«Сбер» перезапустил оплату айфоном по аналогии с Apple Pay
Как и где будет работать новая технология
Сбербанк запустил платежи с помощью iPhone через технологию Bluetooth Low Energy (BLE). Новый продукт получил название «Вжух», сообщил РБК представитель Сбербанка.
Российские владельцы iPhone потеряли возможность платить бесконтактно в 2022 году. Тогда Apple прекратила работу своего сервиса Apple Pay в стране. Google Pay и Samsung Pay также прекратили поддержку, но обладатели телефонов с системой Android могут платить через приложения Mir Pay, SberPay и «СБПэй», поскольку у этой операционной системы, в отличие от iOS, открыт доступ к NFC-модулю.
Суть технологии
Платежи по Bluetooth на iPhone работают только на новой версии «Сбербанка Онлайн», которая стала доступна клиентам 25 августа. Для оплаты нужно установить ее и дать приложению разрешение использовать Bluetooth.
«Когда на экране терминала появится сумма к оплате, клиенту потребуется запустить приложение «Сбербанк Онлайн», поднести смартфон к терминалу и подтвердить оплату. Оплата работает с любого экрана приложения и даже с экрана входа. Можно не подносить смартфон близко — «Вжух» работает на расстоянии», — объяснил представитель «Сбера». Платежи могут проходить без интернета — для этого достаточно стартовой страницы приложения. Сумма покупки будет списываться со счета вне зависимости от платежной системы карты.
Платежи по iPhone будут приниматься не во всех POS-терминалах «Сбера», а только на новых биометрических устройствах без кнопок. Впрочем, их у «Сбера» сейчас большинство — 1,2 млн устройств из всего около 2 млн POS-терминалов. «В течение года «Сбером» были проведены масштабная доработка и обновление парка терминалов для возможности проведения оплаты по технологии «Вжух», — пояснил представитель банка.
Кто еще внедряет технологию
Впервые Сбербанк заявил о планах запустить платежи с помощью BLE осенью 2024 года. Аналогичную технологию также тестирует Национальная система платежных карт (НСПК) вместе с несколькими банками — этот сервис, который получил название «Волна», позволит расплачиваться с помощью Bluetooth, но с привязкой к картам «Мир» или к счету через Систему быстрых платежей. По данным на июнь 2025 года, в пилотном проекте участвовали ВТБ, ПСБ, Московский кредитный банк, банки «Синара» и «Центр-Инвест». К нему также планировали присоединиться Совкомбанк, «Русский стандарт» как банк-эквайер (принимает платежи) и банк «Дом.РФ» как эмитент (банк покупателя).
Как пояснили в «Сбере», его технологическое решение уже тестируют Т-банк и Альфа-банк.
В Альфа-банке сообщили, что планируют запустить оплату с помощью BLE для владельцев iOS в новом релизе мобильного приложения, но конкретные сроки не назвали. В дальнейшем банк планирует развернуть технологию и на своих платежных терминалах, то есть не просто обеспечивать проведение платежей по Bluetooth как банк покупателя, но и принимать их, уточнил представитель кредитной организации. В Т-банке не ответили на запрос РБК на момент публикации.
Будут ли Bluetooth-платежи востребованы
С учетом большой клиентской базы банка и наличия существенного количества терминалов в эквайринговой сети «Сбера», оплата по Bluetooth может быть востребована прежде всего у продвинутых пользователей, считает Елена Голяева, бизнес-архитектор департамента «Банки и финансы» компании «Рексофт». По ее мнению, доля таких транзакций будет расти и платежи по Bluetooth могут стать одной из привычных опций для массового клиента.
Для пользователей iPhone это действительно удобный вариант: технология работает независимо от платежной системы, а терминалы распознают устройство автоматически, отмечает технический директор MD Audit (ГК Softline) Юрий Тюрин.
За три года многие пользователи iPhone изменили свои платежные привычки — начали использовать альтернативы (от QR-кодов до платежных стикеров), а некоторые даже обзавелись телефоном на ОС Android, замечает глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров. «Тем не менее ностальгия сохранилась, и это дает основания ожидать успешного внедрения новой технологии», — говорит он.
BLE-технология сокращает число шагов по сравнению с оплатой по QR-коду, а также избавляет от проблем с чтением QR, отмечает Андрей Кожевников, сооснователь компании-разработчика платежных решений «Сомерс» (группа Softline): «Главным преимуществом BLE как технологии является поддержка офлайн-платежей, когда оплата происходит даже в условиях перебоев мобильной связи».
Какие минусы и риски есть у Bluetooth-платежей
Один из недостатков технологии — необходимость открывать приложение банка в момент оплаты, в этом Bluetooth-платежи уступают Apple Pay, считают опрошенные РБК эксперты.
По словам директора по продуктам «АТОЛ Pay» Андрея Лебедева, частично это можно решить настройкой быстрых команд или использованием Action Button — это специальная кнопка, которая позволяет запускать привязанные к ней функции, выбранные клиентом. Но такие настройки доступны только на моделях iPhone 15 Pro и выше.
