Орешкин допустил рецессию из-за роста потребкредитов

В ходе панельной дискуссии на Петербургском экономическом форуме глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что при том темпе роста потребительского кредитования, который есть сейчас, Россия в 2021 году может столкнуться с рецессией в экономике, передает корреспондент РБК.
«Если мы посмотрим на структуру кредитного предложения сейчас, то увидим, что у нас лидирующий тип — это потребительский кредит. За последние 12 месяцев у нас прирост 1,8 трлн руб., 2% ВВП создано необеспеченными потребительскими кредитами, это рост 30% в год. Здесь явно есть и социальные, и экономические последствия», — сказал Орешкин.
«Тот темп роста, который есть, он абсолютно неустойчивый, он абсолютно превышает темпы роста доходов населения... Если сейчас ничего с этим не делать, к 2021 году мы можем рецессию получить», — заявил министр, отвечая на вопрос модератора дискуссии Стефани Фландерс о том, почему рост потребительского кредитования — это плохо для экономики.
С Орешкиным поспорила глава Центробанка Эльвира Набиуллина. «Конечно, я с этим тезисом абсолютно не согласна», — заявила она, комментируя заявление главы Минэкономразвития о возможной рецессии из-за роста потребительского кредитования.
«Неверно считать, что сейчас есть риски финансовой стабильности или риски пузыря. Да, темпы роста высокие, но они ровно такие же, как у ипотеки», — привела пример глава ЦБ.
Экономические показатели других стран в части соотношения долга домохозяйств и ВВП гораздо хуже, чем в России. «Доля долга домохозяйств в экономике всего 14% ВВП, посмотрите на доли долга домохозяйств других стран. Поэтому рисков стабильности финансовой системы нет», — сказала она.
Кроме того, по словам Набиуллиной, ЦБ уже трижды повышал коэффициенты для банков с высокими ставками, и банки создали дополнительные «буферы капиталов», а в октябре ЦБ введет показатель долговой нагрузки банков, чтобы проблема ростов потребительских кредитов не стала социальной.
Она также назвала «иллюзией» представление о том, что при сокращении потребительского кредитования вырастет кредитование корпоративное. Для его роста необходимо, чтобы риски в корпоративном секторе снижались, чтобы банкам были ясны перспективы экономического роста, в то время как риски физических лиц, обращающихся за займами, банкам сейчас более понятны.
«Люди берут кредиты не от хорошей жизни. Они берут кредиты, чтобы поддерживать уровень жизни в условиях не очень высокого темпа роста доходов. Это экономическая проблема. Нужно, чтобы у людей была занятость, были доходы», — сказала Набиуллина, подводя итог своему выступлению.
В 2018 году задолженность по розничным кредитам выросла на 22,8%, до 14,9 трлн руб. (прирост на 2,6% ВВП). Она достигла более 14% ВВП по итогам года.