Лента новостей
Мультифокусные линзы: какие очки помогут забыть о возрастных изменениях 17:03, Партнерский материал СМИ назвали новый клуб капитана «Спартака» Дениса Глушакова 17:01, Спорт «Плохой фильм – тоже достижение»: Билл Мюррей говорит о жизни и карьере 16:55, Стиль Число погибших при крушении парома в Танзании достигло 136 человек 16:54, Общество Власти Чечни решили создать в республике международный майнинговый пул 16:51, Технологии и медиа Time показал обложку с матрешками в виде Трампа, Путина и Дерипаски 16:34, Политика «Умные здания»: как будет выглядеть мегаполис через 30 лет 16:33, РБК и Schneider Electric Биткоин подорожал до $6,7 тыс.: что будет дальше 16:28, Крипто Рейтинг МКБ поместили под наблюдение из-за трех дней технических сбоев 16:17, Финансы Орешкин заявил о безуспешности консультаций с США по спору в ВТО 16:11, Экономика Лавров назвал новые санкции США проявлением нечистоплотной конкуренции 16:07, Политика Избирком назвал причины отмены итогов выборов главы Приморья 16:01, Политика Гибкие госуслуги: в чем плюсы законопроекта о социальном заказе 15:54, Мнение Украина направила России ноту о непродлении договора о дружбе 15:53, Политика Футболист «Краснодара» вошел в символическую сборную Лиги Европы 15:51, Спорт Суд в Петербурге оштрафовал члена группы поддержки ИГ в WhatsApp 15:48, Общество Сеть биткоина под угрозой: в клиенте Bitcoin Core нашли уязвимость 15:41, Крипто Избивший топ-менеджера «Газпрома» банкир Урин вышел из колонии 15:30, Общество Успеть до конца года: стоит ли торопиться с покупкой квартиры 15:23, Недвижимость Минтруд разрешит женщинам водить большегрузные автомобили и спецтехнику 15:22, Общество Как стать инвестором, не имея значительного капитала, знаний и времени 15:14, РБК и Сбербанк Кремль опроверг отказ Путина разговаривать с Асадом 15:11, Политика Опасный прецедент: что означают новые санкционные меры США 15:09, Экономика Минюст заявил о планах обжаловать решение Гааги по «Нафтогазу» 15:08, Бизнес Московская биржа отложила торги иностранными акциями: к чему это приведет 15:05, Quote Дорогие кадры: какие предметы из фильмов продавали на аукционах 15:04, Фотогалерея  Число потерпевших по делу о пытках в ярославских колониях достигло пяти 14:59, Общество Чемпион мира в составе сборной Италии Джилардино завершил карьеру 14:56, Спорт
Разбор полетов: как повлияет на авиаотрасль катастрофа самолета Ан-148
Бизнес, 20 мар, 21:57
0
Разбор полетов: как повлияет на авиаотрасль катастрофа самолета Ан-148
Спустя месяц после авиакатастрофы в Раменском, унесшей жизни 71 человека, Ространснадзор предписал остановить полеты всех Ан-148. Но это ограничение вряд ли коснется Минобороны, ФСБ и МЧС — крупнейших эксплуатантов этих самолетов
Ан-148 (Фото: Виталий Белоусов / ТАСС)

20 марта Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) предписала авиаперевозчикам приостановить полеты самолетов Ан-148. Об этом заявил глава службы Виктор Басаргин. «Мы сделали предписание приостановить полеты Ан-148 во всех авиакомпаниях, в которых они эксплуатируются», — сказал он журналистам во вторник, 20 марта (цитата по ТАСС).

Представитель Ространснадзора подтвердил РБК выдачу таких предписаний авиакомпаниям, но не ответил, когда именно оно вступит в силу.

В свою очередь, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), которое отвечает за госуправление в этой сфере, сообщило, что оно не направляло директивы о приостановке эксплуатации самолетов Ан-148 авиакомпаниям, за исключением «Саратовских авиалиний», борт которых разбился в Подмосковье 11 февраля. (Это не отменяет предписания Ространснадзора, уточнил источник РБК, близкий к Росавиации.) Саратовская компания не сможет эксплуатировать эти самолеты «до устранения выявленных замечаний и несоответствий в полном объеме», говорится в сообщении Росавиации.

«Саратовские авиалинии» будут перевозить пассажиров на самолетах Embraer и Як-42, следует из сообщения перевозчика. Представитель авиакомпании «Ангара», второго коммерческого эксплуатанта Ан-148, сообщил РБК, что перевозчик не получал предписания Ространснадзора, уточнив, что ведомство начало проверку самолетов компании в понедельник, 19 марта.

Кто летает на Ан-148

Ан-148 — ближнемагистральный региональный самолет, который был разработан украинским конструкторским бюро имени Олега Антонова и производится на госпредприятии «Антонов» с 2004 года. В России эти самолеты по украинской лицензии до последнего времени делал Воронежский авиастроительный завод (ВАСО).Согласно данным ВАСО, всего в России было произведено 29 самолетов семейства Ан-148. 19 февраля замминистра торговли Олег Бочаров заявил о том, что Украина запретила поставлять двигатели для производства Ан-148 в России.

Согласно данным ВАСО, ​большая​ часть парка Ан-148 в России у Минобороны, МЧС, ФСБ и специального летного отряда «Россия». В коммерческой эксплуатации эти самолеты находятся только у «Саратовских авиалиний» (пять бортов) и иркутской «Ангары» (пять бортов).

