Ректор РАНХиГС предложил подумать о переходе к мобилизационной экономике
Ректор РАНХиГС Владимир Мау на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам предложил проработать «сценарий внутренней мобилизации, именно экономической мобилизации» в макроэкономическом прогнозе, сообщают «Ведомости».
Экономическая мобилизация предполагает усиление роли государства, специфичный рынок труда, институционализацию индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, отметил ректор. Такая модель не противоречит рынку и не означает перехода к советским управленческим практикам, уверен Мау.
По словам ректора РАНХиГС, в условиях мобилизационной экономики роль государственных инвестиций вырастет. Он заявил, что нынешняя ситуация отличается от конца 1990-х и 2000-х годов, когда шла речь о вытеснении частных инвестиций государственными: сейчас частный сектор «не готов вкладывать» из-за высокой неопределенности. «Пандемия, по сути, была репетицией войны в отношении перехода к мобилизационной экономике», — считает Мау.
По мнению ректора РАНХиГС, финансировать структурные изменения можно за счет целевых займов.
Мау выступил на заседании комитета Госдумы после закрытия уголовного дела о мошенничестве, фигурантом которого он перестал быть на прошлой неделе.
Замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов назвал возможными элементами мобилизационной экономики введение принудительного госзаказа и денежные эмиссии, которые вызывают ускорение инфляции. Пока, отмечает эксперт, таких признаков нет. К плюсам подобной модели он отнес выполнение первоочередных потребностей, связанных с функционированием экономики и поддержкой секторов, производящих военную продукцию, а к минусам — сокращение расходов на инфраструктурные проекты, например на ремонт и строительство жилья и дорог.
Как обращала внимание спикер Совфеда Валентина Матвиенко, понятие мобилизационной экономики не прописано ни в Конституции, ни в других законах России. Она указала на важность баланса между государственным контролем и свободой
Летом в России приняли закон о специальных мерах при проведении российскими военными операций за рубежом. Он разрешает правительству временно расконсервировать мобилизационные мощности и объекты, разбронировать материальные ценности госрезерва, привлекать работников предприятий к работе ночью, в выходные и праздничные дни. Если кабинет прибегнет к одному из решений, юридические лица не смогут отказаться от контрактов по госзакупкам, в частности от оборонных заказов.
22 сентября представитель Кремля Дмитрий Песков говорил, что решений об экономической мобилизации в стране пока не принималось — условий для такой меры нет, и в подписанном президентом Владимиром Путиным указе о частичной мобилизации об этом не сказано. Позже, 16 октября, он заявил о необходимости «внутренней экономической и иной мобилизации» в России, чего требует поддержка Украины со стороны НАТО.