В «Тинькофф» оценили число готовых к выходу на IPO российских компаний
Рынок IPO в России в текущем году постепенно оживает, к такому выводу пришли участники дискуссии «Размещения-2023: как оценить перспективы компании при IPO и в какие облигации вложиться», которая состоялась в Медиадоме «Тинькофф» в преддверии ПМЭФ-2023. Если в 2022 году на рынке в плане размещений наблюдали некое затишье, то уже в этом году специалисты отмечают восстановление активности со стороны эмитентов.
При этом, по словам руководителя управления по организации сделок на рынке капитала «Тинькофф Инвестиции» Антона Малькова, 80% торгов акциями сейчас осуществляется физическими лицами, и доля их в размещениях скромнее. Топ-менеджер отметил, что розничным инвесторам, в отличие от институциональных, требуется больше времени на разгон. Однако эта парадигма в последнее время меняется.
В качестве примера Мальков привел размещение облигаций каршерингового сервиса «Делимобиль», которые собрали 1,9 млрд руб. инвестиций при ожидаемом сборе 750 млн руб.
«И такая сделка не единственная — в этом году в сделку «Эталона» мы собрали 1,3 млрд руб. из 1,9 млрд руб. по рознице в целом, — подчеркнул представитель «Тинькофф Инвестиции». — Для сравнения: сделка, которая была в сентябре 2021 года — мы туда собрали всего лишь 170 млн руб. при общем размере сделки 1 млрд руб.».
По мнению Малькова, розничные инвесторы становятся значимой силой не только на рынке акций, но и на рынке облигаций.
Топ-менеджер выделил сделку Positive Technologies — компании, которая занимается активным импортозамещением. Объем этой операции составил 990 млн руб., из них 842 млн руб. пришлось на долю розничных инвесторов.
«У нас в работе порядка 20 компаний, из которых примерно половина занимается импортозамещением в разных секторах, но в первую очередь в области технологической, — уточнил Мальков. — В целом они сейчас формируют интересный пайплайн сделок, на которые имеет смысл смотреть, на которых можно будет зарабатывать».
Он также отметил крен в сторону консьюмерского сектора, прежде всего это касается сферы IT-технологий. При этом брокер практически не обращает внимания на рынок высокодоходных облигаций.
«Мы видим, что там можно заработать, но также видим, что там можно и потерять на инвестициях, — отметил Мальков. — Поэтому наш целевой сегмент — это компании с рейтингом от A- до A+, соответственно, по текущим это где-то получается уровень доходности 12,5–13,5% годовых по купону в моменте».
Руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиции» Кирилл Комаров отметил, что облигации с доходность выше 14% годовых в текущих условиях несут заметный кредитный риск.
В свою очередь, глава управления по работе с состоятельными клиентами в «Тинькофф» Илья Опренко сообщил, что в силу нескольких факторов инвесторы будут фокусироваться на equity-историях. И главное отличие IPO состоит в том, что «состоятельные клиенты могут сразу же зайти на больший чек, то есть сформировать какую-то существенную позицию в акциях».
По словам директора «Тинькофф Инвестиций» Дмитрия Панченко, потребность куда-то разместить средства только усилилась. Он отметил увеличение многих показателей по сравнению с периодом до 24 февраля 2022 года.
«У нас не было 3 млн активных клиентов, у нас не было портфеля активов 800 млрд руб., — уточнил Панченко. — Люди понимают, что надежность денег ниже, чем надежность какого-то актива. В этом плане акции действительно надежные. При этом порядка 30 компаний находятся в высокой степени готовности к выходу на IPO и сопоставимое количество в equity, причем это довольно известные компании».
«Тинькофф» отметил позитивный приток частных инвесторов, благодаря чему физлица начали принимать активное участие в управлении рынком. По его мнению, необходимо спасать деньги от инфляции и заставлять их работать, в том числе на российском рынке.
«Еще один драйвер, о котором забыли сказать, — это налогообложение, доходы на депозиты и накопительные счета, — подчеркнул Дмитрий Панченко. — Драйвер роста 2023 года. Люди из депозитов пошли в облигации, и это вполне логично».