Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Счетная палата раскритиковала проект бюджета на три года

Аудиторы сомневаются в резком ускорении экономики и недовольны недофинансированием образования и здравоохранения
Счетная палата представила заключение на проект бюджета 2020–2022 годов. Аудиторы не верят в прогноз по росту экономики, недовольны низким финансированием образования и медицины, а также сомневаются в объеме дивидендов госкомпаний
Фото: Дмитрий Лебедев / «‎Коммерсантъ»
Фото: Дмитрий Лебедев / «‎Коммерсантъ»

Проект федерального бюджета России на трехлетнюю перспективу предполагает бурный рост российской экономики, который пока ничем не обоснован, предупредила Счетная палата в своем 1000-страничном заключении (.pdf) на бюджет. Государственные аудиторы во главе с Алексеем Кудриным не верят в резкое ускорение инвестиций, переход к устойчивому повышению реальных доходов населения и в прогнозируемые правительством темпы сокращения бедности. Структура бюджета остается неизменной — маневра в пользу роста расходов на образование и здравоохранение вновь не произошло, констатировала Счетная палата.

Прогноз не обоснован

Базовый вариант прогноза развития экономики России на 2020 год, разработанный Минэкономразвития и одобренный правительством, на самом деле носит целевой характер, отмечает Счетная палата. А значит, прогноз не отражает основные тенденции экономики России — динамика его показателей направлена на достижение задач стратегического планирования.

Резкий прыжок с 1,7% роста ВВП в 2020 году до 3,1% в 2021-м необоснованный и малообъяснимый, сказал председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании думского комитета по бюджету и налогам в понедельник, 14 октября. «Мы пока сомневаемся в таком бурном росте», — отметил он. Всемирный банк ожидает, что в 2021 году российская экономика увеличится только на 1,8%. Потолок роста российского ВВП в 2021–2022 годах составляет 1,5–2% и он скорее всего не будет превышен, добавил Кудрин.

В базовый сценарий прогноза уже заложена реализация большого количества мер, предполагающих активную работу правительства и органов власти, признал ранее в интервью РБК глава Минэкономразвития Максим Орешкин. В сентябре 2018 года, говоря о более долгосрочном прогнозе Минэка (до 2024 года), Орешкин отмечал, что его отличительной особенностью является то, что он «основан на предпосылке достижения национальных целей развития, заложенных в майском указе президента» (рост российской экономики должен превышать среднемировой рост). «Каждая из целей оказывает влияние на показатели прогноза», — указывал министр.

В прогнозе Минэкономразвития ускорение экономики объясняется приростом инвестиций в основной капитал с 2% в 2019 году до 5% в 2020-м и достижением пиковых 6,5% в 2021 году. Но за первое полугодие текущего года, согласно данным госстатистики, рост инвестиций составил всего 0,6%. Прогноз по росту инвестиций не соответствует темпам роста производства машин и оборудования, строительства, а также импорта инвестиционных товаров, говорится в заключении. «Те меры, которые должны улучшить инвестиционный климат, простимулировать частные инвестиции, на наш взгляд, пока недостаточны, чтобы вот этот рывок роста инвестиций совершить», — сказал Кудрин.

Действий правительства не хватит и для выхода на устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов граждан: ожидания ускорения показателя с околонулевого роста в 2019 году до 2,3% в 2022 году завышены, полагают аудиторы. Из-за более медленных темпов роста реальных доходов скорость снижения бедности будет ниже. Сейчас в прогнозе заложено сокращение уровня бедности с 12,5% в 2019 году до 11,7% в 2020 году, в 2021 и 2022 годах ожидается снижение до 10,8 и 9,4% соответственно. Пока уровень бедность в России растет: по итогам первого полугодия 2019 года за чертой бедности оказалось 13,5% населения (19,8 млн россиян), что на 0,2 п.п. выше показателя годовой давности.

Правительство с 2019 года исключило из прогноза социально-экономического развития показатель «среднегодовой размер пенсии», обратили внимание аудиторы. Учитывая, что пенсии работающих пенсионеров не индексируются, параметры пенсионного обеспечения, заложенные в прогнозе, могут не обеспечить достижение национальной цели по росту пенсий выше уровня инфляции, поставленной президентом Владимиром Путиным в майском указе, предупредили аудиторы.

Низкие расходы на образование и медицину

Расходы федерального бюджета увеличатся в 2020 году на 1,1 п.п., до 17,3% ВВП, то есть более чем на 1 трлн руб., по сравнению с расходами, предусмотренными законом о бюджете на 2019 год. Однако принципиального изменения структуры бюджета не происходит, отметил Кудрин, выступая в Госдуме. Бюджетного маневра в пользу образования, здравоохранения и инфраструктуры, который Кудрин предлагал на посту руководителя Центра стратегических разработок совершить президенту, вновь не произошло. Более того, в 2022 году расходы бюджета вернутся к величине 2019 года и сократятся до 16,9% ВВП, то есть в трехлетней перспективе расходы остаются на том же уровне в процентах к ВВП, заметил Кудрин.

