Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Троценко рассказал о сделке с наследниками Босова на $100 млн Бизнес, 09:00 Рубль укрепился к доллару и евро на старте торгов Финансы, 08:51 Коробка с деньгами: как производитель упаковки заработал на экотренде Pro, 08:20 «Мутант». Что надо знать о хоккейном рекорде Макдэвида Спорт, 08:08 Четыре человека пострадали при нападении с ножом в Новой Зеландии Общество, 07:46 Гид по бережному общению: как находить общий язык с людьми РБК Стиль и Victory Park, 07:45 СМИ сообщили о гибели 11 человек при подрыве автобуса в Афганистане Общество, 07:15 Французские военные поддержали письмо к Макрону о «распаде» страны Политика, 06:44 Главный инфекционист США заявил о «недоучете» смертей от COVID-19 Общество, 06:35 Четыре стратегии, как накопить на пенсию РБК и НПФ «Будущее», 06:32 В МВД назвали самые распространенные способы мошенничества в России Общество, 06:11 При стрельбе около аэропорта Ванкувера погиб человек Общество, 05:47 Как соблюдать work-life balance и сохранить ресурс для близких РБК Стиль и Victory Park, 05:42 СМИ узнали о планах перебросить войска США из Афганистана ближе к России Политика, 05:07
Финансы ,  
0 

Сбербанк пообещал акционерам выплатить 1 трлн руб. дивидендов к 2020 году

Сбербанк ожидает, что курс доллара в 2018–2020 годах в среднем будет держаться на уровне 60 руб., а ежегодный прирост ВВП составит 1,7%. Сам банк ставит перед собой цель по увеличению чистой прибыли до 1 трлн руб. к 2020 году
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

Сбербанк представил стратегию развития до 2020 года — документ опубликован на его сайте, а презентацию документа провел в Лондоне на Дне инвестора глава банка Герман Греф (трансляция мероприятия велась онлайн). Одна из ключевых и наиболее амбициозных задач, которую ставит перед собой Сбербанк на ближайшие три года, — достичь такого уровня технологий, чтобы составить конкуренцию мировым технологическим гигантам вроде Amazon и Google.

«Мы перед собой поставили новую цель, новую задачу — достижение нового уровня конкурентоспособности, позволяющего нам конкурировать с технологическими компаниями, при этом оставаясь лучшим банком для наших клиентов», — заявил Герман Греф.

Индийский гуру рассказал сотрудникам Сбербанка об отсутствии завтра
Финансы
Йогин Садхгуру

Финансовые рекорды

Представляя новую стратегию, глава Сбербанка сообщил, что банк планирует к 2020 году заработать 1 трлн руб., а также довести долю дивидендных выплат примерно до 50% прибыли: «В начале 2020 года, если Господь Бог будет с нами и мы выполним все наши планы, мы сможем платить дивиденды 50% и выше» (в 2016 году выплаты составили 25% от чистой прибыли по МСФО). Выплаты дивидендов повысятся, если будет расти капитал банка. «Мы для себя целевой уровень обозначили в районе 12,5% (сommon equity tier 1 по группе МСФО, по итогам полугодия 2017 года он был 34%. — РБК), что немного, но, как мы считаем, достаточно для того, чтобы не быть подвергнутым шокам, кратковременным шокам, и не подвергнуть всю финансовую систему страны каким-то геополитическим или макроэкономическим рискам», — заявил Греф.

Согласно новой дивидендной политике Сбербанк будет последовательно увеличивать долю прибыли, выплачиваемой акционерам в форме дивидендов. Однако какими именно они будут по итогам 2017 года, глава Сбербанка не уточнил. Вместе с тем он пообещал, что банк выплатит акционерам дивиденды в объеме 1 трлн руб. в течение трех лет.

Рост прибыли банк обещает обеспечить за счет комбинации следующих трех факторов: небольшое сокращение маржи (по итогам девяти месяцев 2017 года она была 6%, а в 2018 году будет 5,5%, в 2020-м — чуть ниже 5%), снижение отчислений в резервы по ссудам, а также сохранение фокуса на операционной эффективности.

Греф назвал задачу Сбербанка на ближайшие 176 лет
Финансы
Герман Греф

Амбициозные задачи

Озвученные Сбербанком задачи в стратегии опрошенные РБК аналитики считают амбициозными. «Даже если банк будет выходить на такой уровень дивидендов постепенно, эта задача выглядит амбициозно с учетом перехода российской экономики к сравнительно низким темпам инфляции и слабого экономического роста», — считает аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков.

По оценкам Moody`s, прибыль Сбербанка по МСФО за 2017 год превысит 730 млрд руб., а в 2018 году при сохранении стабильной макроэкономической ситуации может вырасти еще примерно на 100 млрд руб. «В 2018 году дивидендные выплаты могут составить от 30 до 40% от прибыли по МСФО за 2017 год, но в любом случае мы ожидаем, что банк будет придерживаться цели по достижению минимально комфортного уровня достаточности базового капитала в 12,5%, что создаст запас на случай реализации непредвиденных рисков», — указывает аналитик Moody's Ольга Ульянова.

