Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК⁠,
0
Эксклюзив

Экспорт дизеля в Африку упал вдвое из-за ремонтов и проблем с логистикой

Поставки российского дизеля в Африку в феврале сократились вдвое на фоне общего падения экспорта этого топлива из страны. Эксперты отмечают, что к этому могли привести инциденты на НПЗ и логистические ограничения
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Экспорт дизельного топлива из России в Африку в феврале упал почти в два раза, с 1,27 млн т в январе до 684 тыс. т, следует из отчета Центра ценовых индексов (ЦЦИ), с которым ознакомился РБК. Если в январе на страны Африканского континента приходилось порядка 30% морских поставок российского дизеля, то в феврале — 22%.

Общий объем морского экспорта дизеля из российских портов также снизился — на 15%, до 3,13 млн т, что стало следствием сразу нескольких факторов. Эксперты ЦЦИ объясняют сложившуюся динамику ростом числа внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), проблемами с транспортировкой по железной дороге, ограничениями Евросоюза по перевалке с судна на судно («борт в борт») в средиземноморских портах и штормовой погодой на Черном море.

В итоге поставки снизились по всем основным направлениям и, помимо Африки, наиболее заметное проседание в процентном выражении показали Бразилия (на 41%, до 344 тыс. т) и остальная часть Южной Америки (с 40 тыс. т до нуля). Поставки в Турцию — крупнейший экспортный рынок для российского дизеля — уменьшились на 12%, до 1,13 млн т. Еще 268 тыс. т пришлись на перевалку «борт в борт», которая осуществляется в Греции, Румынии, Италии и Португалии. Показатель сократился на 17% по сравнению с январем. Около 700 тыс. т (рост на 1,6%) было отправлено в феврале в прочие точки назначения, включая пока не указанные.

РБК обратился за комментарием в пресс-службу Минэнерго.

Экспорт СПГ из России в 2024 году достиг рекорда
Бизнес
Фото:Сергей Красноухов / ТАСС

Какие факторы повлияли на экспорт

«Снижение объема экспорта связано с увеличением количества инцидентов на НПЗ», — пишут эксперты ЦЦИ в обзоре. Так, по данным агентства Reuters, объем простаивающих мощностей по первичной переработке нефти на российских НПЗ в феврале вырос до 3,5 млн т с 2,3 млн т в январе, «в том числе из-за аварийных остановок Рязанской НПК, Саратовского, Сызранского и Волгоградского НПЗ после атак дронов». В целом Россия сократила экспорт нефтепродуктов через свои порты на 7,5% к январю и на 13,6% к февралю 2024 года, до 8,72 млн т, пишет Reuters. Экспорт дизеля, по оценкам агентства, уменьшился на 6% в месячном выражении, до 3,6 млн т. Reuters также объясняет сложившуюся динамику плановыми и внеплановыми ремонтами на НПЗ и штормовой погодой в Черноморском регионе.

Помимо ремонтов, поставки просели в связи с ростом количества отказов РЖД в приемке грузов к транспортировке, полагают в ЦЦИ. Так, «в январе количество не принятых к перевозке грузов у Самарской группы НПЗ составило 45%, объем нефтепродуктов, ожидавших отправку в конце января, превысил 25 тыс. т», сообщается в обзоре. Эксперты также отмечают сложившийся тренд на рост простоя груженых вагонов. По их оценкам, за 2024 год срок простоя под грузовыми операциями увеличился на 10,9% по отношению к 2023 году, а по отношению к 2019 году — на 36%. «Рост простоя приводит к увеличению количества заявок на перевозку и закупку вагонов, что дополнительно усиливает нагрузку на текущую инфраструктуру», — отмечается в обзоре.

В РЖД сообщили, что «всегда оперативно реагируют на обращения грузоотправителей», а «перевозки нефтепродуктов находятся на особом контроле». Поэтому причины недогруза необходимо рассматривать комплексно и разбираться в каждом конкретном случае, поскольку «выполнение плана зависит не только от возможностей РЖД», говорят в компании.

Так, основная причина невыполнения плана погрузки — непредъявление груза к перевозке по согласованным направлениям, поясняют в РЖД. «Если же вагоны не предъявляются к перевозке в конкретные даты, то отправить их позже возможно лишь при высвобождении провозных способностей, ранее забронированных другими грузоотправителями. При этом в таких случаях в конкретные сутки формируются потери погрузки не только из-за непредъявления груза, но и из-за невозможности принять другой груз, который был готов к отправке. По аналогии с пассажирскими перевозками это все равно что сдается билет на поезд, когда он уже ушел», — подытоживают в компании.

Ведомства предложат пути возврата приоритета топлива на железной дороге
Бизнес
Фото:Мария Ионова-Грибина / РБК

Как заявляют в РЖД, чтобы нивелировать эту проблему, компания работает со всеми участниками процесса и при перераспределении заявок между производственными площадками нефтяных холдингов оперативно взаимодействует как с отправителями, так и с операторами подвижного состава для быстрого подсыла порожних цистерн под погрузку. «Нефтеналивные грузы относятся к высокодоходной категории, компания заинтересована в каждой дополнительной тонне и совместно с нефтяниками в оперативном режиме ищет возможности по увеличению объемов отгрузки продукции», — заключили в холдинге.

Что происходит на внутреннем рынке

«Сокращение экспорта обеспечивает поддержку цен на внутреннем рынке и достаточное предложение, несмотря на участившиеся внеплановые остановки НПЗ», — считают в ЦЦИ. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), стоимость межсезонного дизеля с конца января колеблется в пределах 55–57 тыс. руб. за 1 т. Примерно в этом же диапазоне торгуется летнее топливо («с пока еще ограниченным производством из-за холодов») и зимний дизель.