Коммерческие эксплуатанты

Авиакомпания «Саратовские авиалинии» основана в 1994 году. Согласно данным СПАРК, 55,55% АО «Саратовские авиалинии» принадлежит ООО «Союз-Инвест», единственным владельцем которого является Аркадий Евстафьев. Он же является генеральным директором ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз», которому принадлежит еще 26,63% акций авиакомпании.​ По итогам 2017 года компания заняла 19-е место среди всех российских перевозчиков по числу перевезенных пассажиров (796,4 тыс. человек). В парке «Саратовских авиалиний» находятся девять Як-42, два Embraer и пять Ан-148-100B. Маршрутная сеть составляет 13 городов.

Авиакомпания «Ангара», созданная в 2000 году, принадлежит через ООО «Капитолиум» компании «Авиакапитал» (95%) и Наталье Салахиевой (5%). Ее парк насчитывает 36 воздушных судов: пять самолетов Ан-148, семь Ан-24, три Ан-26-100, четыре Ан-2 и 17 вертолетов Ми-8.

Ведомственные исключения

Представитель эксплуатирующего Ан-148 СЛО «Россия» переадресовал вопросы РБК в Ространснадзор. В пресс-службе Минобороны, ФСБ и МЧС, у которых также есть эти лайнеры, на момент публикации материала не ответили на запросы РБК. В пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации, контролирующей ВАСО, отказались от комментариев.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что Минобороны, МЧС, ФСБ и СЛО «Россия» не пострадают от предписания Ространснадзора. Эти структуры будут принимать решение о дальнейшей эксплуатации Ан-148 самостоятельно, но с учетом итогов расследования недавней катастрофы с самолетом «Саратовских авиалиний», добавляет он. А коммерческим авиакомпаниям придется выполнять предписание Ространснадзора, и оно сильно ударит прежде всего по «Ангаре», указывает Пантелеев, поскольку если у «Саратовских авиалиний» помимо Ан-148 есть самолеты с аналогичными провозными емкостями и на какой-то период сокращения перевозчик сможет устоять, то у иркутской авиакомпании нет сопоставимой размерности самолетов, поэтому самостоятельно решить вопрос с заменой она не сможет. Ан-148 способны перевозить до 80 пассажиров, а Ан-24, Ан-26 и Ан-2, которые имеются в распоряжении «Ангары», — 52, 43 и 10 человек соответственно.

Последствия крушения пассажирского Ан-148 в Подмосковье. Фоторепортаж Еще 15 фото
Фотогалерея

С этими выводами соглашается управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, который добавляет, что находящиеся у «Ангары» борта были произведены для использования в условиях экстремального холода и приспособлены для посадки на непригодных для большинства воздушных судов этого класса аэродромах, поэтому заменить их будет очень сложно.

«Саратовским авиалиниям» дали месяц

Даже если «Саратовские авиалинии» смогут обойтись без Ан-148, судьба авиакомпании все равно остается под вопросом. Во вторник Росавиация ограничила срок действия ее сертификата эксплуатанта до 27 апреля. По результатам внеплановой проверки авиакомпании ведомство выявило нарушения и «несоответствия требованиям федеральных авиационных правил», говорится в сообщении службы.

Представитель Росавиации не ответил на вопрос РБК, какие нарушения были обнаружены. Сейчас авиакомпания имеет действующий сертификат и продолжает работу, говорится в сообщении «Саратовских авиалиний». С представителем компании связаться не удалось.

Маршрутная сеть «Саратовских авиалиний» насчитывает 13 городов; компания также осуществляет чартерные рейсы по популярным туристическим направлениям: в Грецию, Македонию и другие страны. На некоторых направлениях компания уже приостановила полеты, в частности, из Пензы компания не будет летать до 26 апреля, сообщила РБК начальник службы организации перевозок аэропорта Пензы Александра Кулаева. По ее словам, на момент приостановки полетов Ан-148 рейсы будет осуществлять «РусЛайн». Кроме «РусЛайна» в Пензу из Москвы летает еще S7, сказала она.

До 25 апреля также приостановлены полеты из Кирова в Москву, сказал РБК начальник коммерческого отдела кировского аэропорта Победилово Алексей Губин. «Как объяснили нам в авиакомпании, все ее воздушные суда Ан-148 направлены на техническое обслуживание на завод-изготовитель», — добавил он. По его словам, сейчас из Кирова в столицу летает также «РусЛайн», но аэропорт проводит переговоры и с другими крупными авиаперевозчиками.

Акция в Москве в память о жертвах крушения Ан-148. Фоторепортаж Еще 6 фото
Фотогалерея

На региональных маршрутах сейчас нет дефицита в перевозчиках, отмечает Пантелеев из «Авиапорта». Он напоминает, что авиакомпания S7 начала активно развивать региональную сеть маршрутов, поэтому полеты «Саратовских авиалиний» из Москвы и из Новосибирска она сможет заместить, а в ряде случаев и нарастить частотность полетов. Серьезных проблем с замещением саратовской компании не предвидится, предполагает он.

Катастрофа Ан-148 в Подмосковье

Пассажирский Ан-148 «Саратовских авиалиний», летевший из Москвы в Орск, разбился 11 февраля через несколько минут после вылета из Домодедово. Обломки воздушного судна были найдены в районе деревни Степановское Раменского района Подмосковья. На борту находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа, все они погибли.

Межгосударственный авиационный комитет сообщал, что, по предварительной версии, причиной катастрофы стало обледенение приемников полного давления, которые используются при определении скорости самолета. Это привело к занижению выводимых на приборную панель данных о скорости лайнера, из-за чего пилоты решили наклонить машину вниз для набора скорости. Контроль над безопасностью полетов в авиакомпании «Саратовские авиалинии» был «слегка снижен», говорил 13 марта Басаргин, рассказывая о промежуточных результатах проверки Ространснадзора. Отвечая на вопросы журналистов о причинах крушения самолета, он заявил, что к нему привели как ошибки пилотирования, так и некоторые особенности самолета.