Такие каникулы не нужны компаниям и организациям, которые уже перешли на удаленную работу, а теперь будут вынуждены прекращать работу или платить сотрудникам за переработку, замечает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. «Такие платежи — это последнее, что нужно большинству работодателей, особенно тем, кто пострадал от коллапса спроса», — написал он в колонке для РБК. Каникулы могут стоить бизнесу до 700 млрд руб., которые государство компенсировать не собирается, оценил Табах.
Промпроизводство из-за нерабочей недели может снизиться в апреле на 10% в годовом выражении, полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. На потреблении эффект длинных выходных отразится в гораздо меньшей степени, отмечает она. «Мы ожидаем, что оно снизится на 5% год к году», — сказала Орлова. Если бы нерабочая неделя выпала полностью на март, это привело бы к двузначному падению промпроизводства в этом месяце в годовом выражении, оценил главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин.
Директор аналитического департамента «Локо-Инвеста» Кирилл Тремасов отмечал, что дополнительная нерабочая неделя усилит спад экономики. «То, что у нас экономика переживет рецессию вместе со всем миром, это уже очевидно. И лишняя нерабочая неделя усилит этот спад», — пояснил он.
В феврале темпы роста ВВП, по оценке Минэкономразвития, ускорились с учетом календарного фактора до 2,9% год к году после 1,7% в январе (.pdf). Темпы роста ВВП с исключением календарного фактора в феврале сохранились на уровне 1,7–1,9%. Наибольший вклад в рост ВВП в последний зимний месяц внесли торговля и промышленное производство: темпы роста в обрабатывающей промышленности ускорились до 5,0% год к году после 3,9% в январе, в добывающей — до 2,3% после снижения на 0,4% месяцем ранее.
Ожидается, что динамика российского ВВП резко изменится в марте из-за падения цен на нефть после развала сделки ОПЕК+ по сокращению добычи, а также ужесточения карантинных мер для противодействия коронавирусной инфекции. По словам министра финансов Антона Силуанова, распространение COVID-19 привело к сжатию целых секторов экономики — авиаперевозок, туризма, сектора малого и среднего бизнеса и других отраслей.
Массовый пересмотр прогнозов
С учетом того, что вспышка коронавирусной инфекции еще не подавлена и возможны новые ограничительные меры, ING считает свой предыдущий прогноз по росту российской экономики на 0,5% нереалистичным, отметил Долгин. Теперь, по его словам, ING ожидает сокращения ВВП на 2–3% по итогам года.
Текущий прогноз британской консалтинговой компании Oxford Economics по России — минус 1,6% ВВП в 2020 году, сообщила РБК старший экономист Oxford Economics Евгения Слепцова. Отправной точкой служит январский прогноз Oxford до падения цен на нефть и эффектов пандемии коронавируса (плюс 1,8%). Минус 1,8 п.п. дает падение нефти (к ценам на уровне $30 за баррель), а влияние вспышки заболевания (включая карантины, объявленные в России) еще больше — минус 1,9–2 п.п. Одновременно, по словам Слепцовой, плюс 0,3–0,4 п.п. к ВВП дадут фискальные меры поддержки экономики, объявленные российскими властями.
Прогноз подвержен высокой степени неопределенности, поскольку новые вводные добавляются практически ежедневно, добавила Слепцова. Фактическая динамика ВВП будет зависеть от длительности карантинных ограничений и финального размера фискальных стимулов, который пока относительно невелик в рублевом выражении, указала она.
Институт международных финансов (IIF, глобальная ассоциация банков) 23 марта, до обращения Путина к россиянам, понизил свой прогноз по росту ВВП России до минус 1,3%. До пандемии и падения цен на нефть IIF прогнозировал рост ВВП России на 1,8% в 2020 году.
«Ренессанс Капитал» пересмотрел свой прогноз по России уже 25 марта, после обращения Путина и объявления о нерабочей неделе. «Промежуточный сценарий предусматривает снижение роста ВВП России до минус 0,8% год к году и мирового экономического роста до минус 2% год к году в 2020 году в случае пролонгированного действия глобальных мер по введению карантина (минимум один квартал)», — отметила экономист по России и СНГ Софья Донец. Базовый прогноз «Ренессанс Капитала», основанный на цене нефти на уровне $42,5, предполагал рост ВВП на 1,5% по итогам года. Сокращение экономики на 0,8% аналитики компании ранее прогнозировали при цене нефти марки Brent на уровне $20.
Агентство Moody’s в своем обзоре от 25 марта прогнозирует, что российская экономика вырастет лишь на 0,5% по сравнению с февральским прогнозом — 1,5% роста. Moody’s исходит из достаточно высокой прогнозной цены нефти Brent в 2020 году — на уровне $40. Если нефть останется вблизи $30, Moody’s предупредило о риске дальнейшего понижения прогноза по ВВП России из-за уменьшения покупательной способности домохозяйств и слабого внешнего спроса на российские товары.
Bloomberg 23 марта писал со ссылкой на неназванный источник, что, согласно неофициальному негативному прогнозу развития ситуации с коронавирусом, который рассматривает российское правительство, экономика страны по итогам года может сократиться на 5–10%.
Агентство Fitch на прошлой неделе в два раза снизило прогноз темпов роста экономики России в 2020 году. Если в декабре прошлого года эксперты Fitch считали, что за 2020 год ВВП России вырастет на 2%, то теперь они не ждут роста более чем на 1%.
Авторы
Иван Ткачёв, Анна Гальчева