Отношение коэффициента расходов к доходам на уровне 30% — также весьма амбициозная цель, особенно с учетом необходимых инвестиций в технологии, отмечают эксперты. Тем более что стратегия расписывает задачи, этапы и финансовый эффект от построения «экосистемы». «Собственно российский финансовый и банковский рынок давно уже стал тесным для Сбербанка, одновременно — его исторически сформировавшийся доступ к потребителям финансовых продуктов предоставляет не имеющие аналогов по масштабам каналы для продвижения услуг в рамках экосистемы», — добавляет аналитик Moody's.

Больше чем банк

Ключевым моментом новой стратегии является четко заявленный выход за пределы сферы финансовых услуг. «Мы не можем продолжать оставаться только банком, мы не можем оставаться в предыдущей парадигме», — заявил банкир. «Банки плачут по поводу того, что в Силиконовой долине едят их завтрак каждый день. И мы не хотим присоединяться к плачущим по этому поводу, мы хотим есть завтрак тех, кто ест завтрак других банков. И это наша ключевая амбиция», — сказал Греф.

Согласно новой стратегии, одним из главных приоритетов Сбербанка является строительство экосистемы на основе технологического лидерства и новых людей с новыми навыками. «Ключевой приоритет Сбербанка — создание вокруг клиентов экосистемы, а также наращивание количества каналов предоставления не только банковских, но и всех видов финансовых услуг», — отметил Греф. В самом документе стратегии под экосистемой понимается сеть организаций, создающихся вокруг собственной технологической платформы и пользующихся ее услугами по формированию лучших предложений клиентам и доступу к ним. Предполагается, что собственная технологическая платформа позволит агрегировать производителей товаров и услуг. Однако на объединение каких именно сегментов рынка нацелен Сбербанк и будет это единая платформа для всех внешних провайдеров или нет, Сбербанк в ответе на запрос РБК не уточнил.

По прогнозам Грефа, в следующем году на банковский рынок уже может прийти ряд технологических лидеров. «Facebook зарегистрировал уже банк в двух юрисдикциях, включая одну из них — европейскую. Я думаю, что не за горами, когда такие гиганты, как Amazon или Google, зарегистрируют такие компании под названиями Amazon Finanse или Google Finance. Боюсь, что я не ошибусь, если скажу, что это произойдет в следующем году. Вот тогда мы, банки или те, кто себя считает банками, почувствуют всю прелесть прихода настоящих конкурентов, потому что все, что было до этого, — это была разминка», — сказал банкир.

На данный момент Сбербанк позиционирует себя не просто как банк, а как технологическая компания, поэтому сам банк конкурирует уже не с банками, а с такими компаниями, как Google, Apple, просто потому, что чисто с точки зрения технологий банковские услуги настолько просты, что их могут оказывать любые стартаповые компании, говорит основатель и партнер UsabilityLab Дмитрий Сатин. «Сбербанк конкурирует c крупнейшими технологическими компаниями, потому что те вводят android-pay и apple-pay, и банковский мир меняется, потому что в руках этих компаний — аудитория, уже значительно превосходящая население какой-либо страны», — добавил он. Говоря о том, что технологические стартапы с легкостью забирают банковский бизнес, Сатин приводит в пример крупнейшую платежную систему PayPal, которая позволяет клиентам оплачивать счета и покупки, отправлять и принимать денежные переводы. «С появлением технологий у клиента нет преданности банкам, потому что им уже неважно, через какой банк будет проходить платеж, поэтому Сбербанк понимает, что банк уже в принципе не может предлагать лишь банковские продукты и конкурировать лишь с банками», — поясняет Сатин.

Такие амбициозные планы ожидаемы на фоне заявлений Грефа о том, что Сбербанк — это ИТ-компания с банковской лицензией, говорит Сатин. «Стратегия говорит о том, что накопленные банком технические решения, которые они разрабатывают и применяют только в банковских услугах, можно и необходимо применять в других сферах», — поясняет он. На данный момент Сбербанком реализуется единая фронтальная система (ЕФС), которая была направлена на автоматизацию бизнеса, однако очевидно, что ЕФС может автоматизировать и не связанные непосредственно с банковской деятельностью процессы в будущем.

Единственная проблема, которая и составляет существенную разницу между реализацией таких планов перед Сбербанком и тем же технологическим стартапом, — бюрократия, говорит Дмитрий Сатин. «Банки очень инертны из-за бюрократии внутри — именно в этом они проигрывают стартапам. К примеру, в банке при таких технологических возможностях и ресурсах все еще по соображениям безопасности надо открывать расчетный счет только в отделении», — говорит он. Из-за такой рутины и своей сложной бюрократической структуры банк и проигрывает в конкуренции технологическим стартапам, дополняет эксперт.

По мнению эксперта, Сбербанк, возможно, хочет стать неким маркетплейсом, предоставляя пользователям различные сервисы, которые сам банк будет «центрировать» на одной платформе.

Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"