Перейти к основному контенту
Финансы⁠,
0

ФАС через суд обязала Райффайзенбанк дать контррекламу на телевидении

Такое требование при рекламных нарушениях применяется к банкам впервые
ФАС: Райффайзенбанк обязан показать в прайм-тайм ролик с контррекламой
Банк запустил рекламу со слоганом «Кешбэк на все», однако на самом деле у услуги были ограничения, прописанные мелким шрифтом, сообщили в ФАС. Служба впервые через суд добилась от банка показать контррекламу, утверждают эксперты
Фото: Никита Попов / РБК
Фото: Никита Попов / РБК

Райффайзенбанк должен купить рекламное время и показывать в прайм-тайм на телеканале РЕН ТВ свою контррекламу, указав, что его предыдущая реклама была недостоверной. Такое решение принял Арбитражный суд Москвы по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сообщили в ведомстве.

Ранее банк запустил рекламу карты со слоганами «Кешбэк на все», «Кешбэк на все без условий и ограничений» и «1,5% рублями, а не баллами». В роликах были дисклеймеры об условиях и ограничениях финансового продукта, но ФАС посчитала, что предупреждения «были размещены мелким шрифтом и демонстрировались в течение короткого времени». Служба признала рекламу ненадлежащей, оштрафовала Райффайзенбанк, но на том не остановилась.

В феврале 2023 года ФАС подала соответствующий иск в Арбитражный суд Москвы. «Суд полностью удовлетворил иск ведомства. Позже этот подход поддержали суды двух инстанций», — сообщили в антимонопольной службе. Ключевое требование ведомства заключалось в том, что банк должен показать контррекламу.

Теперь Райффайзенбанк должен:

  • показать контррекламу на телеканале РЕН ТВ в прайм-тайм;
  • контрреклама должна показываться неделю один раз в сутки;
  • в контррекламе компания должна указать, что «антимонопольная служба признала рекламу дебетовой кешбэк-карты недостоверной и кешбэк начисляется не за все виды операций»;
  • банку нужно предоставить в ФАС отчет о показе контррекламы.

«Райффайзенбанк всегда действует в полном соответствии с законодательством РФ. На нашем сайте всегда доступны полные условия программ лояльности, а сотрудники банка готовы ответить на любые вопросы клиентов в режиме 24/7», — сообщили РБК в банке в ответ на просьбу прокомментировать претензии ФАС.

Райффайзенбанк объяснил регистрацию логотипа «R Банк»
Финансы
Фото:Олег Яковлев / РБК

В 2020 году ФАС уже предъявляла претензии к банку, найдя у него признаки нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении клиентам кешбэка по кредитным и дебетовым картам. Ведомство сообщало, что на сайте банка клиентам предлагали карты с кешбэком в размере 1,5%, а в рекламных материалах финансовая организация обещала ежемесячно возвращать стоимость покупок без каких-либо ограничений. По данным ФАС, на некоторые операции кешбек не распространялся, а их список был представлен «в виде таблицы с указанием МСС-кодов». «Однако система применения таких кодов достаточно специфична, и большинство клиентов не владеют информацией о механизме ее функционирования, а также не знают о применении такой системы», — заявили в ФАС.

Райффайзенбанк ужесточит комиссию на входящие переводы в долларах
Финансы
Фото:Олег Яковлев / РБК

Российский Райффайзенбанк (принадлежит австрийской группе Raiffeisen Bank InternationaI) — один из немногих крупных банков, который не попал под западные санкции, что позволяет ему без ограничений проводить валютные операции. Как сообщала FT со ссылкой на слова топ-менеджера банка, на организацию приходится 40–50% от всех платежей между Россией и остальным миром. В июле агентство Reuters со ссылкой на источники писало, что австрийский акционер откладывает планы по уходу из России, поскольку Вена усиливает защиту давних связей с Москвой. По их словам, в Австрии надеются на скорое завершение боевых действий на Украине.

Что о практике контррекламы говорят эксперты

Как следует из статистики ФАС, за 2022 год служба возбудила 3,2 тыс. административных дел о нарушениях закона «О рекламе». 17,8% кейсов касалось недобрососвестного продвижения финансовых услуг. С начала года ФАС, в частности, сообщала о возбуждении дел за нарушения закона «О рекламе» против Росбанка и Почта Банка и о штрафах, наложенных на Сбербанк и банк «Открытие».

ФАС нечасто требует через суд от компании, которую уже оштрафовали за нарушения, запустить контррекламу, говорит партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko Сергей Ермоленко: «Это вообще довольно редкий инструмент. И нередко, что суды либо отказывали, либо форма опровержения была не такая затратная (например, обязывали на сайте дать опровержение)». Применительно к банкам такой практики вовсе не было, утверждает юрист.

За последние годы требование о размещении контррекламы применялось к сети «М.Видео» и компании «АльфаСтрахование», вспоминает руководитель практики антимонопольного и конкурентного права «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Надия Гореславская. «На рынке банковских услуг такая мера, насколько нам известно, ранее не фигурировала», — говорит она.

Представитель ФАС не уточнил, добивалась ли до этого служба контррекламы именно от банков. В ответе на запрос РБК он напомнил, что ведомство может подать иск об осуществлении контррекламы в соответствии со ст. 33 закона «О рекламе». «Служба может воспользоваться своим правом в случае выявления недостоверной рекламы и выдачи предписания о прекращении нарушений закона «О рекламе», — сообщил представитель ФАС.

Гореславская допускает, что ФАС решила более жестко действовать в отношении Райффайзенбанка, поскольку тот уже допускал аналогичные нарушения именно при распространении рекламы об акции по карточному кешбэку.

«ФАС неоднократно заявляла, что планирует усилить контроль за рекламой банковских и финансовых услуг в связи со значительным количеством жалоб граждан на недостоверную рекламу в этих сферах», — отмечает юрист. Она, однако, не считает, что дело против Райффайзенбанка свидетельствует о принципиальном изменении подхода антимонопольной службы к банкам-нарушителям.

«При этом не можем исключать, что в будущем требования о контррекламе как к банкам, так и компаниям из других сфер могут применяться ФАС чаще, если этот инструмент покажет свою эффективность», — резюмирует Гореславская.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 10:31
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 10:31
Опорные пункты: как создается каркас для развития регионов Дискуссионный клуб, 10:47
ЦБ снимет ограничения на перевод денег за границу для россиян Финансы, 10:46
Леброн Джеймс впервые за 18 лет набрал меньше 10 очков в матче НБА Спорт, 10:45
ФАС пригрозила делом аэропортам Сочи, Калининграда и Екатеринбурга Бизнес, 10:45
Крадущийся тигр на шелковом пути: как развивается торговля с Узбекистаном РБК и РЭЦ, 10:45
Красный генерал: как управлять командой, если вы контрол-фрик и параноик Образование, 10:43
Как правильно вести переговоры с китайскими партнерами Отрасли, 10:42
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Дмитриев обвинил прессу Европы в попытках помешать мирному процессу Политика, 10:41
Аналитики «Синары» спрогнозировали плавную девальвацию рубля в декабре Инвестиции, 10:34
Дмитриев связал вопрос обмена рупий с выходом России на рынки Индии Финансы, 10:33
Что не так с вручаемой Трампу премией мира ФИФА Спорт, 10:32
Обстановка перед российско-индийскими переговорами. Видео Политика, 10:31
Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям #всенабиржу!, 10:30
Триггерный маркетинг «как из Pinterest» — когда это работаетПодписка на РБК, 10:27