Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Объем перевозки сырья в акватории Арктики снизится после 2035-го на 40%

Госсовет увидел риск сокращения перевозок минерального сырья по основной части Трансарктического транспортного коридора — в арктической акватории. После 2035 года, за 15 лет, они могут снизиться на 40%
Фото: Лев Федосеев / ТАСС
Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Объем перевозок минерального сырья по арктической акватории Трансарктического транспортного коридора (ТТК) рискует сократиться на 40% в период с 2035 по 2050 год. К такому выводу пришли в комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика», возглавляемой губернатором Мурманской области Андреем Чибисом.

Согласно его презентации, представленной на конференции RAO/CIS Offshore 2025, по итогам нынешнего года грузопоток минерального сырья по арктической части ТТК составит 47 млн т, а в 2035 году — 123 млн т, из которых 111 млн т придется на сектор Северного морского пути (СМП, центральная и базовая часть ТТК), 9 млн т — на Поморский сектор и еще 2,5 млн т — на Камчатский. Таким образом, общий показатель может вырасти в 2,6 раза. Однако по итогам 2050 года ожидается падение на 40% к уровню 2035 года — до 74 млн т.

Как пояснил в своем выступлении вице-президент Российской академии наук (РАН, члены его советов принимали участие в подготовке прогноза) Сергей Чернышев, в выводах комиссии Госсовета учтены все действующие и строящиеся проекты с морским вывозом минерального сырья, расположенные на побережье Печорского моря, акватории Севморпути и Берингова моря. Главная причина такой динамики — снижение объемов отгрузки углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, что, в свою очередь, связано с естественным истощением месторождений. Вместе с тем, по словам академика, минеральное сырье, в частности продукция нефтегазового комплекса, является определяющим для грузопотока ТТК и его центральной части — Северного морского пути, подчеркнул академик. Так, в 2024 году на углеводороды пришлось 83% грузопотока СМП.

В презентации Чибиса отмечается, что в этой связи необходимо расширить геологоразведочные работы и лицензирование новых месторождений в Арктике. При этом важно учесть, что время, которое требуется на подготовку месторождений к вводу в освоение, может занимать более 10 лет. «Но нам сегодня в качестве одного из ключевых приоритетов необходимо наращивать инвестиции в развитие тех региональных ресурсов, которые обеспечивают загрузку Трансарктического транспортного коридора после 2035 года. А вторая задача — это, конечно, население», — заявил глава Мурманской области.

В Калининградскую область прибыло первое судно через Севморпуть
Политика
Фото:aa_alikhanov / Telegram

Чернышев, в свою очередь, заметил, что «российская парадигма геологоразведки, ориентированная на традиционные месторождения, начинает давать сбой», поэтому требуется «развитие новых научных подходов и месторождений полезных ископаемых, в том числе глубоко залегающих нетрадиционных типов».

Что такое Трансарктический транспортный коридор

Проект Трансарктического транспортного коридора широко начали обсуждать с марта 2025 года. В сентябре президент России Владимир Путин затронул эту тему, выступая на Восточном экономическом форуме. «Мы все время говорим про Северный морской путь, но, если вы обратили внимание, я сказал и говорю про Трансарктический коридор, потому что мы пришли к выводу, что нужно оперировать соображениями большего масштаба», — сказал он. Путин пояснил, что маршрут пролегает от Санкт-Петербурга через Мурманск, Архангельск и Северный морской путь во Владивосток. При этом он представляет собой комплексную систему, которая должна объединить морской, железнодорожный, автомобильный виды транспорта, а также позволит использовать потенциал таких рек, как Обь, Енисей и Лена. Путин заметил, что интерес к ТТК растет как со стороны российских компаний, работающих в Арктике, так и со стороны иностранных перевозчиков.

По словам Чернышева, Трансарктический транспортный коридор обеспечивает внутренние и внешнеторговые перевозки, в частности внешнеторговый оборот России со странами глобального Юга, а целевым рынком ТТК можно назвать Восточную Азию. Замглавы Минтранса Константин Пашков, в свою очередь, заметил, что конкретные точки входа в Трансарктический транспортный коридор еще предстоит определить. «Очевидно, что главная — это Санкт-Петербург, морская столица, а где он будет заканчиваться — вопрос риторический, потому что для моряков горизонт — это весь мир. Минтранс в своей части сосредоточен на реализации поручения президента, который поставил задачу развития Трансарктического транспортного коридора. Уже ведется развитие мультимодальных логистических центров, как на базе действующих портов, так и строительстве новых. В настоящее время работаем с Якутией, Иркутской областью, ведутся переговоры по развитию перегрузочных комплексов в Красноярском крае, в Ямало-Ненецком автономном округе, где определяются те речные порты, которые имеют хороший доступ к железнодорожным путям и автомобильным дорогам», — сообщил замминистра.

Как отметил Чибис, для эффективного развития маршрута необходим президентский долгосрочный проект «Арктика и Трансарктический транспортный коридор». Он станет инструментом реализации новой стратегии развития Арктики до 2050 года, считает губернатор.

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Малкин вошел в число звезд дня в НХЛ после дубля и передачи Спорт, 10:54
Какие шаги нового руководителя позволяют преодолеть недоверие командыПодписка на РБК, 10:50
Опорные пункты: как создается каркас для развития регионов Дискуссионный клуб, 10:47
ЦБ снимет ограничения на перевод денег за границу для россиян Финансы, 10:46
Леброн Джеймс впервые за 18 лет набрал меньше 10 очков в матче НБА Спорт, 10:45
ФАС пригрозила делом аэропортам Сочи, Калининграда и Екатеринбурга Бизнес, 10:45
Крадущийся тигр на шелковом пути: как развивается торговля с Узбекистаном РБК и РЭЦ, 10:45
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Красный генерал: как управлять командой, если вы контрол-фрик и параноик Образование, 10:43
Как правильно вести переговоры с китайскими партнерами Отрасли, 10:42
Дмитриев обвинил прессу Европы в попытках помешать мирному процессу Политика, 10:41
Аналитики «Синары» спрогнозировали плавную девальвацию рубля в декабре Инвестиции, 10:34
Дмитриев связал вопрос обмена рупий с выходом России на рынки Индии Финансы, 10:33
Что не так с вручаемой Трампу премией мира ФИФА Спорт, 10:32
Обстановка перед российско-индийскими переговорами. Видео Политика, 10:31