Российский рынок дизельного топлива полностью обеспечен, поскольку производство в стране в два раза превышает внутренний спрос, говорит Сергей Фролов, управляющий партнер NEFT Research. «Поэтому аварии и внеплановые ремонты на НПЗ не оказывают существенного влияния на состояние внутреннего рынка дизельного топлива <...> Вместе с тем действительно аварии на заводах способны оказывать влияние на доступные для экспорта объемы и приводить к краткосрочной разбалансировке региональных рынков», — резюмирует он.

Гораздо более существенным фактором являются проблемы на железной дороге, считает Фролов. Так, в 2024 году несвоевременный вывоз нефтепродуктов приводил к вынужденному снижению загрузки некоторых НПЗ и скорости доставки топлива до потребителей, напоминает он. В совокупности с инцидентами на НПЗ это привело к значительному росту цен на топлива в опте весной и летом. «По сообщениям участников топливного рынка, в этом году на железной дороге также наблюдаются проблемы со своевременностью погрузки и скоростью на маршруте. Можно предположить, что, если ситуация на железной дороге не улучшится, мы станем свидетелями повторения прошлогодней ситуации уже в самое ближайшее время, когда начнется сезонный рост спроса», — полагает Фролов. Он напомнил, что в прошлом году для решения проблемы правительству пришлось прибегнуть к закрытию экспорта бензина и координировать работу между нефтяниками и РЖД.

Власти согласовали продление ограничений на экспорт бензина до сентября
Бизнес
Фото:Александр Манзюк / ТАСС

Профицитный баланс позволяет отправлять на экспорт 45–50% дизеля, согласен Владимир Никитин, эксперт агентства количественной аналитики «Сиала». Более того, объем производства дизеля на отечественных НПЗ имеет многолетний тренд к росту за счет улучшения вторичных процессов нефтепереработки и получения дополнительного автомобильного топлива при переработке прямогонного мазута. Что касается экспорта, то он традиционно имеет сезонные колебания и зависит от выполнения первостепенной задачи для российских нефтяных компаний — обеспечения внутреннего рынка в период высокого летнего спроса. Так, в конце февраля Минэнерго сообщило, что нефтяники нарастили запасы бензина на 3% по сравнению с началом года, до 2 млн т, а дизельного топлива — на 2%, до 3,3 млн т. Это близко к рекордной величине запасов в 3,5 млн т, зафиксированной в марте 2024 года, замечает Никитин.

«Помимо сезонных факторов, на объемы поставок российского дизельного топлива влияют нюансы логистики каждой партии — погодные факторы, доступность танкеров для перевозки светлых нефтепродуктов, их поломки и инспекции, своевременность оплаты покупателем, ценовой арбитраж», — добавляет эксперт. Он также отмечает, что февраль является наиболее коротким месяцем, поэтому более релевантно считать подобные показатели в среднесуточном выражении. «Поставки в феврале действительно снизились по сравнению с январем, но находились на уровне апреля—декабря 2024 года», — говорит он.

В целом Россия продолжает оставаться главным поставщиком дизельного топлива в Бразилию с долей около 67%, отмечает Никитин. При этом основные колебания спроса в этой южноамериканской стране обуславливаются сезонностью производства технического этанола, смешиваемого с импортируемым дизельным топливом. «В Бразилии в марте начинается рост производства этанола из нового урожая. Пиковых объемов он достигает в мае—октябре — 74 тыс. т в сутки. Местный этанол является более дешевым топливом по сравнению с импортным дизелем, поэтому его доля на заправках постоянно растет и в настоящее время составляет 15% в продаваемом на АЗС дизеле», — объясняет эксперт.

Для Северной и Западной Африки Россия также является ключевым экспортером дизеля, говорит Никитин. При этом важной тенденцией в Западной Африке, способной оказать влияние на спрос, является постепенный выход на проектную мощность переработки (89 тыс. т в сутки) НПЗ Данготе в Нигерии. «Это постепенно приводит к снижению импортозависимости Нигерии и Западной Африки в целом от импорта автомобильного топлива — бензина и дизеля. Но пока замещаются в основном европейские поставки», — заключает эксперт.

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Топливо"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 16:51
Макрон опроверг, что предупредил Зеленского о предательстве США Политика, 17:17
Много света: где найти квартиру с окнами в пол РБК и ПИК, 17:15
Рената Латыпова, основатель бренда украшений Baggira Стиль, 17:13
Швецов спрогнозировал двузначную ключевую ставку на несколько лет Инвестиции, 17:13
FT включила Маргариту Симоньян в список влиятельнейших людей года Политика, 17:06
«Галс-Девелопмент» провел публичную дискуссию на тему «Дом как судьба» Пресс-релиз, 17:05
Путин начал встречу с президентом Индии Политика, 17:04
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
ГАИ опровергла планы ужесточить регистрацию авто с большим пробегом Общество, 17:01
Биткоин-ETF BlackRock потерял $2,7 млрд из-за рекордного оттока средств Крипто, 16:58
Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva РБК и Dream Riva, 16:55
Макрон признал, что ЕС не принудит Россию к переговорам с ним по Украине Политика, 16:50
Золотые резервы России впервые превысили $300 млрд Экономика, 16:50
На Украине в вузах и колледжах нашли 50 тыс. уклонистов от мобилизации Политика, 16:46
Акции «Башнефти» упали на планах Башкирии продать часть госпакета Инвестиции, 16:45