Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Яркие выступления умершего экс-госсекретаря США Колина Пауэлла. Видео Политика, 12:58
В «Локомотиве» заявили о стабильной поддержке со стороны РЖД Спорт, 12:56
Суд вновь рассмотрит иск Citi о взыскании 49% банка «Русский стандарт» Финансы, 12:53
Банк России выпустил монеты с героями мультфильма «Маша и Медведь» Общество, 12:48
Сервис «Согласия» по урегулированию убытков в автостраховании стал лучшим Пресс-релиз, 12:44
В МИДе заявили о подрыве спроса и доверия к газу из-за высоких цен Экономика, 12:34
Планируем запуск ИТ-продукта: команда, затраты, риски Pro, 12:32
В Орловской области закончились койки для больных COVID-19 Общество, 12:30
Segezha Group: «У дерева огромное преимущество в экологичности» Недвижимость, 12:25
Почему новые Mac работают дольше еще и с максимальной производительностью РБК и OCS Distribution, 12:20
В Москве сократилось число заведенных после ДТП уголовных дел Общество, 12:18
Финансовый рычаг: как посчитать, безопасно ли компании брать кредит Pro, 12:12
Чемпион ОИ Рылов собрался запатентовать маски с котами как личный бренд Спорт, 12:09
Рекорды смертности: как в России развивается эпидемия COVID. Инфографика Общество, 12:09
Бизнес ,  
0 

«Росатом» предложит нефтяникам вместе построить ледокол «Лидер»

«Росатом» предложит нефтегазовым компаниям, работающим в Арктике, войти в альянс для строительства ледокола «Лидер» стоимостью 80 млрд руб. Решения правительства о целесообразности этого проекта пока нет
Проект атомного ледокола «Лидер»
Проект атомного ледокола «Лидер» (Фото: Росатом)

«Росатом» ждет правительственных решений по строительству ледокола «Лидер» в ближайшие месяцы, сообщил гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев на встрече с журналистами.

«Если грузопоток в восточном направлении Северного морского пути будет в ближайшей перспективе 40–65 млн т в год, то нам необходима круглогодичная навигация. Обеспечить ее может только атомный ледокол «Лидер» с новыми скоростными и техническими характеристиками. Строительство «Лидера» нужно рассматривать в контексте общей экономики глобального проекта развития российской Арктики», — заявил он.

Но реализовывать проект в одиночку «Росатом» не готов. Лихачев предположил, что строительство ледокола может осуществляться по схеме ВОО (build own operate, строй-владей-эксплуатируй) в альянсе с крупными компаниями, осваивающими арктические месторождения. В Арктике работают «Роснефть», «Газпром нефть», «Газпром», а также НОВАТЭК Леонида Михельсона. В «Роснефти» от комментариев отказались, в остальных компаниях пока не ответили на запросы РБК.

О том, что строительство «Лидера» стоимостью примерно 80 млрд руб. не попало в текущую редакцию программы развития Арктики, РБК писал летом этого года. Проект так и не получил бюджетных средств.

Старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров считает, что пока нет необходимости в ледоколе «Лидер»: реализация арктических проектов идет с задержкой, а существующие проекты уже обеспечены транспортом. «Это важный проект, который обеспечит круглогодичное функционирование Северного морского пути, но в существующих временных рамках (запуск планировался на 2020–2023 годы. — РБК) нецелесообразен», — говорит эксперт.

По мнению Нестерова, с учетом западных санкций и в условиях нехватки средств у самих нефте​газовых компаний у них не будет особого желания участвовать в таком масштабном проекте.

В середине мая президент Владимир Путин сказал, отвечая на вопрос РБК, что часть проектов в Арктике приходится переносить из-за недостатка бюджетного финансирования. «Бюджетных денег никогда ни на что не хватает, но бюджетное финансирование не панацея от всех бед, не является главным инструментом экономического развития», — подчеркнул он, добавив, что некоторые проекты в Арктике могут быть «сдвинуты чуть-чуть вправо».

Кремль рассказал о роли Путина в переносе сроков сдачи ледокола «Арктика»
Общество
Строительство атомного ледокола «Арктика»

Если правительство все же примет решение о строительстве «Лидера», то за подряд поборются два судостроительных предприятия — ОСК и Дальневосточный завод «Звезда». ОСК на «Северной верфи» строит док необходимого размера, который будет готов к 2019–2020 годам, сообщил РБК представитель компании. Источник, близкий к «Звезде», также заявил о технологической готовности построить этот ледокол после 2019 года: «На «Звезде» для этого будут все возможности после 2019 года, в третьем квартале 2019 года планируется ввод сухого дока».

Технический проект инновационного трехкорпусного атомного ледокола «Лидер» разрабатывает санкт-петербургское ЦКБ «Айсберг». По словам представителя бюро, он будет готов к концу ноября. Предполагается, что ледокол нового проекта «Лидер-10510» будет оснащен двумя реакторами, для него «дочка» «Росатома» разрабатывает ядерную энергетическую установку РИТМ-400 тепловой мощностью 315 МВт, что в 1,8 раза больше, чем мощность ее предшественника — РИТМ-200 (175 МВт). По расчетам ЦКБ «Айсберг», «Лидер» мощностью на винтах 120 МВт сможет преодолевать арктический лед толщиной более 4 м, тогда как существующие сейчас ледоколы проходят только двухметровый лед, двигаясь не быстрее двух узлов.

Конструкция новейшего российского атомохода обеспечит проводку по Северному морскому пути даже крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, которые сейчас не могут использовать этот маршрут.

Алексей Лихачев неоднократно подчеркивал интерес госкорпорации к развитию Арктики. «Вопросы, связанные с развитием российского транзитного потенциала (Севморпути), таят в себе огромные перспективы не только с точки зрения развития российской экономики, но и укрепления позиции России на внешних рынках», — говорил он в интервью ТАСС в марте 2017 года. «Дочка» «Росатома» разрабатывает на Новой Земле Павловское месторождение с запасами свинцово-цинковых руд около 50 млн т.