?
— На стратегическом уровне основная задача — продолжение диверсификации бизнеса. Около трех лет назад компания начала реализацию кластерной стратегии, которая заключается в расширении линейки продуктов с более высокой добавленной стоимостью на основе цемента собственного производства — сухих строительных смесей, железобетонных изделий (ЖБИ), специализированных бетонов (СПФБ). В результате сегодня мы уже имеем достаточно прочные позиции во всех этих сегментах рынка. Кроме того, мы продолжим развивать традиционный для нас бизнес в сфере нерудных материалов.
В связи с этим у нас запланирована обширная инвестиционная программа до 2028 года. В частности, в этом году планируется перезапуск Воскресенского цементного завода, инвестиции в проект которого составили свыше 1,5 млрд руб., в июле на базе этого предприятия состоится в том числе запуск производства сухих смесей (540 млн руб. вложений). Летом также намечен запуск завода по производству щебня в карьере Шокшинский кварцит (711 млн руб.). Осенью планируем открыть завод ЖБИ в Щурово (353 млн руб.). Кстати, как раз в Щурово мы в ближайшее время будет запускаем линию по использованию альтернативного топлива.
— Альтернативное топливо тоже входит в сферу интересов компании?
— Да, это очень перспективное направление, которое является сопутствующим по отношению к нашему основному производству. У нас есть технология, которая позволяет применять альтернативное топливо — так называемые хвосты — ту часть твердых коммунальных отходов, которая после сортировки и сепарации не подлежит вторичной переработке. На сегодняшний день мы замещаем альтернативным топливом около 17% природного газа. Эта технология признана наилучшей доступной как в России, так и на международном уровне. Что раньше шло на полигоны, загрязняя окружающую среду, мы используем как топливо для печей, где оно, во-первых, вырабатывает тепло, а во-вторых, в процессе химической реакции становится частью клинкера — полупродукта для производства цемента. Эта полностью безотходная технология применяется на заводах в Ферзиково и в Щурово. С 2015 года только в Ферзиково утилизировано более 300 тыс. тонн альтернативного топлива, что сопоставимо по объему с небольшим мусорным полигоном.
— Можно сказать, речь идет об экономике замкнутого цикла?
— Совершенно верно. Цементная индустрия может стать одним из основных переработчиков и потребителей остатков сортировки ТКО, промышленных и строительных отходов. Так, доменные шлаки от предприятий металлургии, золы от ТЭЦ в достаточно большом количестве служат сырьем, добавками для производства цемента.
Наша инвестиционная программа предусматривает увеличение помольных мощностей на всех предприятиях, что даст возможность использовать золы и шлаки в качестве минеральных добавок, увеличивая долю выпуска добавочных цементов. Это позволит значительно нарастить объем производства цемента в короткие сроки без существенных вложений. Такие инициативы активно поддерживаются правительством России в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла».