Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК⁠,
0
Эксклюзив

Yota и «СберМобайл» резко снизили число отказов в переносе номеров

За последние полгода Yota и «СберМобайл» снизили процент отказов абонентам в переходе к другим операторам с сохранением номера. Но в целом по рынку компании удовлетворяют менее 50% заявок клиентов
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

За последние шесть-семь месяцев у операторов «СберМобайл» и «Скартел» (бренд Yota) резко снизилось число отказов в процедуре MNP (mobile number portability — переход к другому оператору с сохранением своего номера мобильного телефона). Это следует из опубликованной в отраслевом журнале «Электросвязь» статистики «НИЦ Телеком», который является оператором базы данных перенесенных номеров (отвечает за технический процесс передачи номера и поддерживает корректную маршрутизацию звонков и сообщений после этого).

С июля по сентябрь прошлого года «СберМобайл» отказывал абонентам, желающим перейти к другому оператору, в 75–82% случаев, а в апреле нынешнего года показатель составлял 23%. У «Скартела» с июля прошлого года по апрель текущего показатель снизился с более 80 до 45%.

Возможность переходить к другому оператору со своим номером мобильного в России появилась с конца 2013 года. Сейчас можно переносить номер между операторами, работающими в одном регионе. Клиент не сможет перенести номер к другому оператору, если не погасит долг перед компанией-донором (той, от кого уходит).

В 2023-м резко выросло число желающих перенести номер к другому оператору
Технологии и медиа
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

В среднем за последний год у всех мобильных операторов процент отказов снизился с 65 до 54%. Наиболее высоким показатель остается у компании «Екатеринбург-2000», которая оказывает услуги под брендом «Мотив» в Свердловской и Курганской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах: последние полтора года он держится на уровне 94,5–97%. Наиболее низкий — у «Т-Мобайла» (оператор Т-банка) — 11–14%.

У операторов «большой четверки» за последний год процент отказов в целом почти не менялся: у МТС он колебался с 61 до 71%, у «МегаФона» — с 45 до 63%, у «Т2 РТК Холдинга» (бренд Т2) — с 51 до 60%, у «ВымпелКома» («Билайн») — с 54 до 64%.

Всего в 2024 году было перенесено более 2,97 млн номеров, а в первом квартале этого — 1,21 млн. «НИЦ Телеком» не раскрывает данные, от каких операторов и к каким уходили абоненты с сохранением номера.

Как пояснил замгендиректора, руководитель аппарата «НИЦ Телеком» Владимир Рисман, в целом спрос на услугу растет — например, в феврале поступило на 15% больше заявок по сравнению с тем же месяцем 2024-го. Снижение доли отказов в переносе на сетях «Скартела» и «СберМобайла», по его мнению, может быть связано с оптимизацией процессов на стороне каждого из операторов и постоянной актуализацией абонентской базы.

Рисман напомнил, что с 1 сентября должна заработать процедура независимого арбитража. В конце прошлого года правительство приняло новую редакцию Правил оказания услуг телефонной связи, в которой прописано, что «НИЦ Телеком» будет сверять сведения об абонентах, то есть выступать независимым арбитром в процессе MNP. Как пояснил Рисман, 1 июля начались тестовые испытания нового программного обеспечения для проведения такого арбитража. В них участвуют «ВымпелКом», «МегаФон» и «Т2 РТК Холдинг». По прогнозу топ-менеджера «НИЦ Телеком», после введения независимого арбитража для абонентов смена оператора без потери номера станет более удобной, а для рынка борьба за клиентов будет идти по правилам, так как в игре появится независимый арбитр. «Процесс переноса станет прозрачным, и неправомерные отказы со стороны операторов-доноров в связи с несовпадением сведений об абонентах будут исключены», — рассчитывает он.

Почему операторы отказывают в MNP

Глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что, несмотря на наличие MNP, операторы стараются не отпускать от себя абонентов: предлагают дополнительные возможности, специальные тарифные планы или ставят определенные препоны — часто, если договор с абонентом был подписан несколько лет назад, последнему бывает сложно подтвердить требуемые сведения. «Скартел» и «СберМобайл», по словам Кускова, — это два ведущих виртуальных оператора мобильной связи (MVNO, работают на сетях существующих операторов), «очень легкие на подъем». Плюс у этих компаний гораздо меньше пользователей, чем у «большой четверки», поэтому они могут воспринимать MNP менее болезненно.

