Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Власти решили вернуться к проекту создания первой железной дороги в Туве

Ее стоимость оценивалась в ₽126,6 млрд
Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила министерствам вместе с Русланом Байсаровым вернуться к проработке строительства первой железной дороги в Туве. Этот проект обсуждается более 20 лет, в прошлом году его отложили на пять лет
Виктория Абрамченко
Виктория Абрамченко (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минтрансу и Минфину совместно с инвестором в Элегестское месторождение угля в Туве Русланом Байсаровым проработать условия и сроки возобновления строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино. Стоимость проекта должна быть рассчитана в текущих ценах с учетом его особой значимости для экономики Тувы.

Об этом говорится в поручении Абрамченко, которое она направила в среду, 16 февраля, в Минфин, Минтранс, Росжелдор и РЖД. Поручение было дано по итогам совещания по развитию угольной промышленности в Сибирском федеральном округе. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердила представитель вице-премьера. Срок поручения — 28 февраля.

РБК направил запросы в правительство Тувы, Тувинскую энергетическую промышленную корпорацию (ТЭПК, владеет лицензией на Элегестское месторождение) Байсарова, Минфин, Минтранс, Росжелдор и РЖД.

История проекта первой железной дороги в Туве

В 2014 году Счетная палата в ходе проверки указывала на ряд недостатков в проведении реформы железнодорожной отрасли, в том числе на нехватку железных дорог в регионах. На тот момент в шести регионах вовсе не было железнодорожного сообщения — в Республике Алтай, Туве, Магаданской области, Ненецком и Чукотском автономных округах и Камчатском крае.

В Туве до сих пор нет железнодорожного сообщения с остальной частью России. Дорога Элегест — Кызыл — Курагино длиной более 400 км должна связать этот регион с Красноярским краем, а также обеспечить транспортировку продукции с Элегестского угольного месторождения с запасами 776 млн т коксующегося угля. Планировалось, что новая ветка сможет пропускать 19 пар поездов в сутки, объем грузоперевозок составит 15 млн т в год.

Проект строительства железной дороги в республике обсуждается с 2002 года, когда лицензию на разработку Элегестского месторождения получила Енисейская промышленная компания (ЕПК) банкира и экс-сенатора Сергея Пугачева. Однако она не исполнила обязательства по графику работ, и правительственная комиссия исключила железную дорогу Кызыл — Курагино из перечня объектов, реализуемых за счет бюджета. Затем компания перешла к Байсарову, а в 2011 году состоялся торжественный запуск строительства дороги, на котором присутствовал Владимир Путин, тогда занимавший пост премьер-министра. Он забил в основание новой железной дороги костыль.

В апреле 2018 года Росжелдор заключил соглашение о строительстве дороги с ТЭПК и УК «Лидер». Через год стороны подписали соглашение с РЖД, которые стали генподрядчиком проекта. Анонсировалось, что дорога должна быть построена к 2023 году, к моменту запуска добычи на Элегестском месторождении.

Власти отложили строительство первой железной дороги в Туве на пять лет
Бизнес
Руслан Байсаров

Но в апреле 2021 года правительство отложило этот проект на пять лет, до 2026 года. Для этого Росжелдор подписал дополнительное соглашение с ТЭПК, которое предусматривало приостановку исполнения сторонами всех взятых на себя обязательств и исключало какие-либо штрафные санкции, концессионную плату и взаимные претензии сторон. По данным «Интерфакса», перенос проекта произошел из-за пандемии коронавируса: для строительства планировалось задействовать средства Фонда национального благосостояния, которые потребовались для поддержки экономики.

Жители Тувы в 2021 году пожаловались на «неподъемные» цены на уголь для населения. Губернатор региона Владислав Ховалыг призвал Тувинскую горнорудную компанию (принадлежит группе En+, основанной Олегом Дерипаской) снизить стоимость сырья на внутреннем рынке, а взамен обещал помочь с вывозом угля на экспорт. В 2022 году президент согласовал гарантии на вывоз на экспорт 0,4 млн т угля в год из Тувы, однако до ближайшей железнодорожной станции 400 км En+ придется везти уголь самосвалами.

Во сколько оценивалась дорога

По оценке Байсарова, при подписании соглашения с РЖД в 2019 году общий объем инвестиций на реализацию проекта в Туве составлял около 360 млрд руб. В эту сумму входят затраты на освоение месторождения, строительство портового терминала в Ванино (Хабаровский край) и строительство самой дороги Элегест — Кызыл — Курагино. Согласно отчету ТЭПК за 2020 год, стоимость проекта снизилась до 346 млрд руб. Финансировать его планировалось за счет взносов участников и выпуска субординированных и инфраструктурных облигаций.

Инвестиции в строительство самой железнодорожной ветки оценивались примерно в 126,6 млрд руб. (без НДС, в ценах 2017 года), уточняли в РЖД.

В связи с переносом срока строительства железной дороги ТЭПК также планировала внести изменения в условия лицензии на пользование недрами Элегестского месторождения: сроков начала добычи и вывода на проектную мощность.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Венесуэла продолжила диалог с Гайаной о спорном регионе Политика, 15:40
Украина сообщила, что вернула 140 тел военнослужащих Политика, 15:38
Мирра Андреева побила рекорд по победам на турнирах WTA-1000 до 17-летия Спорт, 15:35
Набиуллина не исключила возврат к росту ключевой ставки Финансы, 15:30
Алаев не увидел оснований для наказания игрока «Рубина» за шутку Спорт, 15:27
Путин назвал 9 Мая священным праздником для России Политика, 15:27
В музей «Гараж» в Москве пришли силовики Общество, 15:24
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Эминем анонсировал новый альбом The Death of Slim Shady. Когда он выйдет Life, 15:23
Адвокат журналиста Мингазова назвал дату суда по мере пресечения Общество, 15:23
Курс евро упал ниже ₽98 впервые с 6 марта Инвестиции, 15:22
Вторая ракетка России сенсационно проиграла во втором круге в Мадриде Спорт, 15:21
ФАС призвала авиакомпании скорректировать цены на билеты Бизнес, 15:17
Первые торги акциями МТС Банка на Мосбирже начались ростом на 10% Инвестиции, 15:16
ЦБ впервые ужесточил требования к выдаче автокредитов Финансы, 15:12