Трудности есть как на этапе таможенной очистки, так и на вводе в гражданский оборот и отгрузке дистрибьюторам, при этом речь идет о значительных объемах продукции, подтверждает представитель российского офиса Johnson & Johnson. С 30 сентября сбои и медленная работа системы приводят к тому, что отчеты обрабатываются некорректно и ошибки затрагивают существенную часть объема поставок, согласен представитель Sandoz.
У британской компании GSK, как сообщили РБК в ее российском офисе, из-за сбоев в системе маркировки уже заблокировано свыше 1 млн упаковок. Один из ключевых оптовиков уже письменно уведомил производителей о том, что прекращает принимать маркированный товар, пока не получит сведения о его отгрузке из системы мониторинга, добавили в GSK.
Что отвечает ЦРПТ на претензии AIPM
Оператору маркировки — Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ) уже удалось сократить время взаимодействия между собственной системой и системами Федеральной таможенной службы, уверяет заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов. По его словам, с 27 октября действует так называемая схема 703, которая позволяет автоматически исправить ошибки, возникшие в системе, или неконсистентные данные на импортные препараты. Уже на этой неделе это позволит решить подавляющее большинство случаев, когда оформление поставок у компаний занимало много времени или поставки не проходили, обещает Юсупов. Как утверждает собеседник РБК, решения со «сложными» поставками были уже найдены, в частности, для Bayer, Gedeon Richter, Abbott, клиентов логистического оператора «Сантэнс», который обслуживает 45% импорта лекарств в Россию, и других крупных фармкомпаний. РБК обратился за комментариями в «Сантэнс».
В Минпромторге, Минздраве, Росздравнадзоре не ответили на запросы РБК. Представитель ФТС заверил, что все ее системы работают в штатном режиме: таможня своевременно оформляет все поступающие декларации на товары.
Что уже известно о проблемах с маркировкой
С начала осени стало известно о двух масштабных сбоях системы маркировки лекарств — 30 сентября и 20 октября.
В конце сентября произошел масштабный технический сбой, признал в середине октября ЦРПТ. В результате данные об уже загруженных в систему лекарствах были утрачены, и по состоянию на 11 октября только около 40% из них удалось восстановить. Позднее представитель ЦРПТ сообщал, что последствия устранены. Но уже 20 октября система не работала в течение 12 часов.
Как вводилась маркировка лекарств
Цель маркировки — проследить каждую упаковку лекарства от момента производства или импорта в Россию до продажи конечному покупателю.
- В 2015 году Владимир Путин поручил Минздраву обеспечить разработку и поэтапное внедрение автоматизированной системы мониторинга лекарств.
- В 2017 году постановлением правительства был утвержден эксперимент для определения эффективности этой системы, позднее он был продлен до декабря 2019 года.
- Изначально предполагалось, что маркировка всех лекарств станет обязательной с 1 января 2020 года, однако позднее старт был перенесен на 1 июля.
Аптеки в октябре столкнулись с тем, что, несмотря на наличие препаратов, некоторые из них невозможно было продать потребителям: система маркировки находилась в режиме обновления или фиксировался сбой, поставщик не подтверждал вводимую информацию и т.п.
На этом фоне представители крупнейших ассоциаций фармацевтической отрасли обратились 23 октября к правительству с просьбой незамедлительно отказаться от передачи данных в систему. В итоге было разрешено продавать лекарства, не дожидаясь подтверждения маркировки в аптечном и дистрибьюторском сегментах, — на этом этапе система стала работать только в уведомительном режиме.
Уведомительный режим для отдельных этапов движения лекарств — это скоропалительная попытка латания дыр по «живому организму», констатирует исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. Он убежден, что наиболее приемлемый вариант работы в текущей ситуации — поэтапный ввод системы в действие. Переход к каждому последующему этапу должен основываться на оценке работоспособности предыдущего. «В подобной ситуации невыполнения своих обязательств оператором системы ЦРПТ в полном объеме справедлива и постановка вопроса о существенном сокращении платы за не работающую должным образом услугу», — говорит Шипков.