Прокуратура проверит рекламу Тинькофф Банка в стиле А.У.Е.
Прокуратура города Москвы организовала проверку рекламных материалов Тинькофф Банка на предмет нарушения требований законодательства о рекламе и защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Проверка была организована по запросу депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина.
Копия запроса депутата на имя генпрокурора Юрия Чайки и ответа прокуратуры Москвы с сообщением о начале проверки есть в распоряжении РБК.
Внимание Рашкина привлекла реклама Тинькофф Банка в социальной сети Instagram, выполненная в духе арестантской тематики А.У.Е., адресованная подросткам в возрасте от 14 до 18 лет.
«На рекламе, опубликованной банком, изображена тюремная камера, раскладушка и слоган: «Молодым платить не по масти», — говорится в запросе депутата. Изображение сопровождалось подписью, которая «пародирует тюремные поговорки», отмечает он.
Подпись гласила: «Карта в радость, кешбэк в сладость, господа. Чтобы сделать вашу юность проще, мы отменили плату за обслуживание для всех с 14 до 18 лет. Деньги в пластик, АУЕ!».
Рашкин также обратил внимание прокуратуры на то, что реклама, обращенная к лицам от 14 до 18 лет, не соответствует требованиям закона № 436-ФЗ («О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Проблема неформального молодежного криминализированного движения обсуждалась в декабре 2016 года на заседании Совета при президенте России по правам человека (СПЧ). «Тема, которая требует немедленного разрешения, — это криминальная субкультура А.У.Е.», — заявила тогда ответственный секретарь СПЧ Яна Лантратова. По ее словам, в СПЧ поступают обращения родителей с жалобами на то, что уголовная идеология насаждается в интернатах, детских домах и обычных школах.
«В тюрьме сидит человек, и у него есть свои «смотрящие» на воле и связываются в том числе с детьми, подростками в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки. И детей, и подростков заставляют сдавать на так называемый общак для зоны», — рассказала она. По ее словам, дети, которые отказываются это делать, подвергаются унижению и физическому насилию. Правозащитница также обратила внимание совета на то, что аналогичные группы распространены в соцсетях и у них большое число подписчиков, от 85 тыс. до 800 тыс. человек.
Представители Тинькофф Банка ранее заявляли, что этот рекламный пост, после которого Рашкин обратился в прокуратуру, был настроен на молодежь, но «из-за некорректной работы таргетинга ее увидели пользователи старшего поколения», от которых в банке и «получили большую часть негативных отзывов».
Однако «с точки зрения эффективности это была удачная реклама», так как после размещения банк получил новые заявки, отметили в пресс-службе. «В то же время пользователи старшего поколения отреагировали негативно, поэтому мы ее убрали через несколько часов после публикации», — приводит сообщение пресс-службы банка TJournal.
РБК направил запрос в Тинькофф Банк, но на момент публикации заметки ответа не получил.
Ранее в ноябре законопроект о запрете криминальных субкультур внесен на рассмотрение в Госдуму. Его автором выступил сенатор Антон Беляков.
Законопроект предлагает запретить «пропаганду криминальной субкультуры» в средствах массовой информации, «а также в информационно-телекоммуникационных сетях» и дать Роскомнадзору право во внесудебном порядке блокировать сайты, контент которых формирует представление о привлекательности криминального образа жизни.
Кроме того, Русский академический фонд, председателем правления в котором является Роман Путин, двоюродный племянник президента России, обратился с письмом к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой внести сообщества А.У.Е. во «ВКонтакте» в список экстремистских.
Аббревиатура А.У.Е. («арестантский уклад един») является частью криминального сленга и используется в качестве приветствия у заключенных. Участники сообщества А.У.Е. популяризуют уголовные понятия, выступают за признание авторитетов уголовного мира и тюремных поведенческих схем в повседневной жизни.