Сложности с оплатой по BLE могут также возникнуть, если к Apple Pay привязаны действующие (сейчас только иностранные) карты. Если близко поднести телефон к терминалу, то вместо платежей по BLE будет открываться Apple Pay и платеж не пройдет, выяснил корреспондент РБК. Чтобы избежать конфликта технологий, необходимо держать телефон на небольшом расстоянии от терминала, посоветовал представитель «Сбера». При поднесении устройства к терминалу на расстояние не ближе 10 см платеж по Bluetoth действительно прошел без помех, убедился корреспондент.
При внедрении технологии другими банками могут возникнуть две проблемы, отмечает директор по продуктам компании INPAS Илья Карпейкин. Это доставка обновленных приложений подсанкционных банков держателям iPhone (официальных приложений сейчас нет, а все «партизанские» приложения Apple научился оперативно выявлять и блокировать), а также необходимость обновлять парк терминалов для поддержки BLE-технологии нужной версии. По словам эксперта, если «Сбер» уже обновил парк терминалов примерно на 60%, то остальным, кто захочет подключить технологию, только предстоит пройти этот путь.
«Технология станет по-настоящему успешной только тогда, когда она будет поддержана на большинстве устройств. Сегодня далеко не все банки активно модернизируют свое оборудование, хотя на рынке уже есть доступные решения, в том числе импортозамещенные терминалы с поддержкой BLE-оплаты», — отметил Кожевников.
С точки зрения безопасности технология сравнима с Pay-сервисами, считает Карпейкин. Он поясняет, что при ее использовании никаких реальных платежных реквизитов и/или карточных данных не передается, вместо этого используются токены с ограниченным сроком действия и вариантами применения — все это вместе с другими криптографическими алгоритмами обеспечивает необходимый уровень безопасности.
В мире уже есть опыт использования BLE для платежей (например, швейцарская система EP2), поэтому технология проверена временем и достаточно надежна, уверен Кожевников.
Но риски у такого способа оплаты все же есть, отмечает Тюрин. Он считает возможными кибератаки через перехват или подмену соединения в общественных местах, а также ситуации, когда пользователь устанавливает ненастоящее, «зараженное» приложение от банка.
«При правильной реализации со стороны банка вероятность успешной атаки минимальна, но пользователям важно обновлять приложения и ОС, чтобы не стать жертвой известных уязвимостей», — предупреждает эксперт.
Обострится ли конкуренция на рынке платежей
Так как параллельно развиваются два похожих сервиса («Вжух» от Сбербанка и «Волна» от НСПК), это может тормозить применение Bluetooth-технологии, поскольку издержки внедрения для банков и ретейла повышаются, считает Голяева. Она также указывает на риск, что ЦБ в будущем обяжет банки использовать только одну технологию от НСПК, как это случилось с QR-платежами.
«Теоретически хоть на текущий момент таких явных предпосылок нет, но ЦБ может в перспективе закрепить единый BLE-подход на базе НСПК для интероперабельности, защиты потребителей и снижения издержек. Пока решения развиваются параллельно, но при их существенном расхождении у регулятора могут появиться основания для выбора более унифицированного стандарта», — рассуждает эксперт.
О каком вмешательстве регулятора идет речь
BLE-платежи — не первая платежная технология, которую «Сбер» и НСПК развивают параллельно. До этого они внедрили QR-платежи и оплату по биометрии лица. ЦБ обязал банки использовать только QR-код от НСПК — в соответствии с принятым законом они должны будут это сделать с 1 сентября 2026 года. QR-код станет основным способом проведения платежей с помощью цифрового рубля, который также будет запущен в следующем году.
В случае с биометрическими платежами у банков пока нет законодательной обязанности использовать только одно решение, но «Сбер» и НСПК сами планировали объединить свои сервисы, чтобы у клиентов любого банка была возможность расплачиваться по биометрии. По данным на август 2025 года, информации о точных сроках объединения пока нет, но представители «Сбера» отмечали, что это может произойти до конца года.
«Для регулятора это способ упростить экосистему и повысить ее управляемость. Будет ли введено жесткое требование, покажет время. Сначала ЦБ, скорее всего, позволит протестировать конкурирующие решения, а затем выберет оптимальную модель. Поэтому у банков остается окно возможностей для экспериментов и выработки собственных сценариев», — полагает Тюрин.
Прохоров считает, что вмешательство Банка России маловероятно — вопрос внедрения единого QR-кода был связан с внедрением цифрового рубля, а в случае с Bluetooth-платежами такой связи нет. Поэтому конкуренция с решением НСПК будет проходить в ценовом сегменте, ведь обе технологии практически идентичны.
Риск унификации технологии минимальный, соглашается Кожевников. «Почему для QR-кода логично использовать единый стандарт? Потому что невозможно показывать на экране терминала сразу пять разных QR-кодов — непонятно, какой из них считать, какая камера его подхватит, да и физически не хватит места для отображения нескольких кодов одновременно. С BLE ситуация иная: выбор, какой атрибут (приложение, тип оплаты) будет использован, происходит «под капотом» технологии — пользователю ничего не нужно выбирать или подтверждать отдельно. Это значит, что у вендора всегда останется возможность одновременно и выполнить требование регулятора, поддержав, например, «Волну», и запускать свои сервисы под другими атрибутами», — резюмировал эксперт.
Читайте РБК в Telegram.