Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

В группе «Дело» и «Трансконтейнере» сменится руководство

Компании «Дело» и «Трансконтейнер» возглавят топ-менеджеры из «Росатома» и РЖД
Акционеры группы «Дело» договорились об изменениях в составе управления: ее возглавит топ-менеджер «Росатома», а ключевой актив — «Трансконтейнер» — выходец из обслуживающих РЖД структур
Екатерина Ляхова
Екатерина Ляхова (Фото: Газета «Страна Росатом» / Анастасия Барей)

Кадровые перестановки в транспортно-логистических компаниях будут заключаться в следующем:

  • Гендиректором УК «Дело» (головная компания одноименной группы) вместо Дмитрия Панькова станет Екатерина Ляхова, последние 12 лет занимающая различные посты в управлении «Росатома» (текущая должность — директор по развитию бизнеса). Несмотря на назначение в «Дело», Ляхова сохраняет текущую должность в госкорпорации.
  • Руководить «Трансконтейнером», крупнейшим контейнерным оператором России и одним из ключевых активов группы «Дело», вместо Виталия Евдокименко, который с сентября 2022-го занимает пост президента компании, будет Михаил Концерев — сейчас он возглавляет «Группу ВГС».

Об изменении в руководстве РБК рассказали акционеры группы — Сергей Шишкарев и госкорпорация «Росатом».

Шишкарев, которому принадлежит 51% группы «Дело», отметил, что текущий масштаб бизнеса компании требует качественно нового уровня компетенций, трансформации бизнес-процессов и повышения внутренней эффективности: «Сегодня группе необходим переход к централизованной, качественно и профессионально иной модели управления, которая позволит в полном объеме использовать уникальный потенциал транспортных активов как элементов единой системы для достижения максимальной синергии и формирования логистического интегратора, занимающего лидирующие позиции на евразийском пространстве, способного составить конкуренцию глобальным игрокам на мировом рынке».

Кирилл Комаров, первый замгендиректора «Росатома», в свою очередь, отметил «стратегическую важность группы «Дело» в рамках реализации госкорпорацией национальных и отраслевых проектов, включая строительство АЭС в России и за рубежом, и решения логистических задач на Северном морском пути (СМП)».

Что известно про новых управленцев

Екатерина Ляхова окончила судебно-прокурорский факультет Уральской государственной юридической академии по cпециальности «юриспруденция», Высшую школу бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова (программа МВА), а также Антверпенскую школу менеджмента. С 2000 по 2007 год работала в структурах группы «Ренова» Виктора Вексельберга. В 2008–2009 годах возглавляла управляющую компанию аэропорта Кольцово. С 2010 года перешла на позицию вице-президента по корпоративному управлению ТВЭЛ, «дочки» «Росатома». С 2011 года занимала различные руководящие должности в структурах «Росатома», председатель совета директоров «Атомэнергопрома».

Михаил Концерев окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности «управление материальными ресурсами», а также нидерландскую Высшую школу. Возглавлял Национальную медиа группу, работал в различных структурах «Росатома» — «Русатом Сервис» (гендиректор), Центре энергоэффективности «Интер РАО ЕЭС» (гендиректор), «Ураниум Уан Груп» (старший вице-президент). С 2019 года возглавляет ООО «Управляющая компания Группа ВГС», она специализируется на управлении активами в сфере ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава РЖД.

Как «Росатом» связан с группой «Дело» и ее активами

Основа бизнеса группы «Дело», которую основал Сергей Шишкарев в 1993 году, — стивидорные, контейнерные и железнодорожные активы. В ее портфеле девять морских терминалов мощностью 3,9 млн TEU (аналог 20-футового контейнера) в год, а также 47 железнодорожных контейнерных терминалов мощностью 3,7 млн TEU в год. Группе также принадлежат 13 морских судов, контейнерный парк вместимостью 234 тыс. TEU и 40 тыс. фитинговых платформ.

В ноябре 2019-го масштаб бизнеса группы резко увеличился — компания Шишкарева выиграла аукцион по покупке контрольного пакета «Трансконтейнера». Победитель предложил за него 60,3 млрд руб., что оказалось почти в два раза больше стартовой цены — 36,159 млрд руб.

«Росатом» и DP World займутся развитием контейнерных перевозок в Арктике
Бизнес

Но уже спустя примерно месяц о вхождении в капитал самого «Дела» объявил «Росатом»: госкорпорация (покупателем выступила ее «дочка» — «Атомэнергопром») получила 30% бизнеса за 29,89 млрд руб. и опцион еще на 19%. Цель сделки, как объясняли тогда стороны, — развитие нового логистического направления и создание платформы для запуска глобального международного транспортно-логистического бизнеса: «Основными направлениями сотрудничества станут развитие международных мультимодальных и транзитных перевозок на маршруте Азия — Европа — Азия, в том числе через Северный морской путь (СМП)». С 2018 года «Росатом» стал оператором по развитию инфраструктуры СМП, а в 2022-м получил статус единого оператора направления. Именно для развития СМП госкорпорации и потребовался специализированный логистический игрок. «Самостоятельно выстраивать это направление — это долго и дорого, поэтому вариант партнерства с компанией Шишкарева и стал приоритетным», — объясняли тогда мотивы сделки источники РБК.

В конце 2021-го Шишкарев говорил в интервью РБК, что партнерство дает госкорпорации «ровно то, ради чего он заходил». «Мы занимаемся перевозками грузов в интересах промышленных строек атомных объектов «Росатома» и готовы обеспечивать взаимодействие по перевозкам по СМП, хотя бы с точки зрения перевалки грузов на наших стивидорных активах», — сообщил он.