Мобильный оператор «Сбера» начал переговоры о создании «суперсети»
Технологии и медиа
Фото:Станислав Красильников / ТАСС

«СберМобайл» в конце мая объявил, что его абонентская база превысила 3,5 млн клиентов. У Yota, по оценке TelecomDaily, около 8 млн абонентов. Для сравнения: крупнейший мобильный оператор в России МТС обслуживал 82,7 млн абонентов по итогам первого квартала.

Коммерческий директор телекоммуникационной группы «Мотив» Андрей Золотарев настаивает, что они «строго соблюдают требования законодательства» и порядок взаимодействия в рамках процедуры MNP. «Высокий процент отказов, зафиксированный аналитикой «НИЦ Телеком», обусловлен рядом факторов, которые характерны для рынка в целом. Причин отказа может быть множество, включая некорректные паспортные данные, задолженности абонентов, ошибки при заполнении заявки оператором-реципиентом, а также несоблюдение временных ограничений на перенос номера, предусмотренных законом «О связи», — поясняет Золотарев. Он утверждает, что за 2024 год статистика MNP была в пользу их компании: с сохранением номера к ней перешло 14,4 тыс. абонентов других операторов, а ушло 13,8 тыс.

Среди причин, почему абоненты уходят из «Мотива», Золотарев назвал «попытки оптимизировать затраты на услуги связи», среди причин прихода — «лучшее покрытие сети 4G в домашнем регионе» и снижение цен в национальном роуминге. По его оценке, при здоровой конкуренции нормальным будет одинаковый показатель ухода и прихода абонентов по MNP.

Глава МТС — РБК: «Какой мы теперь мобильный оператор?»
Бизнес
Инесса Галактионова

Представитель Yota пояснил общее снижение количества отказов в процедуре MNP в их сети тем, что с сентября прошлого года была конкретизирована процедура переноса номера и сокращен необходимый для этого перечень сведений об абоненте. Это привело к снижению процента ошибок при подаче заявлений. Вдобавок к процедуре стали внимательнее относится как абоненты, так и операторы.

Представитель «СберМобайла» отметил, что среди новых абонентов, которых компания подключила с начала года, около трети присоединились через процедуру MNP. «При этом почти половина всех заявок на переход от «большой четверки» не завершились — в среднем это около 50 тыс. заявок ежемесячно. Чаще всего в переносе номера на «СберМобайл» отказывает «ВымпелКом» (бренд «Билайн». — РБК) — в январе—июне 2025 года шесть из десяти абонентов, которые подавали заявки на MNP, не смогли совершить переход», — рассказал представитель «СберМобайла». По его словам, процедура MNP все еще не сильно популярна среди абонентов, но для телеком-компаний это один из самых значимых драйверов роста. Он считает здоровым для рынка нулевой процент отказа в MNP. «Также эта процедура должна происходить моментально, так как все данные абонента уже подтверждены через «Госуслуги». На уровне оператора эти сроки вполне реалистичны. Но очень часто операторы-доноры искусственно затягивают этот процесс, что ограничивает пользователя», — указал он.

Представитель «ВымпелКома» заявил, что они «придерживаются неукоснительного соблюдения требований применимого законодательства в области связи». «ВымпелКом» не допускает необоснованных отказов в перенесении абонентских номеров, — заверил он. — В каждом конкретном случае, при котором происходит прекращение процесса перенесения абонентского номера, мы направляем в адрес оператора-реципиента код ошибки, из-за которой произошло такое прекращение. Наиболее частыми причинами прекращения портации являются отказ самого абонента, несоответствие персональных данных в заявке и абонентском договоре, а также задолженность».

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Эксперты
Магазин исследований Аналитика по теме "Связь"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 02:01
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 02:01
Глава ЕК и Мерц не добились согласия Бельгии на изъятие активов России Политика, 02:27
Госдеп сообщил о переговорах Уиткоффа и Кушнера с украинцами Политика, 02:00
Актера из сериала «Эмили в Париже» арестовали в Японии из-за экстази Общество, 01:46
Убившим добровольца из США и военкора Sputnik запросили до 15 лет Общество, 01:12
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В пригороде Воронежа обломки дрона повредили ЛЭП Политика, 00:58
Кадыров призвал украинцев выступить против действий Киева Политика, 00:54
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Болгария начала спасать атакованный в Черном море танкер Kairos Политика, 00:39
В Ивановской области объявили беспилотную опасность Политика, 00:15
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Кадыров пригрозил Украине жестким ответом после атаки на «Грозный-Сити» Политика, 00:10
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05
Бундестаг отклонил резолюции по активам России и ядерным сделкам Политика, 00:04
Задержанного у Госдумы «иноагента по приколу» арестовали на 15 суток Политика, 05 дек, 23:58