Расходы на развитие образования планируются в среднем за 2020–2022 годы на уровне 3,7% ВВП, расходы на здравоохранение — 2,9% ВВП, что значительно ниже, чем в странах «большой семерки», отмечают аудиторы. К примеру, в Великобритании в 2018–2019 финансовом году фактические расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП; в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы на здравоохранение предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно; во Франции в 2020 году на здравоохранение — 8% ВВП, на образование — 4,7% ВВП.

Ненаблюдаемые нацпроекты

Счетная палата указывает на недостатки в системе управления национальными проектами, сформированными правительством для выполнения майского указа Путина. Аудиторы обращают внимание на дублирование управленческих функций, «размывание» ответственности и полномочий, слабое взаимодействие между федеральными министерствами и регионами. При этом на нацпроекты в 2020 году планируется потратить почти 2 трлн руб., в 2021 году — уже 2,2 трлн руб., в 2022-м сумма расходов федерального бюджета возрастает до 2,7 трлн руб.

Однако комплексной системы мониторинга и контроля за реализацией нацпроектов в оперативном режиме до сих пор не существует, подчеркивают аудиторы.

На эту проблему уже обращал внимание РБК. В июле Минфин сообщил, что осенью в системе «Электронный бюджет» появится информация о расходовании средств федерального бюджета на нацпроекты. Пока же, как замечает Счетная палата, полная информация о текущем состоянии реализации нацпроектов в системе «Электронный бюджет» отсутствует.

Бюджет недосчитается дивидендов

Счетная палата указала и на завышенный прогноз Минфина по поступлениям в бюджет дивидендов госкомпаний. Оценки Минфина на 13–25% выше прогнозов Росимущества. Минфин учел перечисление в федеральный бюджет 50% чистой прибыли большинством компаний, без учета особенностей их уплаты по отдельным акционерным обществам. Но ряд крупных госкомпаний с разрешения правительства ранее уже перечисляли в качестве дивидендов менее половины чистой прибыли.

В итоге, по оценке Счетной палаты, бюджет может недополучить около 301 млрд руб. за счет меньшего поступления дивидендов госкомпаний за три года. Наиболее существенны расхождения в прогнозах Минфина и Росимущества по «Транснефти» и РЖД. Отдельно Счетная палата видит риски недополучения бюджетом за три года более чем 210 млрд руб., которые перечисляет Банк России, получающий дивиденды от Сбербанка.

В пресс-службе Минфина заявили РБК, что прогноз министерства по дивидендам на 2020–2022 годы является обоснованным. В проекте бюджета учтено решение правительства об обеспечении направления на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли акционерных обществ по МСФО, указали там, добавив, что поэтапный переход к такой дивидендной политике по всем компаниям учтен министерством при расчетах. В результате проводимой Минфином политики в отношении дивидендов госкомпаний их поступление в федеральный бюджет увеличилось с 447 млрд руб. в 2018 году до 561 млрд руб. на 1 октября текущего года (по итогам ожидается порядка 620 млрд руб.), подчеркнули в пресс-службе.

Самые низкие доходы от приватизации за десять лет

В проект бюджета до 2022 года заложено поступление средств только от «малой» приватизации, то есть без учета крупных госкомпаний. В 2020 году доходы от приватизационных сделок ожидаются в объеме 11,3 млрд руб. и по 3,6 млрд руб. в 2021 и 2022 годах. При этом объем поступлений на 2021 и 2022 годы значительно ниже исполнения указанного показателя за последние десять лет, подчеркивает Счетная палата. По более чем трети компаний, включенных в проект приватизационного плана, прогнозные показатели сформированы при отсутствии данных отчетности, исходя из расчета номинальной стоимости пакетов акций, что искажает прогноз поступлений в бюджет.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Экс-полицейского обвинили в получении рекордной взятки в 5 млрд руб. Общество, 00:27
«Барселона» после удалений игрока и тренера уступила ПСЖ и вылетела из ЛЧ Спорт, 00:09
Чем примечательны парламентские выборы в Хорватии Политика, 00:00
Бизнес попросил смягчить требования к транспорту и одежде курьеров Москвы Технологии и медиа, 00:00
Биржа предложила освободить торги газом от уплаты дополнительного НДПИ Бизнес, 00:00
Франция отозвала посла из Азербайджана для консультаций Политика, 00:00
В России заблокировали сайты Amazon Web Services и GoDaddy Технологии и медиа, 16 апр, 23:48
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В ООН заявили об отсутствии возможности найти виновных в атаках на ЗАЭС Политика, 16 апр, 23:40
США отказались брать на себя «боевую роль» в конфликте России и Украины Политика, 16 апр, 23:12
В Пентагоне допустили захват Тайваня Китаем в случае поражения Украины Политика, 16 апр, 23:07
The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Политика, 16 апр, 22:34
Бракоразводный процесс между Лерчек и ее мужем приостановили до лета Общество, 16 апр, 22:27
Байден продлил запрет на прием связанных с Россией судов в портах США Общество, 16 апр, 22:21
В США заявили о подготовке КНДР к запуску второго спутника-шпиона Политика, 16 апр, 22:13