Шишкарев и «Росатом» получили паритет в управлении группой «Дело»
Бизнес
Сергей Шишкарев

Опцион, позволивший увеличить долю в «Деле» до 49%, «Росатом» реализовал досрочно, уже летом 2022-го. «Важность создания СМП резко повысилась на фоне специальной военной операции, поскольку стоит задача как можно быстрее перенаправить на это направление большую часть грузов. Поэтому госкорпорации было важно увеличить свою роль в ключевом активе для реализации проекта», — говорил РБК источник, знакомый с причинами сделки.

В сентябре этого года Шишкарев в кулуарах Восточного экономического форума упомянул в беседе с журналистами, что с августа госкорпорация занимает уже половину мест в совете директоров транспортной группы (пост председателя остался за бизнесменом). «Мы меняем структуру совета директоров на равное участие с двух сторон, — отметил Шишкарев. — Мы договорились, за что я очень благодарен, о более активном участии «Росатома» в управлении компанией. Я сам, как акционер, на это пошел», — добавил он.

Как будет работать СМП

Как анонсировала в 2019 году госкорпорация, компания намерена создать транзитную инфраструктуру в границах коридора за $7 млрд. Предполагалось формирование и нового перевозчика с оборотом $5,6 млрд на пике начиная с 2026 года, а также запуск контейнерной линии на маршруте мощностью 30 млн т к 2028 году. Потребность во флоте ледового класса для перевозки целевого объема контейнерных грузов через СМП госкорпорация оценивала в 33 единицы, а инвестиции в их строительство — на уровне $5,8 млрд. По состоянию на октябрь 2023 года на СМП работает 30 единиц флота ледового класса, еще 34 строятся, сказал на встрече с журналистами специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов. К 2030 году госкорпорация планирует поставить на маршрут порядка 100 судов. По итогам 2018 года грузооборот СМП вырос вдвое по отношению к предыдущему году и составил 20,2 млн т. В октябре 2023-го у «Росатома» появился еще один партнер в проекте — арабский DP World: созданное сторонами совместное предприятие займется развитием евроазиатской логистики и транзитных контейнерных перевозок по арктическому маршруту, включая создание контейнерной линии и портов-хабов для транзита грузов.

Согласно стратегии развития СМП, утвержденной правительством в августе 2022 года, грузооборот коридора в 2024 году должен достичь 80 млн т, в 2030-м — 150 млн т, в 2035-м — 220 млн т. Цель «Росатома» — реализация конкурентного преимущества СМП относительно Южного морского пути через Суэцкий канал: расстояние по северному маршруту на 40% короче, время доставки грузов на 20–30% меньше в зависимости от ледовых и погодных условий, а также сопоставимая себестоимость и возможность ее оптимизации при использовании атомных ледоколов.

Екатерина Ляхова — РБК: «Важно повышение стоимости компании»

— Какие задачи перед вами поставили акционеры?

— За короткий период группа «Дело» стала настолько масштабной, что требуется переход на единые стандарты работы всех субхолдингов, внутреннюю кооперацию и поиск синергий между текущими бизнесами. Основная задача на сегодняшнем этапе — решение национальных задач в логистике, формирование новых маршрутов и комплексной «бесшовной» мультимодальной услуги. Кроме того, для любого бизнеса и ее акционеров важно повышение стоимости компании и ее эффективности.

В ближайший год компанию ждут внутренние трансформационные процессы, поддерживаемые акционерами, которые и должны позволить достичь поставленных задач.

— Будут ли еще какие-то кадровые изменения?

— Недавно акционеры завершили аудит управленческой команды всей группы, по итогам которого сделаны выводы, что текущая команда — хорошо сработавшаяся, эффективная и нацеленная на рост и развитие. Если какие-то изменения и будут, то совсем небольшие, направленные на усиление дополнительными компетенциями.

— Планирует ли «Росатом» и дальше увеличивать свою долю в капитале «Дела» или в структуре управления?

— Обновленный корпоративный договор предусматривает равное участие обоих акционеров в управлении компанией. Текущих опционов у «Росатома» нет, а дальнейшее развитие будет зависеть от выбранной акционерами стратегии.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 16:35
Гладков сообщил о пострадавших после отражения воздушной атаки Политика, 22:17
Дуров анонсировал новую функцию с хештегами в Telegram Технологии и медиа, 22:06
Один человек погиб в результате атаки дронов на белгородское село Политика, 21:58
Семь военных пострадали в результате взрыва в Академии связи Общество, 21:46
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов Бизнес, 21:46
Фьюри перевесил Усика перед боем за титул абсолютного чемпиона мира Спорт, 21:42
Военные назвали причину взрыва в академии связи в Петербурге Общество, 21:37
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Беглов заявил, что взрыв в Военной академии связи не был терактом Политика, 21:31
Мишустин распределил полномочия между вице-премьерами Политика, 21:30
Дуров заявил об успехе Notcoin. Что это значит для криптовалют в Telegram Крипто, 21:29
Почему праворадикалы Голландии обязались поддержать фермеров и Украину Политика, 21:25
Правительство продлило запрет на вывоз из России отходов драгметаллов Экономика, 21:16
Израильские военные нашли тело похищенной ХАМАС студентки Шани Лук Политика, 21:14
В Санкт-Петербурге произошел взрыв в Военной академии связи Политика, 20:55